Вопрос №17. Президент как глава государства в зарубежных странах.
Президент – в президентских республиках он избирается населением на прямых выборах или на косвенных выборах. В парламентских – назначается парламентом: Чехия, Латвия, Венгрия, Германия.
Обычно к президенту, предъявляются высокие требования.
1. возрастной ценз
2. гражданство – д.б. гражданин РФ, в США – рожденный в США
3. ценз оседлости – 10 лет как правило
4. запрет на совмещение должностей и профессий.
5. инаугурация, присяга
6. привилегии, некоторые пожизненно (во Франции все бывшие президенты члены конституционного совета). В большинстве стран срок полномочий 4 года.
В некоторых странах избирается вице-президент, как правило, второй кандидат.
В. 22-23 Судебная власть зарубежных стран
Вопрос №19. Функции и структура судебной власти в зарубежных странах.
Судебная власть – признаки:
1. исключительность – осуществляется только судом;
2. особый статус судей – особые требования;
3. конкретный характер – суд рассматривает конкретные дела, разрешает конкретные споры;
4. особая процессуальная форма;
5. судебная власть принадлежит к коллегиальному органу;
6. решения судебной власти обязательны для исполнения;
7. особая система контроля, исключающая какое-либо вмешательство.
07-17.11. – лекций не будет 25самостоятельная работа.
Вопрос №20. Принципы судоустройства и судопроизводства в зарубежных странах.
22.11.2011
Принципы осуществления правосудия
1. осуществление правосудия судом
2. независимость судей
3. свобода доступа к суду
4. ведение правосудия на языке, понимаемыми сторонами «-« мусульм
5. открытый судебный процесс (за искл. ряда дел: о совершеннолетних, половые, воен, коммерческая тайна) не распространяется на Вьетнам, Корея, Китай.
6. пересмотр судебного решения (обжалование) путем апелляции, (операционный, кассационный, ревизионный (апелляция + кассация). – принцип не работает в мусульманских странах.
7. ответственность государства за судебную ошибку.
Принципы в сфере УП:
1. принцип презумпции невиновности;
2. право на рассмотрение уголовного дела с участием присяжных.
3. право пользоваться услугами адвоката;
4. недопустимость использования доказательств с нарушением закона.
5. запрет повторного осуждения за одно и тоже преступление
6. закон отягчающий ответственность не имеет обратной силы.
Способы формирования судов
1. судьи избираются населением; (низшие суды США, Вьетнам)
2. назначение судий (сысшие суды)
3. Занятие должности на конкурсной основе
Народные заседатели – в соц. странах – не имеющие юр. образования – методом случайной выборке.
Вопрос №21. Судебные системы в зарубежных странах.
Модели судебных систем:
англосаксонская – все суды состоят в единой системе – подчинение нижестоящих вышестоящим. Во главе верховный суд.
1. отсутствие конституционного суда все дела о соответствии конституции рассм. судами общей юрисдикции
2. широкое использование судебного прещцендента
3. только аппеляционная форма обжалования
4. судьяпассивен в процессе поскольку основная роль за присяжными. Играет роль ведущего. Решение не принимает.
Германская
1. полисистемность – нет единой системы судов
2. есть конституционный суд
3. практически не используются судебные преценденты.
4. ссылка на закон (больше развито законодательство)
5. кроме аппеляции есть кассация + закон о суде.
6. Судья активен в процессе.
Социалистическая модель –
1. выборность судей, подотчетность исполнительных органов (совет);
2. требования о предварительном согласовании с советом
Мусульманская модель
1. не существует присяжных заседателей;
2. процесс ведется по канонам шариата с использованием различных норм доказывания.
3. нет процедуры обжалования, но можно обратиться к Имаму, но он может пересмотреть дело.
Местное самоуправление в ЗС
Основным документом о МСУ является европейская хартия МСУ 1985 года:
под МСУ понимается право и действ. возможность местных органов регулировать и решать отдельные вопросы местного значения.
Это система организации и деятельности граждан для самостоятельного решения значительной части местных дел. все современные К. устанавливают право народа на местное самоуправление.
МСУ осуществляется в разных формах (советах, собраниях).
признаки МСУ:
1. выборность;
2. самостоятельность при решении местных вопросов.
В мире 3 модели МСУ:
1. англо-саксонская модель – на местах нет должностных лиц, назначаемых центральной властью, а также ее представителей, при этом местные органы (мэры, шерифы) избираемые населением, могут решать только те вопросы, которые четко прописаны в законе.
2. Континентальная модель (романо-германская) на местах есть специально-уполномоченные лица центральной власти – комиссары в германии. Контролируют местные органы, которые избираются населением и осуществляют любые полномочия не запрещенные законом. Эти лица контролируются центральной власти. Могут осуществлять любую деятельность незапрещенную законом. (РФ ближе к континентальной)
3. Либерийская (Испания, Италия) – в каждом тер. образовании избирается совет, который проходит утверждением центральной властью. Есть подотчетность. Компетенция как и во 2 модели.
4. Советская модель – (Вьетнам, Корея) – МСУ включается в иерархию органов власти – нижнее звено системы.
Компетенция органов МСУ:
1. ЖКХ;
2. социальное обслуживание населения;
3. дошкольное образование, среднее образование;
4. здравоохранение;
5. торговля;
6. общественное питание;
7. службы быта;
8. общественный порядок и пожарная безопасность;
9. землеустройство, озеленение;
Все полномочия могут быть классиф.:
1. в сфере финансово-эк отношений – МСУ принимают местные бюджеты;
2. установление местных налогов и сборов (+ налог на рекламу, с владельцев животных);
3. органы МСУ иногда средства выделяются из бюджета наделяются государственными полномочиями