Вопрос №17. Президент как глава государства в зарубежных странах.

Президент – в президентских республиках он избирается населением на прямых выборах или на косвенных выборах. В парламентских – назначается парламентом: Чехия, Латвия, Венгрия, Германия.

Обычно к президенту, предъявляются высокие требования.

1. возрастной ценз

2. гражданство – д.б. гражданин РФ, в США – рожденный в США

3. ценз оседлости – 10 лет как правило

4. запрет на совмещение должностей и профессий.

5. инаугурация, присяга

6. привилегии, некоторые пожизненно (во Франции все бывшие президенты члены конституционного совета). В большинстве стран срок полномочий 4 года.

В некоторых странах избирается вице-президент, как правило, второй кандидат.

В. 22-23 Судебная власть зарубежных стран

Вопрос №19. Функции и структура судебной власти в зарубежных странах.

Судебная власть – признаки:

1. исключительность – осуществляется только судом;

2. особый статус судей – особые требования;

3. конкретный характер – суд рассматривает конкретные дела, разрешает конкретные споры;

4. особая процессуальная форма;

5. судебная власть принадлежит к коллегиальному органу;

6. решения судебной власти обязательны для исполнения;

7. особая система контроля, исключающая какое-либо вмешательство.

07-17.11. – лекций не будет 25самостоятельная работа.

Вопрос №20. Принципы судоустройства и судопроизводства в зарубежных странах.

22.11.2011

Принципы осуществления правосудия

1. осуществление правосудия судом

2. независимость судей

3. свобода доступа к суду

4. ведение правосудия на языке, понимаемыми сторонами «-« мусульм

5. открытый судебный процесс (за искл. ряда дел: о совершеннолетних, половые, воен, коммерческая тайна) не распространяется на Вьетнам, Корея, Китай.

6. пересмотр судебного решения (обжалование) путем апелляции, (операционный, кассационный, ревизионный (апелляция + кассация). – принцип не работает в мусульманских странах.

7. ответственность государства за судебную ошибку.

Принципы в сфере УП:

1. принцип презумпции невиновности;

2. право на рассмотрение уголовного дела с участием присяжных.

3. право пользоваться услугами адвоката;

4. недопустимость использования доказательств с нарушением закона.

5. запрет повторного осуждения за одно и тоже преступление

6. закон отягчающий ответственность не имеет обратной силы.

Способы формирования судов

1. судьи избираются населением; (низшие суды США, Вьетнам)

2. назначение судий (сысшие суды)

3. Занятие должности на конкурсной основе

Народные заседатели – в соц. странах – не имеющие юр. образования – методом случайной выборке.

Вопрос №21. Судебные системы в зарубежных странах.

Модели судебных систем:

англосаксонская – все суды состоят в единой системе – подчинение нижестоящих вышестоящим. Во главе верховный суд.

1. отсутствие конституционного суда все дела о соответствии конституции рассм. судами общей юрисдикции

2. широкое использование судебного прещцендента

3. только аппеляционная форма обжалования

4. судьяпассивен в процессе поскольку основная роль за присяжными. Играет роль ведущего. Решение не принимает.

Германская

1. полисистемность – нет единой системы судов

2. есть конституционный суд

3. практически не используются судебные преценденты.

4. ссылка на закон (больше развито законодательство)

5. кроме аппеляции есть кассация + закон о суде.

6. Судья активен в процессе.

Социалистическая модель –

1. выборность судей, подотчетность исполнительных органов (совет);

2. требования о предварительном согласовании с советом

Мусульманская модель

1. не существует присяжных заседателей;

2. процесс ведется по канонам шариата с использованием различных норм доказывания.

3. нет процедуры обжалования, но можно обратиться к Имаму, но он может пересмотреть дело.

Местное самоуправление в ЗС

Основным документом о МСУ является европейская хартия МСУ 1985 года:

под МСУ понимается право и действ. возможность местных органов регулировать и решать отдельные вопросы местного значения.

Это система организации и деятельности граждан для самостоятельного решения значительной части местных дел. все современные К. устанавливают право народа на местное самоуправление.

МСУ осуществляется в разных формах (советах, собраниях).

признаки МСУ:

1. выборность;

2. самостоятельность при решении местных вопросов.

В мире 3 модели МСУ:

1. англо-саксонская модель – на местах нет должностных лиц, назначаемых центральной властью, а также ее представителей, при этом местные органы (мэры, шерифы) избираемые населением, могут решать только те вопросы, которые четко прописаны в законе.

2. Континентальная модель (романо-германская) на местах есть специально-уполномоченные лица центральной власти – комиссары в германии. Контролируют местные органы, которые избираются населением и осуществляют любые полномочия не запрещенные законом. Эти лица контролируются центральной власти. Могут осуществлять любую деятельность незапрещенную законом. (РФ ближе к континентальной)

3. Либерийская (Испания, Италия) – в каждом тер. образовании избирается совет, который проходит утверждением центральной властью. Есть подотчетность. Компетенция как и во 2 модели.

4. Советская модель – (Вьетнам, Корея) – МСУ включается в иерархию органов власти – нижнее звено системы.

Компетенция органов МСУ:

1. ЖКХ;

2. социальное обслуживание населения;

3. дошкольное образование, среднее образование;

4. здравоохранение;

5. торговля;

6. общественное питание;

7. службы быта;

8. общественный порядок и пожарная безопасность;

9. землеустройство, озеленение;

Все полномочия могут быть классиф.:

1. в сфере финансово-эк отношений – МСУ принимают местные бюджеты;

2. установление местных налогов и сборов (+ налог на рекламу, с владельцев животных);

3. органы МСУ иногда средства выделяются из бюджета наделяются государственными полномочиями

Наши рекомендации