Тема 3. Понятие, сущность, социальное назначение и типология государств (4ч)
1) Понятие и основные признаки государства. Отличие государственной организации от организации власти в первобытном обществе.
До настоящего времени не сформировалось единого общепризнанного определения государства. Ведь подходы к пониманию государства могут осуществляться с философской, исторической, социологической, юридической и др. позиций.
Государство рассматривалось как:
- политическая общность, союз людей (Цицерон, Д.Локк, И.Кант);
- организация господства, призванная поддерживать правопорядок (Л.Гумплович);
- машина для угнетения одного класса другим (Ленин).
В настоящее время в науке сформировались следующие признаки государства:
1) государство – публичная политическая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения. Регулируя отношения и разрешая противоречия между различными социальными группами, государство приобретает политический характер. Публичность проявляется в том, что государство отделено от общества, оно стоит над обществом. Государственная власть осуществляется комплексом органов, которые образуют государственный аппарат.
2) Территориальная организация. Она проявляется в том, что появляются государственные границы, которые очерчивают пределы осуществления государственной власти. Население объединено в рамках государственных границ уже не по родственному, а по территориальному признаку. Л.Дюги отмечал: «Коллективность может быть государством только тогда, когда она осела на территории с определенными границами»
В истории правовой теории сложилось несколько подходов к пониманию территории государства: объектная теория, патримониальная доктрина и концепция лимитированного пространства.
Согласно объектной теории (К.Л.Галлер, Б.Н.Чичерин) государственная территория является объектом права собственности государства и выступает как его земельное выражение. Сделки по поводу земли возможны между государствами и гражданами.
Патримониальная доктрина (Л.Оппенгейм) также рассматривает государственную территорию как объект права собственности. Но это собственность не монарха, не народа, не отдельного государства. Это объект международно-правовой собственности. В этом смысле понятие собственности является публично-правовым в смысле территориального верховенства, а не в смысле частного права.
Теория лимитированного пространства (Еллинек, Н.Коркунов) сводила территорию к сфере пространственной компетенции государства. В отличие от патримониальной теории пространственная теория отрицает вещный характер государственной территории. Управление не означает материального владения территорией. Оно означает управление людьми, которое немыслимо без территории. Территория является пространственным пределом власти.
Территория государства – пространство, на которое распространяются правовые установления данного государства, где органы государственной власти обладают правом на законное принуждение к соблюдению и исполнению правовых норм.
К территории государства относятся:
- сухопутная зона - территории его субъектов,
- водная зона - внутренние воды, территориальное море, включая 12-мильную зону территориальных вод (Конвенция ООН по морскому праву 1982г.);
- воздушное пространство до его границы с космосом;
- земные недра в пределах сухопутной и водной территории.
С территорией государства связан такой признак, как население государства. Другими словами население можно назвать «народ» или «нация». Нация – это исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией и подчиняющихся единым законам, т.е. государству.
Термины «нация» и «национальность» - не одно и то же. Национальность определяет принадлежность лица к исторически сложившейся этнососциальной группе людей, характеризующейся наличием общего языка, общности культуры, традиций, психологии, наличием этнического самосознания. Понятие «нация» образовывалось ранее путем добавления общей территории проживания к приведенному представлению о национальности. Однако в результате взаимопроникновения, перемешивания людей различных национальностей, с ростом общей культуры и информатизацией понятие общей территории проживания для представителей одной национальности практически исчезает. Определяющим становится не понятие «национальность», а понятие «гражданство», т.е. принадлежность лица государству, в котором человек проживает.
3) Государственный суверенитет. Это верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в принятии решений и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти. Соответственно, государство распространяет свою власть на всю территорию страны, устанавливает правовое положение различных организаций, регламентирует права и обязанности личности, устанавливает компетенцию государственных органов.
Независимость государства означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Однако эта независимость не абсолютна, она ограничена нормами международного права.
Суверенитет является неделимым: нельзя передать кому-либо часть суверенитета. Встречающаяся концепция передачи части суверенитета субъектам федерации в федеративном государстве противоречит представлениям о едином государстве. В едином государстве не может быть нескольких уровней суверенной (независимой) государственной власти. Субъекты федерации обладают самостоятельностью, а не суверенитетом, и она определяется закрепленным конституцией государства разграничением предметов ведения и властных полномочий между федерацией и ее субъектами.
Конституционный Суд РФ установил: «Конституция РФ не допускает какого-либо носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации в силу Конституции РФ исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации
Народный суверенитет. Это понятие тождественно понятию «государственный» суверенитет, ведь согласно Конституции РФ носителем суверенитета Российского государства является его многонациональный народ. Что может означать «верховенство народа»,т.е. его суверенитет, если все властные полномочия переданы народом государственной власти? Воля народа реализуется через государственную власть на основе и в рамках конституции. В Конституции РФ предусмотрен механизм реализации воли народа через выборность органов законодательной власти, через референдумы по важнейшим сторонам общественной жизни.
4) Издание нормативных правовых актов – исключительная прерогатива государства. Только государство может устанавливать посредством издания правил поведения правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
5) Создание казны государства. Содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования. Основная составляющая казны – налоги. Только государство обладает полномочием на установление налогов. Однако помимо налогов в государственную казну входят государственные кредиты, таможенные пошлины, ценные бумаги и т.п.
Итак, государство – это особая суверенная организация политической власти на определенной территории, обладающая правом издания нормативных правовых актов и формированием государственной казны.
Отличие государства от первобытного общества
1) власть в первобытном обществе носила общественный характер. Люди, принимавшие общественнозначимые решения, выполняли и другую работу наравне с остальными членами общества. То есть догосударственная власть не знала отделенного от общества аппарата управления.
2) Для содержания государственного аппарата взимаются налоги. При родовом строе в силу изложенного выше «управленцы» в налогах не нуждались.
3) При родовом строе власть распространяется на членов рода (т.е. по принципу родства). Государственная власть распространяется на всех, кто проживает на территории государства.
4) Государственная власть носит политический характер, т.к. общество дифференцировано по интересам и потребностям на различные социальные группы.
Политическая власть характеризуется способностью влиять на направление деятельности людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых воздействий, а также с помощью авторитета, традиций, принуждения.
Представителями государственной политической власти выступают государственные органы с их материальными придатками в виде армии, тюрем и т.п. Политическая власть, таким образом, получает материальное воплощение в системе органов и учреждений, образующих ее механизм. Будучи воплощенной в государственно-правовые институты, политическая власть становится государственной властью.
2) Сущностная характеристика государства. Основные концепции сущности и социального назначения государства.
Сущность (в философии) — совокупность наиболее важных и устойчивых связей и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Определить сущность государства - значит установить, кому принадлежит государственная власть и чьим интересам она служит.
В настоящее время в науке сложилось 2 подхода к пониманию сущности любого государства.
1) Классовая сущность государства — выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. При данном подходе (марксистском) государство понимается как аппарат принуждения и подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.
2) Общесоциальная сущность государства — его способность объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты. Общество состоит из различных групп населения, которые имеют нередко противоречивые интересы. Задача государства — устранять конфликты, опираясь на средства компромисса. Этот подход обладает рядом плюсов:
- основывается на понимании государства как властной структуры, управляющей в интересах отдельного человека и общества в целом;
- ориентирует на демократические методы управления;
- государство рассматривается как ценность.
Несмотря на противоположность подходов к сущности государства можно рассматривать природу государства двойственно. Ей присущи элементы классовости, поскольку государство выражает волю тех социальных групп, чьи интересы представляет, также ей присущи и общечеловеческие идеалы.
Социальное назначение — это предназначение государства, его полезность для общества.
Главное предназначение государства — служить обществу, а именно:
- устанавливать и поддерживать порядок в отношениях;
- выступать арбитром при разрешении споров;
- обеспечивать безопасность общества от преступных посягательств внутри страны и от внешних нападений;
- создавать нормальные условия для жизни человека;
- выступать объединяющей силой.
3) Государственная власть. Ее отличие от иных форм властвования. Понятие власти.
1)Власть присуща любому обществу, поскольку оно всегда нуждается в управлении, т. е. в упорядочении отношений в нем.
2) Власть существует в виде отношения между людьми. В этом отношении один из субъектов выступает в роли властвующего, другой — в роли подвластного.
3) Власть воплощается (материализуется) в определенных учреждениях и институтах.
4) Воля властвующего выражается в виде обязательных для исполнения указаний.
Виды власти: власть рода, политическая власть, государственная власть, экономическая, родительская, церковная и т.п.
По социальному уровню можно выделить власть 1) в обществе в целом и 2) между индивидами.
По отношению к политике — политическую и неполитическую. Одни ученые относят к политической власти только власть государственную (М.И.Байтин), другие полагают, что политическую власть могут осуществлять все субъекты политической системы, а не только государство (Ф.М.Бурлацкий).
М.Вебер различал власть:
- традиционную, использующую обычаи и ритуалы, присущие обществу, которые медленно изменяются и остаются постоянными в течение длительного времени;
- легальную, опирающуюся на законы, регламентирующие деятельность власти;
- харизматическую, основанную на особом положении в обществе и личностных качествах руководителя.
Государственная власть имеет свои особенности:
1) реализуется через органы государства;
2) она публична, т.е. осуществляется особым профессиональным аппаратом, отделенным от общества;
3) суверенна, т.е. обладает верховенством и единством внутри страны и независимостью вовне;
4) универсальна, т.е. распространяется на всю территорию государства и на все население;
5) обладает монополией на издание общеобязательных правил поведения.
Структура государственной власти: 1) субъект; 2) объект; 3) содержание властной деятельности; 4) средства и способы осуществления государственной власти; 5) ресурсы власти.
Относительно субъекта власти в науке нет единого мнения. Одни ученые полагают (А.Ф.Черданцев), что субъектом власти могут быть государство, его органы и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя власти, его активное, направляющее начало. Другие ученые (Л.А.Морозова) считают, что субъектом могут быть социальные и национальные общности, народ.
Объектом власти выступают индивиды, их объединения, социальные слои, общество в целом.
Содержание властной деятельности — навязывание воли подвластным, направление их действий в определенное русло.
Средства и способы осуществления власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если воля властвующих и подвластных совпадает, то государство обходится без принуждения.
Средства: 1). утилитарные (материальные и др. блага, связанные с повседневными потребностями людей);
2) принудительные — меры принуждения, когда не срабатывают утилитарные ресурсы;
3) нормативные - средства воздействия на внутренний мир человека с целью направления его поведения в обществе.
Ресурсы можно разделить на:
1) экономические (казна, земля, полезные ископаемые и т.п.);
2) социальные (социальные группы, образующие основу государственной власти);
3) культурно-информационные — знания, информация, национально-культурные традиции;
4) идеологические;
5) силовые (армия, милиция, суд, прокуратура).
Дополнительный материал Проблема соотношения государства и государственной власти.
Если под государством понимать политико-территориальную организацию общества, то государственная власть — важнейший признак государства.
Если государство — особый механизм государственной власти, то обе категории соотносятся как форма (государство) и содержание (государственная власть). При этом характер государственной власти определяет особенности механизма государства.
Государство — носитель государственной власти. Народ реализует государственную власть непосредственно либо через государственные органы. Отсюда следует, что государство и государственная власть — различные понятия, хотя и взаимосвязанные.
Государство как политическая организация общества , выражающая классовые и общесоциальные интересы.
В обществе всегда имеет место дифференциация интересов у различных индивидов и их разнообразных групп. Эти интересы различны у разных поколений общества, у женщин и мужчин, представителей разных профессий, регионов, религий, национальностей и т.п. Регулирование этих интересов и есть политика, которые нуждаются в неком арбитре, авторитете, т.е. во власти, сопряженной с силой. Организацией этой власти и является государство.
Государство одновременно выражает классовые и общесоциальные интересы. Государство защищает интересы отдельных социальных групп. Однако, будучи официальным представителем всего общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы.
4) Современная типология государства. Понятие типа государства. Соотношение формационного и цивилизационного подходов к типологии государства.
Тип государства — совокупность наиболее характерных особенностей и черт государства, выражающих его социальную сущность и соотношение с определенной разновидностью тех или иных обществ, в рамках которых это государство существует.
Первая типология государств возникла в глубокой древности. Первой типологией считают древнюю типологию, связанную с типом правильного, идеального государства. За критерий типа бралось то государство, которое больше всего подходило для жизни людей. Платон разработал свой проект идеального государства, близкий к реальным условиям жизни греческих полисов и изложил его в труде «Государство».
В 20-м веке наиболее распространенным стал формационный подход к типологии государства, разработчиками которого были идеологи марксизма-ленинизма. Они отвергали идею о типе идеального, правильного государства, поскольку она не выдерживала критики с позиций классового подхода, неравенства, эксплуатации человека человеком.
Согласно формационному подходу типология государства связана только со способом производства, а в соответствии со сменой способов производства происходит в истории смена типов государства. Тип государства — это совокупность характерных особенностей государства, выражающих его сущность и свойственных всем государствам, возникшим на основе производственных отношений одного и того же типа. Было создано понятие об общественно-экономических формациях. Было выделено пять формаций: первобытнообщинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая.
Все государства одной формации были объединены в одну группу как государства одного типа. Выделялось четыре типа государств. Так, рабовладельческому типу отношений соответствует рабовладельческий тип государства, феодальному — феодальный, капиталистическому — капиталистический, социалистическому — социалистический.
1) Рабовладельческое государство. Экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. Рабовладельческое государство создано и существует в целях охраны собственности рабовладельцев, государство необходимо им для удержания власти. Примерами рабовладельческих государств могут быть Афины, Рим, Египет, Вавилон, Ассирия. Однако в этих государствах основной производительной силой был не рабы, а общинники- земледельцы.
2) При феодальной формации материальную основу общества (экономический базис) составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков. Феодальное государство создано и существует в целях охраны собственности феодалов, государство необходимо им для удержания власти.
3) Для капиталистической формации характерна частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Суть этого типа государства — диктатура буржуазии.
4) Социалистическое государство — высший и последний тип государства. Суть его состоит в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом; это орудие защиты революционных завоеваний народа.
Следует отметить, что подобная типология была сформирована только в 1938 году намного позже смерти основателя формационного подхода к типологии государства К.Маркса.
К.Маркс выделял три общественные (а не общественно-экономические) макроформации:
1) первичная (архаическая);
2) вторичная (экономическая);
3) теоретичная (коммунистическая).
Из них только лишь для экономической макроформации характерны частная собственность, классы, и соответственно, государство. Первичная и теоретичная макрофорации — безгосударственные эпохи человеческой истории.
В «Предисловии к критике политической экономии» К.Маркс выделил в рамках экономической формации 4 типа государства:
- азиатский тип (восточная деспотия). Он основан на общественной собственности на землю и коллективный труд. Здесь не классы создают государство, а государство, захватившее средства производства, создает в лице чиновничества господствующий класс;
- античный
- феодальный
- буржуазный
По К.Марксу понятие способа производства не совпадает ни хронологически, ни содержательно с понятием формации.
Недостатки формационного подхода:
1. Теория общественно-экономических формаций была разработана в основном на материале европейских стран. Восточные государства возникали и развивались иным путем и не укладывались в рамки формационной теории;
2. Согласно формационному подходу развитие обществ и государств характеризуется линейно: за одной формацией следует другая. Однако на практике это не подтвердилось. Формационный подход не может объяснить, почему разные народы, начав свое развитие в первобытном обществе, в дальнейшем пошли разными путями в государствообразовании.
На рубеже 70-80-х гг. ХХ века активно стали обсуждаться проблемы цивилизационного подхода к изучению общества.
Цивилизация — социокультурная система, обеспечивающая высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями общества и одновременно поддерживающую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и ценностей.
Суть цивилизационного подхода в том, что при характеристике развития конкретных народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы: особенности духовной жизни, в том числе, религии, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев и т.п.
Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:
1) Природа государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и предаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения.
2) Государственную власть можно рассматривать как часть культуры. Это позволяет раскрыть связь государственной власти и престижа, символики и т.п.
3) Разнородность культур во времени и в пространстве позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях.
У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым от научно-технических достижений. Тем самым он показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества: чем выше уровень развития государства, тем устойчивее экономический потенциал и благосостояние общества.
Разработкой критериев цивилизации занимался А.Тойнби (1889-1975). В основу цивилизации он положил религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и т.п. В результате он первоначально выделил 100 видов цивилизаций, но затем уменьшил их до 20.
В юридической науке типология государств по цивилизационному критерию отсутствует, выделяют лишь виды цивилизаций.
По этапам можно выделить:
а) локальные цивилизации, существующие на отдельных территориях или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская);
б) особые (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);
в) всемирная, охватывающая все человечество.
Типологию можно проводить по хронологическому, пространственному, религиозному критерию, уровню организации.
По уровню организации выделяют
а) первичные (древнеегипетская, шумерская, японская). Здесь значительная роль принадлежит государству как объединяющей и организующей силе, определяющей социальные и экономические структуры.
б) вторичные (западноевропейская). Здесь уже существует граница между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть уже не является всемогущей и всепроникающей силой.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества и государства дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет полно характеризовать тип государства с учетом как социально-экономических, так и духовно-культурных факторов.
Переходный тип государства
Его можно выделить как в формационном, так и в цивилизационном подходе. Переходное состояние возможно при смене одной формации другой, а также появление новых духовно-культурных отношений в развитии общества.
По отношению государств к религии выделяют светские, клерикальные, теократические, атеистические государства.
В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, не могут вмешиваться в его дела. При этом государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии, не оказывает предпочтений и поддержке ни одной из конфессий.
Клерикальное государство — государство, в котором та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. При этом слияния государства и церкви не происходит. Государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций (Великобритания, Япония, Швеция).
В теократическом государстве государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии; религиозные нормы составляют основной источник законодательства (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия).
В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями (СССР).
Лекция