Конституционное правосудие в России

Конституционное правосудие в России

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие и сущность конституционного контроля………………...5

1.1. Понятие конституционного контроля……………………………..5

1.2. Основные принципы Конституционного Суда РФ………………9

2. Полномочия Конституционного суда как органа конституционного контроля и некоторые проблемы их реализации……12

2.1. Компетенция Конституционного Суда РФ………………………12

2.2. Проблемные аспекты в осуществлении конституционного правосудия………………………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………23

Введение

Сегодня, по прошествии 20 лет после принятия Конституции Российской Федерации, в стране накоплен большой опыт отправления конституционного правосудия. И хотя зарождение института отечественного конституционного судопроизводства объективно предшествовало появлению нового Основного Закона, вряд ли кто-то всерьез усомнится в том, что реальное становление конституционной юстиции в ее современном формате базируется на положениях действующей Конституции РФ 1993 г. С формально-юридической точки зрения роль и значение Конституционного Суда РФ и отправляемого им правосудия, конечно же, во многом предопределены ст. 125 Конституции РФ, закрепляющей основы правового статуса КС РФ, и ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", характеризующей его в качестве судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Из них с очевидностью следует, что Конституционный Суд занимает эксклюзивное место в общей системе государственных органов, так как только он вправе, обеспечивая судебно-правовую охрану Конституции, фиксировать в своих решениях конституционные параметры соблюдения и защиты прав и свобод граждан, организации и функционирования различных институтов гражданского общества и правового государства и тем самым гарантировать верховенство и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации.

Президентом РФ 3 ноября 2010 г. подписан Федеральный конституционный закон N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Закон N 7-ФКЗ)[1]. В пояснительной записке к законопроекту было указано, что он направлен на "оптимизацию процедуры конституционного судопроизводства в целях повышения ее эффективности" путем разрешения проведения заседаний Конституционного Суда РФ без проведения слушаний, а также на "устранение возможности возникновения коллизий в судебной системе", связанных с условиями допустимости обращений в КС РФ граждан и судов. Председатель КС РФ В.Д. Зорькин отметил, что инициатором законопроекта был сам Конституционный Суд, который с учетом опыта европейских конституционных судов, а также практики Европейского суда по правам человека пришел к выводу о возможности рассмотрения некоторых категорий дел без проведения слушаний.

Изменения, внесенные данным Законом, весьма существенны. В частности, предусмотрено, что граждане имеют право обращаться в КС РФ с жалобой на неконституционность закона, уже примененного в конкретном деле, а суды - с запросом о неконституционности закона, только подлежащего применению, но не примененного. Спорность данного изменения состоит в его явном противоречии ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, которая дает право гражданам и судам обращаться в КС РФ с жалобой (запросом) о соответствии Конституции как примененного, так и подлежащего применению закона.

Цель настоящей работы – рассмотрение конституционного правосудия в России.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:

- рассматривается понятие конституционного контроля;

-выделяются основные принципы Конституционного Суда РФ;

-определяется компетенция Конституционного Суда РФ;

- анализируются проблемные аспекты в осуществлении конституционного правосудия.

Понятие и сущность конституционного контроля

Полномочия Конституционного суда как органа конституционного контроля и некоторые проблемы их реализации

Заключение

Формирование демократического правового социального государства не является и не может являться уделом какого-либо одного органа или должностного лица. В этом смысле предназначение конституционной юстиции состоит в том, чтобы не допустить отступления от требований Конституции РФ ни в законодательной деятельности, ни в правоприменении. Исходя из этого, Конституционный Суд, реализуя свои полномочия, не вправе посягать на прерогативы президента, парламента или правительства, навязывая им те или иные варианты законодательных, политических или административных решений.

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о сущностном изменении в компетенции КС РФ, которое еще предстоит осмыслить. Указанное изменение фактически наделяет КС РФ функциями осуществления публичного контроля за конституционностью правоприменения. Ведь если говорить о полномочии КС РФ подтверждать неконституционность нормы (уже являвшейся предметом рассмотрения в КС РФ), то такое подтверждение неразрывно связано с проверкой КС РФ конкретного правоприменения судами общей юрисдикции или арбитражными судами определенных норм права в их неконституционном смысле в непосредственном влиянии на права и свободы конкретных граждан. В то же время это новое полномочие КС РФ не может быть сугубо оценочным и определяемым по его усмотрению при том, что мотивы конкретных решений остаются без надлежащего освещения. Это противоречит целям публичного контроля за конституционностью правоприменения и сводит на нет такой контроль. Таким образом, только итоговые решения КС РФ о признании нормы не противоречащей Конституции РФ могут являться объективным основанием для отказа в принятии к рассмотрению жалобы гражданина о подтверждении факта неконституционности нормы. В остальных случаях, если гражданин обращается в КС РФ с жалобой на неконституционность примененного в его деле нормативного акта (отдельных его норм) и обнаруживается, что эти нормы уже были признаны КС РФ противоречащими Конституции РФ, должен решаться вопрос о контроле за конституционностью правоприменения. Поэтому существование постановления КС РФ о признании оспариваемой нормы неконституционной, сохраняющего силу на момент обращения с жалобой о подтверждении неконституционности нормы, само по себе не может являться основанием для отказа КС РФ в принятии жалобы гражданина к рассмотрению согласно п. 3 ч. 1 ст. 43 ФКЗ о КС РФ.

Статус Конституционного Суда РФ как органа публичного контроля за конституционностью правоприменения отвечает и целям мониторинга правоприменения в России, введенного Указом Президента РФ от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации". В частности, в п. 2 Положения о мониторинге правоприменения в России указано, что мониторинг предполагает комплексную и плановую деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в целях выполнения решений КС РФ и постановлений ЕСПЧ.

Таким образом, внесение Законом N 7-ФКЗ в ФКЗ о КС РФ изменений, касающихся введения функции КС РФ по публичному контролю за конституционностью правоприменения, т.е. за выполнением судами общей юрисдикции и арбитражными судами решений КС РФ, является важным шагом на пути централизации российской правовой системы, унификации и единообразия правоприменения с целью действительного обеспечения верховенства Конституции РФ. Задачей формирования реального механизма конституционного контроля за правоприменением является выработка четких критериев конституционного контроля, заложенных в ст. 47.1 ФКЗ о КС РФ.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: офиц. текст с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 №6-ФЗ и от 30 декабря 2008 №7-ФЗ // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - №237; 2009. - 21 января. - №7.

2. О конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ с изменениями от 28 декабря 2010 г. №8-ФКЗ // СЗ РФ. - 1994. - №13. - Ст. 1447.

3. Положение о Верховном Суде СССР: утверждено ЦИК СССР 24 октября 1924 г. п. «б» ст. 2 (А) // СЗ. - 1924. - №19. - Ст.183.

4. Наказ Верховному Суду СССР: утверждён ЦИК СССР 24 октября 1924 г. ст. 26 и 27 // СЗ. - 1924. - №2. - Ст. 25.

5. О конституционном надзоре в СССР: закон СССР от 23 декабря 1989 г. №974-1 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1989. - №29. - Ст. 574.

6. О Конституционном Суде РСФСР: закон РСФСР от 12 июля 1991 г. №1599-1 // ВСНД РСФСР. - 1991. - №30. - Ст. 1017.

7. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации: принят Конституционном Судом Российской Федерации 24 января 2011 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2011. - №1.

Специальная литература

8. Баранова М.А., Григорьева Е.А., Исаенкова О.В. и др. Научно-практический комментарий к Закону РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (под ред. Исаенковой О.В., Мановой Н.С.). - Система ГАРАНТ, 2013 г.

9. Волкова Н.С., Хабриева Т.Я. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и парламент. М., 2005.

10. Воронин Ю.Н. Двадцать лет нелегитимной Конституции России // Конституционный вестник. 2013. N 3.

11. Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2011.

12. Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен. М., 2013.

13. Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М., 2010.

14. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - ООО "Новая правовая культура", 2009 г.

15. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). - "Эксмо", 2010 г.

16. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" (под ред. Г.А. Гаджиева). - "Норма: Инфра-М", 2012 г.

17. Крылова Н.Е. Уголовное право зарубежных стран (Англия, США, Франции, Германии): учеб. пособие / Н.Е. Крылова, А.В. Серебренникова. - М.: Зерцало, 1998. - 426 с.

18. Кутафин О.Е. Понятие конституционного государства // Современный российский конституционализм: проблемы теории и практики. М., 2008.

19. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. - Система ГАРАНТ, 2013 г.

20. Селезнев Н.В. Конституционный Суд Российской Федерации в системе судебной власти. М., 1998.

[1] Российская газета. 2010. 10 нояб.

[2] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: офиц. текст с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 №6-ФЗ и от 30 декабря 2008 №7-ФЗ // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - №237; 2009. - 21 января. - №7.

[3] О конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ с изменениями от 28 декабря 2010 г. №8-ФКЗ // СЗ РФ. - 1994. - №13. - Ст. 1447.

[4] Крылова Н.Е. Уголовное право зарубежных стран (Англия, США, Франции, Германии): учеб. пособие / Н.Е. Крылова, А.В. Серебренникова. - М.: Зерцало, 1998. - 426 с.

[5] Положение о Верховном Суде СССР: утверждено ЦИК СССР 24 октября 1924 г. п. «б» ст. 2 (А) // СЗ. - 1924. - №19. - Ст.183.

[6] Наказ Верховному Суду СССР: утверждён ЦИК СССР 24 октября 1924 г. ст. 26 и 27 // СЗ. - 1924. - №2. - Ст. 25.

[7] О конституционном надзоре в СССР: закон СССР от 23 декабря 1989 г. №974-1 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1989. - №29. - Ст. 574.

[8] О Конституционном Суде РСФСР: закон РСФСР от 12 июля 1991 г. №1599-1 // ВСНД РСФСР. - 1991. - №30. - Ст. 1017.

[9] Регламент Конституционного Суда Российской Федерации: принят Конституционном Судом Российской Федерации 24 января 2011 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2011. - №1.

[10] Российская газета. 1994. 23 июля.

Конституционное правосудие в России

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие и сущность конституционного контроля………………...5

1.1. Понятие конституционного контроля……………………………..5

1.2. Основные принципы Конституционного Суда РФ………………9

2. Полномочия Конституционного суда как органа конституционного контроля и некоторые проблемы их реализации……12

2.1. Компетенция Конституционного Суда РФ………………………12

2.2. Проблемные аспекты в осуществлении конституционного правосудия………………………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………23

Введение

Сегодня, по прошествии 20 лет после принятия Конституции Российской Федерации, в стране накоплен большой опыт отправления конституционного правосудия. И хотя зарождение института отечественного конституционного судопроизводства объективно предшествовало появлению нового Основного Закона, вряд ли кто-то всерьез усомнится в том, что реальное становление конституционной юстиции в ее современном формате базируется на положениях действующей Конституции РФ 1993 г. С формально-юридической точки зрения роль и значение Конституционного Суда РФ и отправляемого им правосудия, конечно же, во многом предопределены ст. 125 Конституции РФ, закрепляющей основы правового статуса КС РФ, и ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", характеризующей его в качестве судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Из них с очевидностью следует, что Конституционный Суд занимает эксклюзивное место в общей системе государственных органов, так как только он вправе, обеспечивая судебно-правовую охрану Конституции, фиксировать в своих решениях конституционные параметры соблюдения и защиты прав и свобод граждан, организации и функционирования различных институтов гражданского общества и правового государства и тем самым гарантировать верховенство и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации.

Президентом РФ 3 ноября 2010 г. подписан Федеральный конституционный закон N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Закон N 7-ФКЗ)[1]. В пояснительной записке к законопроекту было указано, что он направлен на "оптимизацию процедуры конституционного судопроизводства в целях повышения ее эффективности" путем разрешения проведения заседаний Конституционного Суда РФ без проведения слушаний, а также на "устранение возможности возникновения коллизий в судебной системе", связанных с условиями допустимости обращений в КС РФ граждан и судов. Председатель КС РФ В.Д. Зорькин отметил, что инициатором законопроекта был сам Конституционный Суд, который с учетом опыта европейских конституционных судов, а также практики Европейского суда по правам человека пришел к выводу о возможности рассмотрения некоторых категорий дел без проведения слушаний.

Изменения, внесенные данным Законом, весьма существенны. В частности, предусмотрено, что граждане имеют право обращаться в КС РФ с жалобой на неконституционность закона, уже примененного в конкретном деле, а суды - с запросом о неконституционности закона, только подлежащего применению, но не примененного. Спорность данного изменения состоит в его явном противоречии ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, которая дает право гражданам и судам обращаться в КС РФ с жалобой (запросом) о соответствии Конституции как примененного, так и подлежащего применению закона.

Цель настоящей работы – рассмотрение конституционного правосудия в России.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:

- рассматривается понятие конституционного контроля;

-выделяются основные принципы Конституционного Суда РФ;

-определяется компетенция Конституционного Суда РФ;

- анализируются проблемные аспекты в осуществлении конституционного правосудия.


Наши рекомендации