Конституционные основы статуса Счетной Палаты РФ

Одним из направлений контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации является внешний финансовый контроль. Конституция РФ установила, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную Палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом (ч.5 ст.101). Ею был воспринят богатый зарубежный опыт функционирования высших органов финансового контроля (Счетная палата Австрии, Счетный трибунал Испании, Счетная палата ФРГ, Национальное контрольно-ревизионное управление Великобритании и др.).

В дореволюционный период финансовый контроль был частью административной системы. Он осуществлялся различными институтами- Ревизионной Коллегией (1718 г.), Главным управлением ревизии государственных отчетов (1811 г.), Государственным контролем с правами министерства (1892 г.), Государственной Думой (1906 г.) и др. По оценкам исследователей, в то время он отличался неэффективностью , отсутствием организационного и функционального единства1. В советский период учреждения специализированных органов внешнего финансового контроля было невозможно исходя из принципа полновластия Советов.

Конституционные основы статуса Счетной Палаты РФ - student2.ru Счетная палата РФ была образована в 1995 г. Нормативной основой её деятельности является Федеральный закон от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате РФ»,

1-См. Поголов И.Л. Счетная палата Российской Федерации. М.,1998 С.96-104

648 Глава 27. Конституционный статус надзорно-контрольных органов

Конституционные основы статуса Счетной Палаты РФ - student2.ru устанавливающей задачи, состав, структуру и порядок деятельности данного органа.

Счетная палата РФ представляет собой постоянно дейст­вующий орган государственного финансового контроля, обра­зуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему. В то же время она обладает организационной и. функциональной не­зависимостью в рамках задач, установленных законом, что яв­ляется важной гарантией ее эффективности. Согласно поста­новлению Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П парламентский контроль за исполнением федерального бюджета является неотъемлемой конституционной формой осу­ществления Федеральным Собранием РФ государственной вла­сти, одним из необходимых его полномочий как представитель­ного и законодательного органа Российской Федерации и су­щественным элементом системы сдержек и противовесов в демократическом государстве, основанном на принципах гос­подства права и разделения властей.

Задачами Счетной палаты РФ являются:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объ­емам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собст­венности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных вне­бюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу­дарственной власти, предусматривающих расходы, покрывае­мые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюдже­тов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показа­телей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного про­цесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюд-

3. Конституционные основы статуса Счетной палаты РФ649

жетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банкам и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государст­венной Думе информации в; ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов Счетной палаты РФ. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счет­ной палаты РФ и половины состава ее аудиторов относится к ведению Государственной Думы. Заместителя Председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет Федера­ции (п? «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Кандидатура Председателя Счетной палаты РФ представля­ется Государственной Думе Президентом РФ. Им может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного госу­дарства либо вида на жительство или иного документа, под- тверждающего право на постоянное проживание граждани­на РФ на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного кон­троля, экономики, финансов, не состоящий в родственных от­ношениях с Президентом РФ, Председателем Совета Федера­ции и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ, Руководителем Администрации Президен­та ТФ, Генеральным прокурором РФ, председателями Консти­туционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбит­ражного Суда РФ. Решение о назначении его на должность принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Срок полномочий Председателя Счет­ной палаты РФ составляет шесть лет.

Тем же требованиям должна отвечать кандидатура замести­теля Председателя Счетной палаты РФ. Она вносится на рас­смотрение Совета Федерации Президентом РФ и утверждается большинством голосов от общего числа членов Совета Федера­ций сроком на шесть лет.

В настоящее время в состав Счетной палаты РФ входит 12 аудиторов — должностных лиц, возглавляющих определен­ные направления деятельности этого органа. Аудиторами Счетной палаты РФ могут быть назначены граждане РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жи-

650 Глава 27. Конституционный статус надзорно-контрольных органов

Конституционные основы статуса Счетной Палаты РФ - student2.ru тельство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории ино­странного государства, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.

При формировании Счетной палаты РФ Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет большинством голосов от общего числа, соответ­ственно, членов Совета Федерации и депутатов Государствен­ной Думы. Кандидатуры аудиторов также представляются пала­там Федерального Собрания РФ Президентом РФ.

Исходя из поставленных перед нею задач, Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитиче-скую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивая систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюд­жетов федеральных внебюджетных фондов (государственный аудит). Ее контрольные полномочия распространяются на все го­сударственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды. Счетная палата РФ мо­жет осуществлять проверки органов местного самоуправления, финансово-кредитных учреждений вне зависимости от видов и форм собственности, некоммерческих организаций в части, свя­занной с использованием ими средств федерального бюджета, федеральной собственности, а также в части предоставленных федеральных налоговых, таможенных и иных льгот и преиму­ществ.

Счетная палата РФ организует и проводит:

— оперативный контроль за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

— комплексные ревизии и тематические проверки по от­дельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации и иных документов по федеральным финансовым вопросам;

— анализ и исследование нарушений и отклонений в бюд­жетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

§ 3. Конституционные основы статуса Счетной палаты РФ... 651

-подготовку и представление заключений в Совет Федера­-ции и Государственную Думу по исполнению федеральногобюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в от­четном году; "

—подготовку и представление заключений и ответов на за­-просы органов государственной власти Российской Федерации,

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ может вынести представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению при­чиненного государству ущерба и привлечению к ответственно­сти должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности, либо предписа­ние при выявлении на проверяемых объектах нарушений в хо­зяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и тре­бующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения по­рядка и сроков рассмотрения представлений Счетной пала­ты РФ, создания препятствий для проведения контрольных ме­роприятий.

Счетная палата РФ взаимодействует с высшими органами финансового контроля других государств. Она является членом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), принимая участие в работе всех ее ос­новных комитетов и рабочих групп.

Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ установил полномочие законодательных (пред­ставительных) органов субъектов РФ осуществлять контроль за исполнением бюджета субъекта РФ, бюджетов территориаль­ных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ (подп. «а» п. 4 ст. 5). Данное полномочие конкретизируется в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ. Органы внеш­него финансового контроля образованы практически во всех субъектах РФ. Они именуются контрольно-счетными палатами (Республика Коми, Камчатский край, Архангельская область, г. Москва и др.), счетными палатами (Республика Дагестан, Красноярский край, Свердловская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.), Контрольно-бюджетной палатой (Ха­баровский край), Контрольной палатой (Томская область), контрольно-счетными комиссиями (Липецкая область, Тамбов­ская область), Контрольной комиссией (Курская область).

652 Глава 27. Конституционный статуе надзорно-контрольных рганов

Наши рекомендации