Глава 26. Конституционный статус судебной власти

В Российской Федерации

§ I. Общая характеристика судебной власти и ее функции

Конституция РФ утвердила в качестве одной из основ кон­ституционного строя разделение государственной власти на за­конодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Суды на­званы в числе органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Судебная власть является самостоятельной и независимой ветвью государствен­ной власти. Органы судебной власти самостоятельны и реали­зуют свои полномочия на основе Конституции РФ и федераль­ных законов.

Базовые законы, регламентирующие статус, разработаны и приняты в 1991—1995 гг. — в первый период судебной рефор­мы, задачами которой являлось создание современной, соот­ветствующей нынешнему этапу правового развития России системы законодательства о судебной власти.

Нормы Конституции РФ, касающиеся специфики организа­ции и функционирования судебной власти, содержатся в ее гл. 7 «Судебная власть». Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации включают:

— характеристику функций судебной власти и перечень ос­новных полномочий судов;

— конституционные основы судоустройства (судебной сис­темы Российской Федерации);

— конституционные основы статуса судьи;

— конституционные основы судопроизводства.

Под функциями судебной власти понимаются основные на­правления ее деятельности. Они являются концентрированным выражением ее предназначения в системе государственной вла­сти.

К числу функций судебной власти следует отнести правосу­дие и судебный контроль.

606Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

Правосудие представляет собой одну из форм государствен­но-властной деятельности, заключающуюся в разрешении со­циальных конфликтов судами. Такие конфликты могут возни­кать в различных сферах и между разными субъектами. Суды осуществляют разбирательство гражданских, административных и уголовных дел.

Гражданские дела — это широкий и многообразный круг споров или правонарушений, касающихся имущественных и некоторых неимущественных прав и законных интересов физи­ческих (российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства) и юридических лиц (предприятий, учреждений и организаций). К этой категории относятся споры, возникшие, например, в связи с неуплатой долга, невыполнением обяза­тельств по заключенному договору, увольнением с работы, опубликованием в печати или иных СМИ порочащих сведений, ненадлежащим исполнением родительских обязанностей и т. д.

Административные дела — это споры о правонарушениях, ответственность за которые устанавливается административным законодательством, прежде всего КоАП РФ, а также споры, воз­никающие из публичных правоотношений (дела о признании недействующими нормативных правовых актов, об оспарива­нии решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, дела о защите из­бирательных прав).

Уголовные дела касаются тех действий (бездействия), кото­рые по закону считаются преступлениями — общественно опасными деяниями, ответственность за которые устанавлива- -ется УК РФ. В результате разбирательства дел этой категории принимается решение (приговор) о признании или непризна­нии конкретного человека виновным в совершении преступле­ния и применении или неприменении к нему мер уголовного наказания (штрафа, ограничения свободы, лишения свободы и других).

Судебные решения, принимаемые по итогам отправления правосудия (решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам и т. д.), можно назвать актами правосудия. Им присущи особые свойства: они выносятся от имени Рос­сийской Федерации, являются общеобязательными, их испол­нение гарантируется государством.

11, Общая характеристик судебной власти и ее функции607

Судебный контроль как функция судебной власти реализует-ся многообразных формах: конституционный контроль (про­верка нормативных актов и иных объектов контроля на соот­ветствие Конституции РФ), административный контроль Про­верка подзаконных актов и действий органов исполнительной власти и должностных лиц на соответствие закону), контроль в отношении мер ограничения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве (санкционирование ареста, заклю­чения под стражу, проведения обыска, прослушивания теле­фонных разговоров и т. п.).

Конституционный контроль осуществляется специальными органами — Конституционным Судом РФ и конституционны­ми (уставными) судами субъектов РФ — в особой процедуре конституционного судопроизводства. Остальные виды судебного контроля — прерогатива судов общей юрисдикции и арбитраж­ных судов, и выполняются они в процессе разрешения дел, подведомственных им, в обычной судебной процедуре.

Функциями судебной власти являются также толкование Конституции РФ и законов (осуществляемое при рассмотрении конкретных судебных дел) и судебный надзор (исправление су­дебных ошибок вышестоящими судами).

Правосудие, судебный контроль, толкование Консти­туции РФ и судебный надзор реализуются посредством осо­бой — процессуальной — формы, процессуальными способами, обусловленными видом рассматриваемого дела. Эти способы закреплены в законе и именуются в своей совокупности судопро­изводством. Конституция РФ закрепляет, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118). Гражданские и административные споры разрешаются в поряд­ке, предусмотренном ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, уголов­ные — УПК РФ.

К числу неюрисдикционных функций относятся судебное управление (руководство деятельностью судебных органов), обобщение судебной практики и анализ судебной статистики, вы­работка основным направлений судебной политики. >-Функций судебной власти реализуются в конкретных полномочий судов, к которым относятся: рассмотрение гражданских, административных уголовные и иных споров; толкование Кон­ституции РФ и законов; проверка конституционности и закон­ности нормативных правовых актов, а также иных актов, при-

608 Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

Глава 26. Конституционный статус судебной власти - student2.ru нимаемых органами государственной власти; санкционирова­ние мер пресечения, связанных с ограничением свободы, и иные.

Принципы судебной власти

Принципы являются основой организации и деятельности судебной власти. Они представляют собой объективные осно­вополагающие начала, отражающие природу судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти, идейные основы ее организации и деятельности, прямо закрепленные в Конституции РФ и законов, либо вытекающие из их содержа­ния и правовой природы самой судебной власти.

В российском праве основополагающие принципы судебной власти получили свое юридическое закрепление в Конститу­ции РФ. Это означает, что они имеют верховенство и высшую юридическую силу, прямое действие, их обязаны соблюдать все без исключения — государство и его органы, должностные ли­ца, физические и юридические лица, участники судебного про­цесса, сами судьи.

Принципы судебной власти находят закрепление в универ­сальных международных документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах, акты ОБСЕ), в специальных актах, важнейшим из которых являются Основные принципы, касающиеся неза­висимости судебных органов, принятые VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонару­шителями в 1985 г.

Во Всеобщей декларации прав человека содержатся положе­ния, провозгласившие равенство всех перед законом (ст. 7); право каждого на эффективную судебную защиту, осуществляе­мую компетентным, созданным на Основе закона судом, или право на доступ к правосудию (ст. 8): право на беспристрастный и гласный публичный суд (ст. 10), а также иные положения, со­держащие дополнительные гарантии прав человека в сфере за­щиты их прав в суде и иных правоохранительных органах (пре­зумпция неприкосновенности личности и ее шмущества, невоз­можность придания обратной силы закону (ст. 9 и Ш)-

Международный пакт о гражданских и политических правах, развивая названные принципы, установил, что в национальной правовой системе должен быть обеспечен доступ к независимо-

§2 Принципы судебной власти609

му и беспристрастному суду. К естественным правам в сфере правосудия отнесены права человека на защиту, на адвоката на пересмотр судебного решения.

Принципы универсальности правосудия и необходимости уведомления о решении- судебной инстанцией, рассматривав­шей жалобу гражданина по его делу с обязательным указанием мотивов такого решения, а также идеи справедливого суда на­шли свое отражение в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ 1990 г. (п. 5.5, 5.10—5.21). Принципы судебной власти содержатся в положениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской хартии о законе «О статусе судей» 1998 г. и др., а также в решениях Европейского Суда по правам чело­века. Международные принципы и нормы представляют собой правовой ориентир для российского национального законода­тельства, регулирующего организацию и деятельность судебной власти.

Принципы судебной власти делятся на два вида:

1) общие начала организации и деятельности судебной вла­сти как ветви, государственной власти;

2) специальные принципы организации и функционирова­ния судебной власти.

К общим принципам судебной власти относятся принципы конституционности и законности, самостоятельности и незави­симости органов судебной власти, полноты судебной власти, государственного (бюджетного) финансирования, федерализма и единства.

Принцип конституционности и принцип законности судебной власти означает, что организация судебной власти в Россий­ской Федерации и все действия судов основаны на положениях Конституции РФ и федеральных законов.

Самостоятельность и независимость судебной власти предпо­лагает ее внешнюю и внутреннюю автономию с возможностями самодостаточности во всех аспектах ее организации и деятель­ности как ветви государственной власти, что гарантируется наличием собственного круга функций, системы органов, ее осуществляющих, установлением полномочий этих органов, определением статуса судьи как носителя судебной власти, су­ществованием необходимых для судебной деятельности матери­альных ресурсов.

610Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

Полнота судебной власти означает распространение ее на все вопросы жизнедеятельности государства и общества в соответ­ствии с ее конституционными функциями и полномочиями су­дов, на всю территорию государства и на все население без ка­ких-либо исключений и ограничений в вопросах разрешения споров, в том числе касающихся государственной безопасности или терроризма, высших должностных лиц государства, про­верки любых действий и актов органов государственной власти, общественных объединений, юридических лиц и иных субъек­тов.

Принцип государственного (бюджетного) финансирования — важнейшее условие самостоятельности судебной власти. Соглас­но ст. 1.24 Конституции РФ финансирование судов производит­ся только из федерального бюджета и должно обеспечивать воз­можность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Финансовое обеспечение судебной деятельности является в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 1998 г. № 23-П основой для создания механизма защи­щенности финансирования судебной власти. Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нор­мы, устанавливавшие правомочие исполнительных органов го­сударственной власти сокращать финансирование расходов, предназначенных для обеспечения организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации.

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О фи­нансировании судов Российской Федерации» регламентирует финансовые основы обеспечения деятельности российских су­дов. Для судов общей юрисдикции в этих целях создан специ­альный орган — Судебный департамент при Верховном Су­де РФ.

Принцип федерализма обусловлен федеративным характером. Российского государства. Он реализуется в возможностях субъ­ектов УФ совместно с Российской Федерацией участвовать в решении вопросов организации и осуществления судебной вла­сти. Согласно п. «л» и «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к со­вместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ от­несены вопросы комплектования кадров еудебньшфрганов и установление общих принципов организации системы органов государственной власти, в тяЦ&т и судебной.

§ 2. Принципы судебной власти 611

—________ *"*

Принцип единства судебной власти означает такую ее органи­зацию и деятельность, которая позволяет говорить о наличии в государстве целостного механизма, выполняющего общие функции правосудия и судебного контроля. В соответствии со ст. 3 Закона «О судебной системе Российской Федерации» принцип единства судебной власти достигается путем:

—установления судебной системы Конституцией РФ и на­званным Законом;

~- соблюдения всеми федеральными судами и судами субъ­ектов РФ установленных Конституцией РФ и федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепри­знанных принципов и норм международного права и междуна­родных договоров Российской Федерации, а также конститу­ций (уставов) и других законов субъектов РФ;

— признания обязательности исполнения на всей террито­рии Российской Федерации судебных постановлений, вступив­ших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Специальные принципы судебной власти включают три основ­ные группы: 1) принципы судоустройства; 2) принципы статуса судьи; 3) принципы судопроизводства.

Принципами судоустройства являются: автономность систе­мы судебных органов и осуществление правосудия только су­дом, "универсальность судебной защиты, доступность правосу­дия, публичность судебной власти, открытость и принцип уча­стия общественности в осуществлении правосудия.

Принцип автономности системы судебных органов и осуществ­ления правосудия только судом развивает общий принцип само­стоятельности и независимости судебной власти. Автономность системы судебных органов означает ее обособление в структуре органов государства. Суды представляют собой отдельную сис­тему органов, не входяших в число представительных, испол­нительных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Конституция РФ устпнфивает, что правосу­дие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118). Только суд, созданный на основании закона, может исполнять эту государственно-властную функцию. Судебные

612 Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

полномочия не могут быть переданы каким-либо иным орга­нам государственной власти, общественным объединениям. В Конституции РФ этот принцип дополнен запретом создания чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118).

Принцип универсальности судебной защиты означает невоз­можность ее ограничения предписаниями законодателя и дру­гих властных структур, что обусловлено положениями ст. 46 Конституции РФ, гарантирующими судебную защиту для неог­раниченного круга лиц, распространяющими ее на все без ис­ключения права и свободы.

В соответствии с рассматриваемым принципом:

1) допускается учреждение многообразных специализиро­ванных судов для профессионального рассмотрения споров различных по своему характеру;

2) полномочия судов формируются в соответствии с измене­ниями в общественных отношениях и возникновением новых видов правовых коллизий и споров;

3) полномочия судов распространяются на всю правовую сферу общественных отношений (частных и публичных).

Принцип доступности правосудия получил закрепление в ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную за­щиту его прав и свобод, и в ст. 52, устанавливающей, что госу­дарство обеспечивает потерпевшим от преступлений и злоупот­реблений властью доступ к правосудию и компенсацию причи­ненного ущерба. В АПК РФ к задачам судопроизводства в арбитражных судах отнесено обеспечение доступности правосу­дия в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности. Данный принцип обоснован в практике Европей­ского Суда по правам человека, в решениях Конституционного Суда РФ.

Принцип доступности включает в себя требования, недопус­тимости отказа в правосудии, территориальную всеобщность (юрисдикцию суда), отсутствие субъектов права, чьи действия (бездействие) либо решения не могут быть оспорены в судеб­ном порядке, а также эффективность судебного разбирательст­ва, подразумевающую разумные сроки и высокий профессио­нальный уровень судей при рассмотрении дел.

Принцип публичности судебной власти состоит в обеспечении публичного интереса при разрешении всех социальных кон­фликтов в обществе. В большей мере этот принцип проявляет­ся при осуществлении судебного конституционного и админи-

§ 2. Принципы судебной власти613

стративного контроля, является ведущим при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений.

Принцип открытости (прозрачности, транспарентности) оз­начает открытость и доступность различного рода информации о работе судебных учреждений, о назначениях судей, порядке приема обращений и назначенных к слушанию общественно значимых процессах, о принимаемых решениях и т. п.

Принцип участия общественности в осуществлении правосу­дия — важное демократическое начало судебной власти. Уча­стие общественности в деятельности судебной власти осущест­вляется прежде всего в форме привлечения граждан к отправле­нию правосудия в качестве заседателей, которые образуют надлежащий состав суда1.

Положение ч. 4 ст. 123 Конституции РФ содержит указание на то, что в предусмотренных законом случаях судопроизводст­во осуществляется с участием присяжных заседателей, а в ар­битражных судах — с участием арбитражных заседателей. В ка­честве арбитражных заседателей привлекаются представители предпринимательских структур, специалисты в сфере экономи­ки, бизнеса, финансов, отраслевых производств и т. п. — лица, обладающие специальными познаниями в той сфере, в которой возникли спорные правоотношения участников процесса.

Еще одной формой участия общественности в деятельности судебной власти является представительство общественности в органах судейского сообщества — в составе квалификационных коллегий судей, экзаменационных комиссий по приему экзаме­нов у кандидатов в судьи. В соответствии со ст. 11 Федерально­го закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в состав Высшей квали­фикационной коллегии судей РФ входит 10 представителей об­щественности при общей ее численности 29 членов, в состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ — по семь представителей. Представителем общественности может быть гражданин РФ, достигший 35 лет, имеющий высшее юридиче­ское образование, не совершивший порочащих его поступков, не замещающий государственные или муниципальные должно­сти, должности государственной или муниципальной службы, не являющийся руководителем организации и учреждения не-

Глава 26. Конституционный статус судебной власти - student2.ru 1 Подробнее об этом см.: Клеандров М Ш Статус граждан, участвующих в осуществлении правосудия. М., 1999.

614Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

Глава 26. Конституционный статус судебной власти - student2.ru зависимо от ее организационно-правовой формы и формы соб­ственности, адвокатом и нотариусом. Очевидно, что участие граждан в работе данных органов связано с необходимостью обеспечения связей судейского сообщества с общественными структурами, возможность внутреннего контроля при решении кадровых и иных вопросов судебной власти.

К принципам статуса судьи относятся несменяемость, неза­висимость и неприкосновенность.

Принципы судопроизводства определяют основы деятельно­сти суда по разрешению конкретных дел и включает принципы состязательности и равноправия сторон, гласности судопроиз­водства.

Принципу состязательности и равноправия сторон традици­онно уделяется большое внимание в международно-правовом регулировании, где он рассматривается в качестве основопола­гающего условия справедливого правосудия (п. 1 ст. 14 Меж­дународного пакта о гражданских и политических правах; п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Как указал Европейский Суд по правам человека в решении от 22 февраля 1996 г. по делу «Будут (Вишг) против Австрии», со­гласно принципу состязательности сторон каждой стороне должна быть предоставлена разумная возможность представить свое дело в условиях не худших, чем ее оппонент.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Принцип состязательности и равноправия сторон означает недопустимость установления в судопроиз­водстве каких-либо различий, ограничений или предпочтений по признаку пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного или должностного положения, места жи­тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также к другим обстоятельст­вам, которые приводят к нарушению равенства сторон при осу­ществлении правосудия.

Установление равного положения участников процесса пе­ред законом и судом призвано обеспечить их равноправие в каждой из процедур судопроизводства и создать им возмож­ность на основе состязательности представить все доказательст­ва, имеющиеся у них, в подтверждение своих доводов и пози­ции по делу.

Состязательность судебного процесса означает также, что функция суда по разрешению дела отделена от функции обви-

§ 2. Принципы судебной власти 615

—■—;—- щ

нения и функции защиты. Однако это не означает полную пассивность суда в процессе рассмотрения дела. Суд не может быть лишен в случаях, когда он считает необходимым, права истребовать доказательства и оценивать их. Конституционный Суд РФ в определении от 6 марта 2003 г. № 104-О высказал правовую позицию о том, что в ходе судебного следствия устанавливаются обстоятельства, необходимые для справедливого и беспристрастного разрешения дела по существу, следовательно собирание доказательств не только является прерогативой сто­рон, но и входит в число полномочий суда.

Согласно принципу гласности, закрепленному в ст. 123 Кон­ституции РФ, разбирательство дел во всех судах открытое. Слу­шание дел в закрытом судебном заседании допускается в случа­ях, предусмотренных федеральным законом.

Любой гражданин, желающий присутствовать на слушании дела, может находиться в зале судебного заседания без допол­нительного специального разрешения судьи, прокурора, секре­таря, судебного пристава или иного должностного лица, а так­же участников процесса. В зал судебного заседания допускают­ся публика и пресса.

Право на публичное разбирательство закреплено в ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд по правам человека отметил, что открытость судебного разби­рательства направлена на защиту от тайного правосудия, не подпадающего под контроль общественности, и что она являет­ся одним из средств сохранения доверия в судах всех уровней1.

Глава 26. Конституционный статус судебной власти - student2.ru Ограничения принципа открытости судебного заседания мо­гут быть установлены лишь для лиц моложе 16 лет, если они не являются участниками процесса или свидетелями, а также в случаях необходимости зашиты государственной и коммерче­ской тайны, конституционных прав граждан на неприкосно­венность частной жизни, личную, семейную тайну я др. ь за­крытое судебное заседание не допускаются публика и пресса. но судопроизводство ведется в строгом соответствии с процессуальными нормами, включая публичность провозглашения итогового постановления суда.

1 См.: Досье по правам человека,№3. Русская версия. Страсбург, 1994 *

С. 21.

Глава 26. Конституционный статус судебной власти - student2.ru 616Глава 26. Конституционный статус судебной власти в России

Наши рекомендации