Социальные права и свободы граждан
Основное назначение социальных прав и свобод состоит и том, что они призваны обеспечивать удовлетворение важнейших жизненных нужд индивида, без которых не может быть и речи о нормальном человеческом бытии. Социальные права играют все более активную роль в реализации основных целей социальной политики, способствуют повышению благосостояния народа, достижению принципа социальной справедливости.
В литературе советского периода развития России подчеркивалась особая роль социальных прав в системе конституционных прав человека.
Конституция РСФСР 1937 г. первая в мире в числе социальных прав перечислила право на труд; право на отдых; право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование. Приведенный перечень был дополнен в Конституции РСФСР 1978. правом на охрану здоровья и правом на жилище.
З00Глава 11. Конституционные права и свободы граждан
Конституция РФ 1993 г. в числе социальных прав перечисляет ряд трудовых прав; право на защиту материнства, детства и семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду.
Трудовые права закреплены в ст. 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека и ст..6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Перечень трудовых прав начинается с провозглашения свободен труда (ч. 1 ст. 37). Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конвенция № Ш МОТ «О дискриминации в области труда и занятий» 1958 г. запрещает дискриминацию в области трудовых правоотношений. Под дискриминацией понимается всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения, социального происхождения (или по любой другой причине, оговоренной государством) и приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей доступа к труду и к различным занятиям, а также к профессиональному обучению. В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется прежде всего в договором характере труда (постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 1999 г. № 19-П).
В отличие от предшествующих российских конституций, закреплявших обязанность граждан трудиться, Конституция РФ 193 г. устанавливает запрет принудительного труда. Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания. Конвенцией № 29 МОТ «О Принудительном или обязательном труде» 1930 г. определены виды работ, на выполнение которых не требуется получение согласия работника и привлечение к которым не считается принудительным трудом. К ним относятся военная или альтернативная гражданская служба; работа на основании вступившего в законную силу приговора суда; работа в условиях чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, аварии, войны),
Свобода труда естественным образом сочетается с правом каждогоI на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Создание безопасныхи здоровых условий труда возложено на работодателя. За-
§ 5. Социальные права и свободы граждан
конодательство об охране труда постоянно совершенствуется. Однако соблюдение его на практике оставляет желать лучшего.
Поскольку Конституция РФ ограничивается провозглашением только свободы труда и права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, в юридической литературе встречается вывод, что право на труд в России отсутствует. С этим выводом нельзя согласиться, так как ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закрепляет право на труд, а ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах уточняет, что право каждого на труд включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ право на труд является составной частью конституционного статуса человека и гражданина в Российской Федерации.
Каждый имеет право на равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Правовое закрепление МРОТ позволяет рассчитывать заработную плату тем работникам, труд которых оплачивается за счет бюджета, а также устанавливать минимум, ниже которого труд человека не может быть оплачен.
Конституция РФ в ч. 3 ст. 37 устанавливает право на защиту от безработицы. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, имеют право на пособие по безработице. Служба занятости принимает решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии — паспорта и документа об образовании.
Конституция РФ закрепляет право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37). Забастовка, являясь средством защиты профессиональных интересов, не должна нарушать общест-
302Глава 11. Конституционные права и свободы граждан
венные интересы (постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 1995 г. № 5-П). Это, предполагает возможность огра- ничения права на забастовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности соответствующим законом, которым в настоящее время является ТК РФ.
Свобода трудиться дополняется правом на отдых. Оно состоит в ограничении продолжительности рабочего времени. В настоящее время рабочая неделя у рабочих и служащих не может Превышать 40 часов. Для многих профессий и лиц, занятых в ряде производств, установлен сокращенный рабочий день, а следовательно, и сокращенная рабочая неделя (39 и даже 36 часов). Для всех рабочих и служащих установлена продолжительность работы в ночное время, ограничены сверхурочные работы, а для лиц, не достигших 18 лет, они полностью запрещены. Всем трудящимся гарантированы дни еженедельного отдыха, выходные и праздничные дни, отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Отдельным категориям работников* труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск.
Защита материнства, детства и семьи со стороны государства отражена в ст. 38 Конституций РФ в соответствии с ч. 3 ст. 16 и ч. 2 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека.
Данная норма Конституции РФ является признанием того, что семья, брак, рождение детей имеют индивидуальную и общественную ценность. Защита материнства, детства, семьи осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.
Трудовой кодекс РФ предусматривает ограничения на применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (ст. 253). Беременным женщинам в соответствий с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины перево- дятся на другую работу, исключающую воздействие неблаго- приятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней"работе (ст. 254).
§ 5. Социальные права и свободы граждан303 _
Беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, перерывы для кормления ребенка, предусматриваются гарантии при расторжении трудового договора, дополнительные выходные и т. п.
Право на социальное обеспечение установлено ст. 39 Конституции РФ в соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека и ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
В развитие ст. 7 Конституции РФ, закрепляющей социальный характер Российского государства, ее ст. 39 гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с Конвенцией № 102 МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. государства обязаны выплачивать девять видов пособий, в том числе на медицинскую помощь профилактического и лечебного характера, по болезни в целях восстановления временно утраченной трудоспособности, по безработице, по старости, по беременности, по инвалидности или в случае потери кормильца. Конвенция № 118 МОТ «О равноправии в области социального обеспечения» 1962 г. закрепляет принцип равных с гражданами прав иностранцев и лиц без гражданства в сфере социальных отношений. Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Условиями, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение, являются достижение пенсионного возраста, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей и т. д. Формы социального обеспечения — это государственные пенсии и социальные пособия, которые устанавливаются законом. В необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения — содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, не имеющих родителей, и т. д.
Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 16 ок- тября 1995 г. № 11-П установлено, что лишение пенсионера в период нахождения его в местах лишения свободы трудовой
304Глава 11. Конституционные права и свободы граждан
пенсии путем приостановления ее выплаты является в$ршдо& нием конституционного права на социальное обеспечение.
В постановлении Конституционного. Суда РФ от 15 июня, 1998 г. № 18-П' предусмотрено, что право гражданина на полу-ние полагающейся ему пенсии не может связываться с таким условием, как постоянное его проживание в Российской Федераций. Государство обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает гражданин, которому назначена пенсия.
Женщины имеют право на пенсию при наличии других предусмотренных законодательством условий по достижении 55 лет, а мужчины — 60 лет. Такая дифференциация основана на физиологических и других различиях между мужчинами и женщинами, а также на особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством.
Право на жилище отражено в ст. 40 Конституции РФ. Реализация права на жилище входит в качестве составной части в понятие достойного жизненного уровня для каждого человека, провозглашенного Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.
Закрепление в ст. 40 Конституции РФ права на. жилище влечет за собой обязанность государства принимать и постоянна совершенствовать жилищное законодательство, а также развивать жилищный фонд. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Государство не обязано обеспечивать всех граждан жильем. Каждый сам за свой счет или с привлечением государственных субсидий может покупать, менять, арендовать, строить своими силами или с привлечением подрядных организаций жилье любого качества и в любом количестве. Исключение составляла: малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище, которым оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными зако- ном нормами.
Временное непроживание лица в жилом помещении, в том числе в связи с осуждением его к лишению свободы, само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем Осуществлении нанимателем своих жилищных прав и обязанностей и служить самостоятельным основанием для лишения права пользо-
§ 5. Социальные права и свободы граждан305
вания жилым помещением (постановление Конституционного Суда РФ от 23 июня 1995 г, № 8-П).
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантировано ст. 41 Конституции РФ в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. При этом общим является право на охрану здоровья, а частным — право на медицинскую помощь.
Охрана здоровья граждан состоит в совокупности мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питании, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других < поступлений. Граждане реализуют право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования. Однако экстренная медицинская помощь в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» оказывается вне зависимости от наличия у пациента страхового полиса, поскольку она финансируется за счет государственного бюджета.
Граждане имеют право и на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования в соответствий с указанным Законом, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, част-
306Глава 11. Конституционные права и свободы граждан
ной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья населения, развитию физической культуры и спорта, экологическое и санитарно-эпидемиологичеекому благополучию.
Граждане имеют право т достоверную и своевременную ин-формацию о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через СМИ или непосредственно гражданам.
Право на благоприятную окружающую среду регламентировано ст. 42 Конституции РФ и конкретизировано Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане РФ вправе:
— создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
— направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
— выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
— обращаться в органы государственной власти Российский Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами* заявлениями и предложениями по вопросам» касающимся охра-
6.Культурные права и свободы граждан 307
ны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; — предъявлять в суя. иски о возмещении вреда окружающей
Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, в полном объеме.