Понятие и принципы гражданства. Иные состояния лиц относительно гражданства
Еще в Древнем Риме гражданство считалось знаком особого достоинства и давало право гражданину Рима активно участвовать в политических делах. В период буржуазных революций понятие «гражданин» стало служить для обозначения лиц, уполномоченных осуществлять народный суверенитет и быть лояльными по отношению к своему государству.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Гражданство является многозначной научной категорией. Во-первых, гражданство можно рассматривать как конституционно- правовой институт, включающий в себя совокупность
1. Понятие и принципы гражданства 249
конституционных установлений и иных норм текущего законодательства, регулирующих принципы гражданства, основания и порядок его приобретения и утраты. В институт гражданства входят установления Конституции РФ, положения указанного закона и иных нормативных правовых актов.
Во-вторых, существует право человека на гражданство.
В-третьих, гражданство представляет собой правовое состояние, характеризующееся совокупностью взаимных прав и обязанностей, существующим между гражданином и конкретным государством. Состоянию гражданства присуще свойство устойчивости. существенно отличающих его от тез правовых связей. в которых находятся иностранные граждане и лица без гражданства с государством своего местопребывания. Устойчивость гражданства проявляется в пространстве и во времени.
Устойчивость в пространстве состоит в том, что связь гражданина с Российским государством действует не только на территории Российской Федерации, но и при выезде за границуРяд прав, свобод и обязанностей, входящих в содержание гражданства, продолжает действовать и за пределами территорииРоссийской Федерации. Таким образом, устойчивость гражданства в пространстве предполагает подчинение гражданина. Российского государства юрисдикции своего государстве в течение всего пребывания за границей.
Устойчивость во времени проявляется в непрерывности гражданства. Современные государства отказались от признания гражданства нерасторжимой связью. Непрерывность гражданства означает его сохранение с момента приобритения до момента утраты в соответствии с условиями, определенными законом. Непрерывность гражданства позволяет определить его как длящееся правовое состояние. Вместе с тем содержание гражданства, выражающееся в составляющих его правах, свободах и обязанностях, изменяется в соответствии с законом.
В-четвертых, гражданство является элементом конституционного строя Российской Федерации (ст.6 Конституции РФ).Только граждане РФ являются носителями народного и государственного суверенитета. Конституция РФ закрепляет принципы гражданства, к числу которых относятся следующие.
1. Принцип равного гражданства (ч.1 ст.6). Российское гражданство является равным для всех независимо от основа
250 Глава 10. Конституционные основы гражданства
ния и времени его приобретения. Равный правовой статус имеют все граждане , как ставшие ими по рождению, так и получившие гражданство по иным основаниям. Иначе говоря, Российская Федерация провозглашает полное равноправие во всех областях жизни так называемых натурализованных с гражданами по рождению. Надо отметить, что для законодательства отдельных зарубежных стран характерно установление определенных правовых ограничений для натурализованных граждан. Конституция США, например, провозглашает, что никто не может быть сенатором, если он в течение девяти лет не состоял в гражданстве США. Ни одно лицо не может быть избрано на должность Президента США, если оно не является гражданином США по рождению.
2.Принцип единого гражданства (ч. 1 ст. 6). В Российской Федерации существует общероссийское гражданство. Ранее действовавший Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» устанавливал, что граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе. Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики (ст. 2). Основываясь на этом положении,; а также на Федеративном договоре от 31 марта 102 г., отдельные республики закрепили в своих конституциях наличие собственного гражданства. После принятия Конституций РФ 1993 г., установившей, что гражданство отнесено к ис-ключительному ведению. Российской Федерации (п. «в» ст. 71), такие тенденции стали ей противоречить. Конституционный Суд РФ указал, что вопрос о гражданстве произведен от вопроса о суверенитете республик в составе Российской Федерации*, которым они не обладают, и не нашел конституционных оснований для установления республикой как субъектом РФ своего гражданства (определение от 6 декабря 2001 г. № 250-0),
3. Принцип запрета лишения российского гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6). Действовавшие до 22 ноября 1991 г. Конституция СССР и законодательство о гражданстве допускали возможность лишения российского гражданства указом Президиума Верховного Совета СССР и принудительной высылки бывшего гражданина СССР за границу. Эта норма законодательства применялась в отношении инакомыслящих граждан и существовала практически на всем протяжении советского периода. Так, 28 октября 1921 г. был принят Декрет СНК РСФСР «О лишении прав гражданства некоторых категорий
1. Понятие и принципы гражданства 251
лиц, находящихся за границей». Согласно Декрету советского гражданства были лишены лица, добровольно служившие в армиях, сражавшихся против советской власти, или участвовавшие в какой бы то ни было форме в контрреволюционных организациях; лица, выехавшие после 7 ноября 1917 г. за границу самостоятельно, без разрешения советской власти и т.п.
Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. впервые закрепила, что гражданин РФ НЕ может быть лишен гражданства Российской Федерации или выслан за ее пределы (ст.5). Это гуманное положение вытекает из признания естественных, неотчуждаемых прав личности, к числу которых относится и. гражданство РФ, приобретаемое в силу рождения от граждан РФ по «праву крови» и было, отражено в действующей Конституции РФ. Выход из российского гражданства возможен только на добровольной основе.
4. Принцип запрета высылки гражданина РФ за пределы Российской Федерации или выдачи иностранному государству(ч. 1 ст. 61).
5. Принцип предоставления защиты и покровительства гражданам РФ, находящимся за пределами Российском Федерации (ч. 2 ст. 61). Органы государственной власти Российской Федерации дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права., международными договорами Российской Федерации, ;законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищатъ их права и охраняемые законом интересы.
6. Принцип поощрения приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (ч.6 ст4 Закона № «О гражданстве Российской Федерации»)
7. Принцип сохранения гражданства лиц, заключающих или расторгающих брак, и их детей. ( ст.8 Закона «О гражданстве Российской Федерации»). Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ,
252 Глава 10. Конституционные основы гражданства РФ
не влечет за собой изменение их гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства, родившихся в этом браке или усыновленных ( удочеренных) супругами детей.
Конституция РФ (ч.1 ст. 42) предусматривает состояние двойного гражданства. Двойное гражданство (бипатризм) является особым правовым состоянием лица, при котором оно одновременно обладает гражданством более чем одного государства. В силу широкого распространения миграционных процессов, территориальных изменений двойное гражданство представляет собой весьма часто встречающееся в международной практике явление, которое существует объективно, независимо от отношения к нему того или иного государства. Многие страны вполне правомерно закрепляют в своем законодательстве принцип непризнания двойного гражданства. Законодательство о гражданстве СССР 1924, 1930 и 1931 гг. содержало специальные нормы о том, что иностранные граждане, принятые в гражданство СССР не пользуются правами и не несут обязанностей, связанных с принадлежностью к гражданству другого, государства. Фактически это означает лишь непризнание правовых последствий двойного гражданства.
Закон о гражданстве 1991 г. допускал приобретение гражданства РФ иностранным гражданином при условии его отказа от прежнего гражданства если иное не предусмотрено Международным договором Российской Федерации (п. 1 ст. 3);гражданину РФ было разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор РФ (п.2 ст. 3).
Конституция РФ 1993 г, закрепляет, что гражданин может иметь, гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором.
Закон о гражданстве '2002 г. в ст. 6 закрепляет, что:
1. Гражданин РФ, имеющий иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом;
2. приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.
1. Понятие и принципы гражданства 253
Как верно отмечает С.А. Авакьян, отношение Российского государства к двойному гражданству с очевидностью становиться более сдержанным.Закон не отрицает возможности двойного гражданства, раз оно предусмотрено Конституцией РФ. Его формулировка ближе к тексту действующей Конституции. И он явно не намерен расширять практику двойного гражданства1..
Наиболее распостраненными причинами возникновения двойного гражданства является расхождения законодательства государств о порядке приобретения и утраты гражданства. Двойное гражданство может возникнуть в силу коллизии «права крови» и «права почвы». Так, ребенок , родившийся у родителей, являющимися иностранными гражданами, на территории государства, где законодательство построено на «праве почвы», помимо приобретения гражданства родителей по «праву крови», получает и гражданство и того государства. на территории которого он родился. «Право почвы» согласно Венской конвенции о дипломатически сношениях от 18 апреля 1962 г.2 и Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.3 не распостраняется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.
Двойное гражданство может возникнуть у женщины при вступлении в брак с иностранным гражданином, если отечественное законодательство не лишает её гражданства после вступления в брак, а законодательство страны мужа автоматически предоставляет ей гражданство мужа.
Закон «О гражданстве РФ» предусматривает, что гражданин РФ. имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ. за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ.
23 декабря 1993 г. было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства,4 7 сентября 1995 г. подписан До-
1- См.:Авакьян С.А. Конституционное право России. С.528
2- Конвенция ратифицирована указом Президиума Верховного Совета
СССР от 11 февраля 1964 г. с оговоркой и заявлением.
3- СССР присоединился к Конвенции Указом Президиума Верховного Совета СССР от16 февраля 1989г.
4- Действовало до 22 апреля 2003 г.
254Глава 10. Конституционные основы гражданства РФ
говор между Российском Федерацией и Республикой Такжикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства.
Наряду с полигражданством возможен еще один тип связи лица с государством — это состояние безгражданства (апатризм), которое предполагает отсутствие у человека гражданства какого-либо государства. Лицо без гражданства ни в одном государстве не обладает всей полнотой политических и иных прав. Состояние безгражданства может возникнуть с момента рождения ребенка, например если родители не имеют гражданства, а ребенок родился в государстве, придерживающемся «права крови». Безгражданство может возникнуть вследствие вступления в брак, например если женщина, вступающая в брак с иностранным гражданином, теряет свое гражданство, а законодательство государства, к гражданству которого принадлежит ее муж, не предоставляет ей автоматически гражданства мужа.
Безгражданство может порождать определенные сложности и неудобства для лица, связанные, например, с регулированием выезда или въезда лиц без гражданства, с их высылкой в другие государства и т. п.
Для уменьшения случаев безгражданства Российская Федерация предусматривает предоставление российского гражданства:
— ребенку, оба родителя которого или единственный его родитель являются лицами без гражданства;
— ребенку, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (ст. 12 Закона «О гражданстве Российской Федерации»).