Конституционные основы экономических отношений
Экономическая основа конституционного строя Российской Федерации включает совокупность конституционных принципов, устанавливающих базовые, основополагающие положения в экономической сфере страны. В их числе — единое экономическое пространство; свобода экономической деятельности; признание и защита равным образом различных форм собственности; поддержка конкуренции (ст. 8 Конституции РФ).
Основу функционирования единого экономического пространства составляет объединение интересов собственников, направленное на реализацию их потребностей. Указанная интеграция возможна только в условиях свободного движения товаров, денежных средств, рабочей силы и информации, что гарантируется: следующими положениями Конституции РФ:
— на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут' вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обес-
§ 6. Конституционные основыэкономических отношений199
печения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74);
— денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст. 75); '
— система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75).
В интерпретации Конституционного Суда РФ принцип единого экономического пространства гарантируется осуществлением находящейся в ведении Российской Федерации единой финансовой политики, включающей и единую налоговую политику; установлением правовых основ единого рынка; федеральным финансовым, в том числе бюджетным, регулированием; принятием гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства; формированием федеральных экономических служб (п. «а», «е», «ж», «о» ст. 71, ч. 3 ст. 75)1.
При этом единство экономического пространства не может быть достигнуто без создания единой информационной системы рынка2. А конституционным критерием соотношения между обязанностью государства установить правовые основы единого рынка и свободой экономической деятельности служат конституционные принципы, в силу которых Российская Федерация является правовым государством с социально ориентированной рыночной экономикой3.
С принципом свободы экономической деятельности связаны прежде всего положения Конституции РФ, содержащиеся в главе о правах и свободах человека и гражданина. Принципом экономической свободы предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, являющиеся составляющими конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).
1См., например, определение Конституционного СудаРФ от 25 декабря
2003г. № 455-0.
2См., например, постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта1997 г. №4-П.
3См, например, поетан-ойлсние Конституционного Суда РФ от 24 февраля2004г. № 3-200
Глава 7, Основы конституционного строя Российской Федерации
Реализуя конституционное право, закрепленное в ч.1 ст. 34, граждане самостоятельно определяют сферу своей экономической деятельности, осуществляют ее в индивидуальном порядке или совместно с другими лицами, выбирают экономическую стратегию развития бизнеса, используя свое имущество с учетом конституционных гарантий права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции1.
Раскрывая содержание конституционного права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что данное право не означает, что государство возлагает на себя обязанность гарантировать каждому предпринимателю (или гражданину-вкладчику) получен ие дохода2.
Свобода предпринимательской и иной экономической деятельности, являясь необходимым условием формирования и функционирования рыночной экономики, относится к числу социально-экономических прав и является, по существу, одной из форм свободы труда.
В основе конституционного принципа свободы экономической деятельности лежат следующие нормы гл. 2 Конституции РФ:
— право выбирать род деятельности и профессию, что означает свободу экономического выбора (ст. 37);
— право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, что предполагает свободу рынка труда (ст. 27);
— право на объединение (ч. 1 ст. 30), что в совокупности с ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. I, 2 ст. 35 и составляет конституционно-правовую основу для участия каждого в совместном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности путем создания коммерческих объединений, которые сами по себе также могут образовывать ассоциации, союзы, а равно и иные организационно-правовые формы коллективного взаимодействия3;
1См., например, постановления Конституционного Суда РФ от 10 апреля2003 г. № 5-П, от 24 февраля 2004 г. № 3-П, от 15 марта 2005 г. № 3-П.
2См., например, постановление Конституционного Суда РФ от 22-июля2002 г. №14-П.
3См., например, постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая2005 г. № 6-П.
§ 6. Конституционные основы экономических отношений201
— право на свободу договора - свободу заключать граж- данско- правовые и иные сделки, которое может быть выделено из смысла положений ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 35, ст. 37;
— право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 1, 2 ст. 35); право иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ч. I, 2 ст. 36); право использовать имущество для целей предпринимательской и иной же запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ет. 34)'.
Предназначение гарантируемого и охраняемого Конституцией РФ права собственности состоит в том, чтобы обеспечить его обладателям определенную степень свободы в экономической сфере. Таким образом, право иметь имущество в собственности означает свободу формирования имущественной фазы предпринимательства, использования имущества, свободу реализации на рынке произведенного товара, включая право на свободу договора2.
Свобода экономической деятельности, права владения, поль- зования и распоряжения имуществом, а также свобода договоров могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ, конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безо- пасности государства (ч. 3 ст. 55). При этом возможные ограни- чения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц3.
Юридическая безопасность частных собственников и предпринимателей непосредственно обеспечивается с помощью
1См.: ГаЬжиее Г. Л., Пепелят С. Г. Предприниматель -налогоплательщик-государство. Правовые позиции Конституционного .Суда Российской Федерации: уче.б. пособие. М., '1998. С. 21,_
2см., например, постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П
3См., например, постановления Конституционного Суда РФ ©т 21 апреля2003 р. № 6-П, от 18 июля 2003 г, № 14-П.
202 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
конституционного принципа признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8).
Данная новелла российского конституционного права исключила монопольное положение государственной собственности, обеспечила простор для развития прежде всего частной собственности и тем самым коренным образом изменила экономическую основу общественного строя1.
В соответствии с принципом признания и защиты равным образом разных форм собственности государство должно создавать условия для их развития и обеспечивать им равную защиту2.
Гарантируя поддержку конкуренции для создания условий эффективного функционирования рыночных механизмов, государство контролирует монополии. Поэтому в Конституции РФ установлено, что не допускается использование свободы экономической деятельности для монополизации и недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34).
Монополизация означает злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством.
Конкуренция считается недобросовестной, если любые действия хозяйствующих субъектов направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Совокупность всех проанализированных конституционных положений о принципах экономической деятельности в их интерпретации Конституционным Судом РФ и образует основы функционирования рыночной экономики Российского государства.
' См.: Гаджиев Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие оспой гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М., 2004. С. 170-17].
2 См., например, постановление Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2000 г. № 14-П, определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2001 г. №33-0.
§ 7. Конституционные основы социальных отношений203