Конституция как фундаментальная правовая ценность

Правовое государство с точки зрения позитивного права функционирует как конституционное государство. Качествен­ная модернизация общества к государства происходит в России на твердой конституционной основе, на базе Конституции РФ 1993 г. Существенное повышение роли и значение Конститу­ции РФ в правовой системе Российской Федерации, в общест­венно-политической и государственной жизни, формирован**6 конституционного общественного и индивидуального сознания и конституционно-правовой культуры в целом есть объектив-

§ 1. Конституция как фундаментальная правовая ценность 141

ная потребность, тенденция и условие социального и правового

прогресса.

Конституция РФ в современных условиях — фундаменталь­ная правовая ценность, достигнутая в результате демократиче­ского развития российского общества и государства. Для аксио­логической (ценностной) характеристики любой конституции главное значение имеет различие конституции как явления «ес­тественного права» (до закрепления в качестве закона) и кон­ституции как явления «позитивного права» (в виде официально принятого основного (высшего) закона государства).

Конституция в ее естественно-правовом понимании, по су­ществу, означает идеальное представление о ней, исходя из об­щепризнанных правовых, общедемократических принципов, требований морали, прогрессивного общественного сознания, потребностей общественной практики, уровня развития обще­человеческого прогресса.

Конституция как позитивное право («юридическая консти­туция») есть юридический акт (собрание актов), система поло­жений (установлений), принятых в определенном государством порядке, имеющих верховенство и высшую юридическую силу. Социально-правовая ценность конституции определяется не просто самим фактом ее существования, а наличием в обществе и государстве правовой конституции, которая адекватно вопло­щает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценно­сти, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса, правовые идеалы свободного демократического общества и правового государства. Правовой характер конституции означает ее соответствие общепризнан­ным принципам и нормам международного права, международ­ным стандартам, прежде всего неотчуждаемым и неотъемлемым правам и свободам человека.

Ценность Конституции РФ определяется ее содержанием. Конституция как нормативный правовой акт государства за­крепляет общечеловеческие и индивидуальные ценности —

права и свободы человека и гражданина, принципы демокра­тии, свободного гражданского общества, правового государст­ва, федерализма, местного самоуправления. Права и свободы человека есть продукт объективной социальной реальности. Го­сударство не дарует человеку права и свободы. Государство по­знает и закрепляет их в конституции и законах. Приоритет этих ценностей неоспорим, безусловен.

142Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни

Из конституционного принципа признания человека в каче­стве высшей ценности, уважения прав и свобод человека и гражданина вытекают обязанности государства: признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

В ряду основ конституционного строя Российской Федера­ции, конституционных принципов организации и функциони­рования правового государства приоритетом обладают положе­ния о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Принцип ценности человека, уважения его прав и свобод про­низывает буквально все содержанке Конституции РФ (ч. 2 ст. 6, ч. 1, 2 ст. 17, ст. 18, 55 и др.).

Другое важное положение, содержащееся в Конституции, го­ворит о том, что права и свободы человека и гражданина при­знаются и гарантируются согласно общепризнанным принци­пам и нормам международного права и одновременно — в соот­ветствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17). Это означает, что права и свободы человека и гражданина, закрепленные в действующей Конституции РФ, имеют высшую юридическую силу и не могут быть ограничены или умалены другими норма­тивными актами. Поэтому, к примеру, все конституционно закрепленные права и свободы граждан подлежат судебной за­щите. Этот принцип неоднократно подтверждал в своих реше­ниях Конституционный Суд РФ, устраняя лишение той или иной группы граждан права на судебное обжалование наруше­ний как индивидуальных, так и коллективных конституцион­ных прав и свобод человека.

Неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина, об­щепризнанные мировым сообществом, являются непосредст­венно действующими, на что указывает ст. 18 Конституции РФ-Имен по права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность зако­нодательной и исполнительной власти, местного самоуправле­ния и обеспечиваются правосудием. При этом следует иметь в виду, что в деятельности всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), органов мест­ного самоуправления и их должностных лиц признание, обес­печение и защита прав и свобод человека и гражданина облада­ют приоритетным значением. Из этого вытекает требование, согласно которому все органы государственной власти и мест­ного самоуправления должны сверять свою деятельность с не­посредственно действующими правами и свободами граждан.

1. Конституция как фундаментальная правовая ценность143

Все остальные конституционные принципы — равноправия и самоопределения народов, государственного суверенитета и безопасности, государственной целостности и территориально­го единства — должны рассматриваться в гармонии с конститу­ционным принципом признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности. Это конституционная реальность, которая должна определять практику законотворчества и при­менения всех правовых норм.

Правовая ценность Конституций РФ определяется ее юри­дическими качествами — учредительным характером, верховен­ством, высшей юридической силой, прямым (непосредствен­ным) действием на всей территории государства.

Социально-правовая ценность Конституции РФ заключает­ся в том, что она представляет собой результат достигнутого со­гласия всех социальных слоев и политических сил, сочетания различных интересов.

Исходя из этого конституция является основой стабильно­сти общества, взаимоотношений в нем, общественного и госу­дарственного развития.

В конечном счете реальная ценность конституции определя­ется тем, насколько полно реализуются конституционные цен­ности, достигаются конституционные цели и идеалы, осущест­вляются функции, реализуются установления конституции. Всегда есть расхождения между требованиями конституции и реальной действительностью. Это происходит в силу того, что конституционные установления опережают реальную жизнь, в обществе нет достаточных условий и гарантий их осуществле­ния. В этом случае говорят о «фактической конституции» в от­личие от формально действующей «юридической конститу­ции».

В рассуждениях о конституционных ценностях и идеалах не­вольно приходит на память философский смысл небольшого очерка великого русского писателя, публициста и правозащит­ника В. Г. Короленко под названием «Огоньки». Автор описы­вает, как темным осенним вечером случилось ему «плыть по уг­рюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно, со­веем близко...», и долго еще огонек был виден «все так же близко, и все так же далеко...». Огоньки — это цели, идеалы, ценности на жизненном пути человека и всего человечества.

144Глава б. Ценность конституции в государственной жизни

«Человечество, — отмечал Короленко, — уже видело много «ог­ней», достигало их и стремилось дальше»1.

Юридическая конституция в момент ее принятия закрепляет конституционный строй, вот почему динамика ее соотношения с реальной действительностью (с фактической конституцией) достаточно сложна. Развивающиеся общественные отношения нередко опережают конституционные установления, регули­рующие эти отношения- Они могут стать тормозом обществен­ного развития, когда дистанция между нею и реальной дейст­вительностью становится все более значимой.

Ценность конституции заключена в ее роли в государствен­ной и общественной жизни страны. Конституции посттотали­тарных государств имеют дополнительный смысл и назначение, определяемые особенностями переходного периода, в котором находятся страны Центральной и Восточной Европы.

Ведущей в странах молодой демократии является тенденция конституциализации правовых систем, общественной и государ­ственной жизни, повышение ценности конституции как основ­ного закона. Однако если быть реалистом, нельзя не отметить, что действие конституции ослабляется в государствах новой де­мократии рядом негативных причин объективного и субъектив­ного свойства. Они вызваны экономической, политической и правовой нестабильностью, характерной для посттоталитарных и постсоветских обществ, правовым нигилизмом, закрытостью, коррумпированностью публичной власти, недоверием к ней на­родов, деформацией правового сознания должностных лиц, их низкой правовой культурой — наследием тоталитарного режима. В отдельных государствах Центральной и Восточной Европы пришедшая к власти новая политическая элита, зачастую рекру­тируемая из прежней государственно-партийной номенклатуры, не заинтересована в последовательном утверждении демократи­ческих институтов, господства права, конституции, закона. Ее устраивает «конституционность» в рамках «управляемой», «до­зированной», «суверенной» демократии.

Ценность конституции тем выше, чем полнее, упорнее борь­ба за реализацию конституции, всех ее установлений (конститу­ционных целей, идеалов, принципов, правил и т. д.) в результа­те сознательной деятельности участников общественных отно­шений. Следует помнить, что конституция как результат

4- Короленко В. Г. Собр. соч.: в 10 т. Т. 10. М., 1956, С. 486.

§2. Социальные функции конституции 145

компромисса разнообразных интересов может быть подвергнута ревизии со стороны консервативны* политических сил. Поэто­му в самой конституции предусматриваются средства ее защи­ты, которые необходимо последовательно использовать при по­пытках отойти от конституционных требований и нарушить их.

Наши рекомендации