Понятие охраны и защиты конституции

Конституция не реализуется автоматически. Процесс осуще­ствления конституционных установлений нередко дает сбои и может быть нарушен умышленно либо в силу правопримени­тельной ошибки. Поэтому должны существовать их эффектив­ная охрана и защита.

В литературе нет однозначного понимания охраны и защиты конституции. В первом приближений указанные понятия могуч* использоваться как равнозначные. Именно так чаще всего ука­занные понятия (термины) употребляются в Конституции РФ и в текущем (отраслевом) законодательстве. Однако известное различие между ними можно провести по следующим основа­ниям. Охрана конституции осуществляется путем установления в самой конституций, в законах и иных нормативных правовых актах мер профилактики и способов выявления конституцион­ных нарушений, мер их пресечения, средств защиты и мер кон­ституционной и иной ответственности в целях восстановления нарушенных конституционных установлений и наказания ви­новных за конституционные нарушения. Защита конституции непосредственно связана с активными действиями как потер­певших от конституционных нарушений по использованию средств защиты, так и уполномоченных компетентных органов

120Глава 4. Охрана и защита конституции

и должностных лиц по применению разнообразных по назначе­нию мер юридической ответственности к тем, кто совершил конституционные нарушения. Таким образом, зашита состав­ляет часть охраны конституции. Правозащитная деятельность завершает достижение конечной цели правоохранительной дея­тельности.

Правозащитная деятельность, составляющая существенную часть правоохранительной деятельности, имеет свои специфи­ческие особенности, связанные с основаниями ее наступления, целями осуществления, с субъектным составом, участвующим в правозащитной деятельности, с распределением их полномо­чий, с особенностями процессуального порядка их реализации и другими характеристиками.

В правозащитной деятельности активную роль играет сам носитель права (правомочия), обладающий правом на защиту нарушенного права или полномочия. Основанием появления возможности прибегнуть к защите конституционного установ­ления служит правосудие. Бессмысленно говорить о защите, ес­ли нет оснований к этому. Цель конституционно-правовой за­шиты состоит в устранении препятствий в реализации консти­туционных установлений, в восстановлении нарушенных прав и обязанностей, а также в наказании виновных правонарушите­лей в надлежащих случаях.

«Конституционно-правовая защита» — широкое понятие, ко­торое охватывает самозащиту права (полномочия), т. е. соверше­ние фактических действий, направленных на устранение пре­пятствий в их реализации в пределах, установленных законом, а также использование субъектом права на защиту, инициирова­ние обязательной по закону деятельности компетентных органов и должностных лиц в целях применения ими соответствующих мер государственного принуждения для устранения препятствии в осуществлении конституционных установлений; восстановле­ние нарушенного правового состояния, возмещение нанесенно­го ущерба либо надлежащей компенсации, а также справедливое возмездие (кару, наказание) за совершенное правонарушение. Осуществляя правовую защиту, субъекты конституционного права в равной мере охраняют право и конституцию.

Нельзя противопоставлять реализацию и защиту конститу­ции при всем своеобразии их содержания. Хорошо разработанный механизм защиты конституции уже сам по себе имеет большое воспитательное значение для обеспечения реализации

§ I. Понятие охраны и защиты конституции121

конституционных установлений. Процесс реализации консти­туции включает и защиту ее в случае нарушения. Защита, как правило, является стадией реализации, имеющей специальные цели и задачи: обеспечение реальной, наиболее полной и все­сторонней реализации конституционных установлений. Прав­да, не всегда это возможно, например в случаях применения карательных (штрафных) санкций, преследующих тль спра­ведливого наказания за совершенное правонарушение, и про­филактики конституционных нарушений.

Охранительные средства и защитная деятельность государст­ва, органов публичной власти, их должностных лиц представ­ляют собой форму активно-властного отношения государства к правонарушениям, их причинам и последствиям в целях реали­зации конституционных установлений. В этом случае следует отдать предпочтение термину «охранительно-защитная публич­ная деятельность».

Основными признаками конституционной охранительно-за­щитной деятельности являются: особый предмет этой деятельно­сти; властность ее осуществления; правовая опосредованностъ; процессуальная упорядоченность; уполномоченность субъектов, осуществляющих охранительно-защитную деятельность.

Охранительно-защитная деятельность включает такие на­правления деятельности компетентных органов и лиц, как; профилактика противоправного поведения, пресечение совер­шаемых правонарушений, процессуальное обеспечение при выявлении правонарушителя и установлении состава правона­рушений, восстановление нарушенных правовых состояний, наказание правонарушителей за общественно-опасные консти­туционные действия.

Меры профилактики, пресечения и процессуального обес­печения по своей природе и назначению являются правообеспечительными мерами, в то время как меры восстановления нарушенных правовых состояний и меры наказания за совер­шенные правонарушения суть меры юридической ответствен­ности.

Целями охранительно-защитной деятельности служат вос­становление нарушенных, деформированных правонарушения­ми конституционных установлений; возмещение нанесенного ущерба или надлежащей компенсации и справедливое наказа­ние в предусмотренных законом случаях.

122Глава 4. Охрана и защита конституции

§ 2, Охрана и защита конституции органамипубличной власти

Охранять и защищать конституцию призваны все органы публичной власти в рамках предоставленных им законом полно­мочий и процедур. Органами публичной власти, которые осуще­ствляют охрану и защиту конституции, как показывает мировая практика, являются глава государства; парламент; правительство и иные органы исполнительной власти, входящие в систему ис­полнительной власти; надзор нодзорно-контрольные и правоохрани­тельные органы; органы местного самоуправления; суды.

Деятельность указанных органов власти по охране и защите конституции составляет одно из направлений содержания их основных функций либо самостоятельное направление наряду с другими.

Президент РФ как глава государства является гарантом Кон­ституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) и в силу этого:

-обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ (ч. 1 ст. 82);

— в ежегодных посланиях Федеральному Собранию опреде­ляет пути повышения эффективного действия и реализации Конституции РФ (п. <.<е* ст. 84);

— обладает правом отлагательного вето относительно приня­тых федеральных законов, в том числе по мотивам их несоот­ветствия Конституции РФ (ч. 3 ст. !07):

— отменяет акты Правительства РФ я случае их противоре­чия Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 107):

— приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конститу­ции РФ и законам, международным обязательствам страны или нарушения прав и свобод человека (ч. 2 ст. 85):

— посредством согласительных процедур разрешает разногла­сия между органами государственной власти Российской Федера­ции и органами государственной власти ее субъектов (ч. I ст. 85).

Указанными полномочиями Президент РФ пользуется именно в силу необходимости обеспечения и зашиты верховен­ства, высшей юридической силы и прямого действия Конститу­ции РФ на всей территории Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ как орган народовластия, вопло­щающий в себе народный и государственный суверенитет, осу-

§ 2. Охрана и защита конституции органами публичной власти 123

ществяет: предварительный контроль конституционности зако­нов. Все стадии законодательной деятельности ориентированы на то, чтобы разрабатываемый и обсуждаемый на сессии пар­ламента закон не вступал и противоречие с Конституцией РФ. Государственная Дума проводит обязательную экспертизу на лог предмет при рассмотрении законопроектов. Совет Федера­ции имеет право — и много раз его использовал — отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон, и том числе и по мотивам несоответствия Конституций РФ.

Парламент осуществляет и последующий контроль, посколь­ку наделен правом отменять свои законы, вносить в них изме­нения и дополнения.

Палаты Федерального Собрания РФ используют и такую форму, как принятие постановлении, заявлений по проблемам конституционности и конституционного порядка в стране, ко­торые имеют рекомендательный характер. Так, Государствен- ная Дума 22 июля 1994 г. приняла постановление «По итогам парламентских слушаний <() проблемах соответствия конститу­ций республик, уставов краев, областей, городов федеральною знамения, автономной области, автономных округов Конститу­ции Российской Федерации», а 10 июни 1997 г. члены Совета Федерации приняли заявление «О поддержке конституционно­го порядка в стране».

Правительство РФ, помимо организации ведомственного контроля за соблюдением Конституции РФ (например, по ли­нии Минюста России), выступаете законодательными инициа­тивами, направленными, в частности, на охрану и защиту закрепленных Конституцией РФ основных прав и свобод граж­дан. В той или иной форме в охране и защите Конституции РФ участвуют и другие государственные органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Для осуществления деятельности по охране и защите Кон­ституции РФ органы публичной власти создают специальные вспомогательные органы и учреждения (комитеты, советы, ко­миссии, органы внутриведомственною контроля и т. и,) либо специализированные органы (Счетная палата РФ, Уполномо­ченный по правам человека в Российской Федерации).

Наряду с вышеперечисленными органами охрану и защиту Конституции РФ ведут надзорно-контрольные и правоохрани­тельные органы (прокуратура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенные, налоговые органы

124 Глава 4. Охрана и защита конституции

и др.) в пределах своей компетенции и в установленных зако­ном процедурах.

Охрану и защиту Конституции РФ осуществляют все виды судов, представляющие судебную власть. Осуществляя правосу­дие, судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). Суды, не подменяя законодательные и исполнительные органы государ­ственной власти, являются эффективным элементом в механиз­ме сдержек и противовесов, разрешая конфликты и споры меж­ду ними и другими субъектами общественных отношений на основе Конституции РФ и закона. Суды в Российской Федера­ции восстанавливают нарушенные права и свободы физических и юридических лиц, объединений граждан; применяют меры наказания за содеянные конституционные и иные правонару­шения на основе закона и в установленном законом порядке в форме конституционного, гражданского, арбитражного, адми­нистративного, уголовного судопроизводства- Судебные реше­ния обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляет­ся сила судов как органов государственной власти. Суды выно­сят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение их решений.

В известных пределах и в предусмотренных законом формах в охране и защите Конституции РФ участвуют общественные объединения (профсоюзы, правозащитные организации), Об­щественная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

В чрезвычайных, критических ситуациях, когда возникает непосредственная угроза существованию конституции и кон­ституционному строю, правом на охрану и защиту Конститу­ции РФ обладает и многонациональный народ Российской Фе­дерации как носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации, путем всенародного голосова­ния принявший Конституцию РФ.

Наши рекомендации