Глава 1. Конституционное право: отрасль российского права

Наука конституционного нрава осуществляет духовно-идеологическую функцию, так как в конституционном праве находят закрепление основные общественные и индивидуальные ценно­сти, принципы функционирования свободного гражданскою общества и демократического социалъно-правового государства.

Конституционное право осуществляет воспитательную функ­цию, которая обладает огромным духовно-нравственным потен­циалом, оказывая воздействие на общественное массовое и ин­дивидуальное сознание, формируя конституционно-правовое мировоззрение и конституционную культуру.

В современных условиях весьма значимой является практи­ка-организационная функция науки конституционного права. Научные выводы и обобщения в сфере конституционных отно­шений определяют практику развития и совершенствования всего текущего (отраслевого) законодательства, способствует повышению эффективности судебной, исполнительной, надзорно-контрольной деятельности.

Познание объективных закономерностей и тенденций раз­вития предмета конституционного права обусловливает нали­чие прогностической функции науки конституционного права. Немаловажными для науки конституционного права являются прогнозы последствий реализации конституционных установ­лений, как позитивные, так и негативные, с тем чтобы, была возможность предотвращать волюнтаризм и субъективизм н конституционном развитии, в воплощении в жизнь конститу­ционных установлений..

§ 6. Конституционное право как учебная дисциплина

Содержание и структуру конституционного права как учебной дисциплины определяется в основном содержанием и системой самого конституционного права как отрасли права и как науки.

Структура учебной дисциплины определяется ее программой и состоит из общей и особо гной частей. В общей части рас­крываются вопросы теории конституции и конституционного права, в особенной — институты конституционного права.

Изучение учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации» имеет своей целью усвоение установ­лений (положений, предписаний) Конституции РФ, конститу­ций (уставов) субъектов РФ, которые являются исходными для всех отраслей российского права, для судебной и иной право­применительной практики.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы35

В достижении указанной цели решаются следующие задачи:

— получение знаний относительно конституционно-норма­тивных основ конституционного строя России, основных прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства Российского государства, системы органов публичной власти — представительных (законодательных), исполнительных и судеб­ных на федеральном и региональном уровнях, органов местно­го самоуправления:

— овладение практическими навыками применения установ­лений конституционного права;

— формирование у студентов конституционно-правового

мировоззрения, конституционно-правовой культуры.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. В каком значении употребляется термин «конституцион­ное право»?

2. Какой нормативный правовой акт лежит в основе опреде­ления предмета конституционного права как отрасли права?

3- Какова основная тенденция в развитии содержания кон­ституций различных поколений?

4. К какому поколению конституций следует отнести Кон­ституцию РФ 1993 г.?

5. В чем состоят особенности предмета конституционного права 13 сравнении с иными отраслями российского права?

6. Перечислите и охарактеризуйте основные методы и спо­собы воздействия конституционного права на общественные отношения.

7. Отличается ли структура конституционного права от структуры Конституции РФ?

8. Какое место конституционное право занимает в системе российского права?

9. Зависит ли предмет конституционного права от современ­ного состояния системы российского права?

10.Назовите имена видных зарубежных и отечественныхученых, внесших значительный вклад в развитие науки консти­туционного права.

-М. Раскройте содержание методологии науки конституцион­ного права. :-,42. Перечислите функции науки конституционного права.

Наши рекомендации