Участники производства по делу об административном правонарушении.

Все участники могут быть разделены на три группы:

К первой относятся лица, интересы которых затрагиваются в ходе производства (лицо, в отношении которого оно ведется, и потерпевший). Во вторую группу можно отнести лица, защищающие и представляющие интересы других лиц: законные представители физического или юридического лица, защитники и представители. В третью группу относятся лица, выполняющие различные процессуальные действия: свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор.

Лицо, в отношении которого ведется производство – это физическое или юридическое лицо, в действиях которого усматриваются признаки административного правонарушения. Оно имеет права: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, нанимать защитника.

Потерпевший –физическое или юридическое лицо, которому действиями потерпевшего был нанесен физический, имущественный или моральный вред. Оно также имеет права знакомиться с материалами дела……и выполнять иные процессуальные действия.

Законные представители физического лица (родители, опекуны, попечители, усыновители) призваны осуществлять защиту прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство в случае, если оно является недееспособным, ограниченно дееспособным или несовершеннолетним.

Законными представителями юридического лица могут быть руководитель или иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юл.лица.

Для оказания квалифицированной юридической помощи физическому лицу может быть предоставлен представитель, а юр.лицу – защитник. В их качестве выступает адвокат или иное лицо. Полномочия таких лиц удостоверяются ордером или доверенностью.

Свидетель – лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства по делу. Он обязан явиться в указанное время и дать правдивые показания.

Понятой – число понятых должно быть не менее 2-х, их присутствие обязательно в случаях применения мер обеспечения производства, могут быть опрошены в качестве свидетелей.

Специалист – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее знаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении и закреплении доказательств, а также в применении технических средств.

Эксперт– любое совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в исходе дела и обладающее какими-либо специальными знаниями. Дает заключения по исследуемому им вопросу.

Переводчик– лицо, владеющие знаниями языков и навыками сурдоперевода. Назначается судьей.

Прокурор(в соответствии со ст. 25.11 вправе возбуждать дело, участвовать в его рассмотрении, заявлять ходатайства, объявлять протест на вынесенное решение).

58. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – это меры административно-принудительного характера, применяемые уполномоченными на то субъектами к лицам, в отношении которых осуществляется производство.

Применяются в целях:

- пресечения правонарушения;

- установления личности правонарушителя;

- составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте совершения правонарушения;

- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения по нему постановления.

Перечень мер указан в ст. 27.1 КоАП РФ:

1) Доставление

2) Административное задержание

3) Досмотр вещей, находящихся при физическом лице,

4) Личный досмотр

5) Осмотр принадлежащих лицу помещений, территорий, вещей и документов

6) Изъятие вещей и документов

7) Отстранение от управления транспортным средством

8) Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и др.

59. Перечислены в статье 24.5 КоАП РФ.

Производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств:

1) Отсутствие события административного правонарушения

2) Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижения виновным 16 лет или его невменяемость.

3) Действия лица в состоянии крайней необходимости

4) Издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания

5) Отмена закона, устанавливающего административную ответственность.

6) Истечение сроков давности привлечения лица к административной ответственности.

7) Наличие по тому же факту постановления о назначении наказания либо о прекращении производства по делу, либо о возбуждении уголовного дела

8) Смерть лица, в отношении которого ведется производство.

9) Если правонарушение было совершено должностным лицом или иными лицами, указанными в ч.1 ст.2.5, то дело подлежит прекращению, т.к. они подлежат дисциплинарной ответстенности.

60. Для административного права проблема законности является всегда важной. Основными способами обеспечения законности являются государственный контроль и государственный надзор. Контроль подразделяется на собственно контроль – проверяется законность и целесообразность деятельности и надзор – ограничивается только проверкой законности. В связи с этим можно утверждать, что надзор- это суженный контроль. Понятие и содержание контроля более широкое и включает в себя анализ финансово-хозяйственной деятельности, контролирующий орган обладает дисциплинарными полномочиями, имеет право отмены актов нижестоящего субъекта.

Государственный контроль и надзор за законностью деятельности административных органов осуществляют:

1) Органы законодательной власти

2) Образуемые органами законодательной власти специальные контрольные органы (Счетная палата)

3) Президент РФ

4) Главы исполнительной власти субъектов

5) Высшие исполнительные органы гос.власти

6) Специализированные органы административного контроля, в частности федеральные службы, гос.инспекции

7) Органы прокуратуры

8) Суды

61. Под административно-правовым режимом следует понимать совокупность административно-правовых средств регулирования, обусловленную централизованным порядком, императивным методом юридического влияния, которая выражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции.

Характерными признаками административно-правовых режимов являются:

— определенное специальными нормами права поведение физических и юридических лиц;

— вынужденная детальная регламентация деятельности государственных органов и общественных организаций;

— введение дополнительных правил или изъятие из общеобязательных норм правовых норм;

— установление особого контроля за надлежащим соблюдением правопорядка в сфере действия особого режима и установление некоторых ограничительных мер.

В зависимости от степени принадлежности административно-правового режима к обеспечению национальной безопасности, можно выделить такие, как:

· режим защиты государственной тайны,

· пограничный режим,

· режим въезда и выезда,

· режим лицензионно-разрешительной системы,

· санитарный режим,

· таможенный режим,

· паспортно-визовый режим.

Наши рекомендации