Глава 2. Механизм защиты имущественных прав
Под реализацией права принято понимать завершающую стадию механизма правового регулирования. С.С. Алексеев пишет: "Стадия реализации прав и обязанностей характеризуется тем, что программы поведения, которые заложены в юридических нормах и затем выражены в конкретных мерах поведения (правах и обязанностях), воплощаются в жизнь, осуществляются в фактическом поведении участников общественных отношений, становятся реальностью". При этом актами реализации являются "юридически значимые результативные действия субъектов[10].
В цивилистической литературе общепризнанно, что субъективное право представляет собой дозволенную законом меру возможного поведения управомоченного лица. Эта мера возможного поведения бывает разной.
В семейных отношениях существует неразрывная связь прав и обязанностей.[11]
Семейный кодекс предоставляет самим гражданам возможность решать, будут ли они осуществлять и защищать свои семейные права и совершать для этого необходимые действия, т.е. распоряжаться принадлежащими им семейными правами по своему усмотрению. Только в особых случаях, когда в защите семейных прав заинтересовано все общество, а это именно наш случай , инициатива осуществления и защиты права члена семьи принадлежит прокурору или органу опеки и попечительства.
Гражданин вправе защищать семейные права всеми доступными способами, не запрещенными законом.
Большинство норм СК сформулировано в качестве диспозитивных, т.е. таких, которые могут быть изменены соглашением сторон. Они установлены законом на тот случай, если стороны правоотношения сами не захотят определить свои права и обязанности иным образом. Диспозитивные положения особенно часто встречаются при регулировании имущественных отношений членов семьи, которые, действуя в установленных законом границах, вправе определить свои взаимоотношения исходя из конкретных интересов.
Причиной возникновения семейных прав и обязанностей являются юридические факты, т.е. действия и события, которые, хотя прямо не предусмотрены в правовых актах, порождают семейные права и обязанности в силу общих начал и принципов семейного права. Однако особенностью правового регулирования Семейного Кодекса является то, что многие предоставленные права используются по усмотрению самих членов семьи.
Распоряжение гражданами принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений, по своему усмотрению часто ограничено законом. Такие ограничения вызваны публичными (общественными) интересами, необходимостью защитить права детей и обусловлены, как правило, следующими причинами.
Особенностью семейных правоотношений является то, что многие права членов семьи одновременно выступают в качестве их семейных обязанностей. Это относится в основном к личным правоотношениям родителей и детей. Например, право родителей на воспитание детей является основной обязанностью родителей, имеющей к тому же конституционный характер. Поэтому осуществление или неосуществление этого права не может быть передано на усмотрение родителей, установлены пределы для определения по соглашению родителей размера алиментов, причитающихся для содержания несовершеннолетних детей. Во многих других случаях СК РФ указывает на необходимость соблюдения членами семьи основных принципов семейного законодательства, норм нравственности и морали, что соответствует природе семейных отношений. Из этого следует, что реализация семейных прав зависит не только от усмотрения управомоченных лиц, но и от предписаний закона.
Усмотрение сторон при осуществлении каждого права не беспредельно, а ограничено правами других лиц. Из этого следует, что осуществление семейных прав не должно нарушать права, свободы и законные интересы других. В случаях же нарушения их осуществление не будет пользоваться защитой закона. Семейные права защищаются всеми допустимыми законом способами.[12]
2.1. Судебная защита имущественных прав несовершеннолетних
Среди национальных механизмов, не только применительно к российскому законодательству, и средств обеспечения прав и свобод человека наиболее распространенной является судебная защита. Ее принципы и формы осуществления предусмотрены в разных международно-правовых актах и в Российской Конституции, ст. 46 которой предусматривает, что решение или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. При этом гарантируется каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно (ст. 48).
Судебная защита осуществляется в соответствии со ст. 118 Конституции РФ посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Нас интересуют лишь некоторые вопросы защиты прав детей при отправлении правосудия по гражданским делам.
Прежде всего, необходимо коснуться проблем защиты имущественных прав несовершеннолетних. В настоящее время многие авторы уделяют внимание судебной защите прав ребенка. Чаще всего говорят о защите прав, вытекающих из семейных правоотношений. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет являются частично дееспособными. С 16-летнего возраста они (по общему правилу) могут заключать трудовые договоры и по своему усмотрению распоряжаться заработком. С 16-летнего возраста граждане могут стать членами сельскохозяйственного производственного кооператива. В связи с чем в настоящее время важно уделять внимание защите имущественных прав несовершеннолетних.
Судами общей юрисдикции в соответствии с установленной законом подсудностью рассматриваются семейные споры. Под подсудностью понимаются полномочия суда на рассмотрение и разрешение определенных категорий дел. Как следует из ст. 24, 25 ГПК РФ, дела, связанные с защитой прав и интересов детей, отнесены к подсудности мировых судей и районных (городских) судов общей юрисдикции.
В частности, мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции многие дела, возникающие из семейных правоотношений. Применительно к предмету наших рассуждений можно отметить: дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, дела о выдаче судебного приказа, например, о взыскании алиментов на ребенка.
Гражданско-процессуальное законодательство предоставляет следующие льготы гражданам при защите их семейных прав: освобождение от уплаты судебных расходов истцов по искам о взыскании алиментов; сокращенные сроки рассмотрения таких дел; немедленное исполнение решений о присуждении алиментов и др.
Участие несовершеннолетних в гражданском процессе осуществляется в трех формах в зависимости от возраста ребенка:
- во-первых, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы в случаях, предусмотренных федеральным законом. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей ребенка (ч. 4 ст. 37 ГПК РФ);
- во-вторых, права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, защищают в процессе их законные представители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч. 5 ст. 37 ГПК РФ);
- в-третьих, по общему правилу, права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних (ч. 3 ст. 37 ГПК РФ).
Таким образом, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством ребенок может самостоятельно обратиться в суд, достигнув возраста 14 лет, и лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Серьезным достижением являются положения статьи 56 СК РФ: несовершеннолетний вправе самостоятельно обратиться в суд в случае нарушения родителями его семейных прав и интересов, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими обязанностей по воспитанию и образованию либо при злоупотреблении родительскими правами. Таким образом, установлено соответствие норм гражданского процессуального и семейного законодательства в части определения процессуальной дееспособности несовершеннолетних.
Характеризуя основания, при наличии которых ребенок может обратиться в суд, нужно отметить некоторую непоследовательность законодателя в этом вопросе.
Во-первых, из содержания п. 2 ст. 56 СК РФ неясно, в чем заключается исковое требование, в каком результате разрешения дела может быть заинтересован ребенок, в чем будут заключаться правовые последствия удовлетворения предъявленного ребенком иска.
Во-вторых, среди прочих оснований указывается злоупотребление родителями своими правами, что, согласно ст. 69 СК РФ, является самостоятельным основанием для лишения родительских прав. В то же время закон устанавливает исчерпывающий круг лиц, обладающих правом предъявления иска о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ), и ребенок в этот круг не включен.
В силу действующего законодательства правом на обращение в суд за защитой прав и интересов ребенка наделены:
1) родители ребенка или один из них. Так, например, один из родителей может обратиться в суд с заявлением о лишении второго родителя родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ), руководствуясь при этом интересами ребенка. Допустимой является передача родителями права представлять интересы своего ребенка другому лицу. В этом случае возникают отношения договорного представительства: третье лицо, избранное родителями, будет действовать в интересах детей, в том числе и обращаться в суд в случае нарушения прав несовершеннолетнего;
2) лица, их заменяющие. На наш взгляд, более правильным было бы вести речь о законных представителях ребенка, наделенных соответствующими полномочиями в силу закона. К ним могут быть отнесены:
а) опекуны (попечители);
б) приемные родители;
в) усыновители;
г) администрация (руководитель) учреждения, в котором ребенок находится на полном государственном обеспечении.
При этом лица, обратившиеся в суд в интересах ребенка, должны подтвердить свои полномочия, представить соответствующие документы: свидетельство о рождении ребенка, решение суда об установлении усыновления, постановление о назначении опеки (попечительства) и др.
Реализация права ребенка выражать свое мнение в ходе судебного разбирательства сопровождается значительными трудностями на практике. Следует согласиться с А. Эрделевским в том, что «российские суды традиционно отрицательно относились к участию ребенка в судебном процессе. В результате у нас нет устоявшейся судебной практики по этому вопросу»[13].
В данном перечне отсутствует еще одно очень заметное лицо, способное встать на защиту любых прав несовершеннолетних— прокурор . Федеральным законом от 5 апреля 2009 г. «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» прокурор наделен правом без обоснования невозможности обращения в суд самих граждан подавать заявления в защиту их нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образование.
Применительно к указанным правоотношениям разрешилась проблема ограниченного толкования судами уважительности причин, в силу которых гражданин не мог самостоятельно обратиться в суд, что нередко служило основанием для необоснованного отказа в принятии заявлений прокуроров в защиту прав лиц, относящихся к социально уязвимым категориям населения, а именно несовершеннолетних.
В настоящее время Прокуратура Российской Федерации - практически единственный орган, который по предусмотренным в законодательстве основаниям может самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов несовершеннолетнего лица.
Значительную часть составляют заявления в защиту имущественных прав несовершеннолетних, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это заявления о взыскании задолженности по опекунским пособиям, пособиям на детей, денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви и пр. для детей, находящихся под опекой (попечительством), о взыскании с администрации детских домов в пользу воспитанников незаконно удержанных сумм с их лицевых счетов. Для обеспечения прав несовершеннолетних на благоприятную семейную среду, семейное воспитание прокуроры обращались в суды с заявлениями о лишении (ограничении) родительских прав, о взыскании алиментов, а также о выселении родителей, лишенных родительских прав, в связи с нарушением жилищных прав детей[14].
Таким образом ч. 1 ст. 45 ГПК предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту социальных прав несовершеннолетних без ранее существующих ограничений, что способствовало увеличению количества заявлений.
Согласно законодательству, участвовать в гражданском процессе малолетние (до 14 лет) могут лишь через законных представителей. Следовательно, сам несовершеннолетний как сторона процессуально бесправен. Он не может воспользоваться специальными правами, например, в исковом производстве. Однако обязательность их присутствия в процессе подчеркивает необходимость суда выяснять у несовершеннолетних личное мнение по рассматриваемым вопросам.
Далее законодатель отмечает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) вправе самостоятельно защищать свои интересы, а законные представители могут быть приглашены в процесс. Поскольку в норме четко не обозначено процессуальное положение участников, мы не находим ответа на вопрос, кто в данном случае является стороной в исковом производстве: сам несовершеннолетний или его законный представитель. Проанализировав закон, нам представляется возможным сделать вывод о том, что именно несовершеннолетних нужно признать стороной в процессе. Законные представители же могут давать согласие на то или иное гражданско-процессуальное заявление или действие. Причем с помощью оборота «суд вправе привлечь…» законодателю удалось подчеркнуть необязательность присутствия родителей (лиц, их заменяющих) при отправлении правосудия по гражданским делам[15].
Следующий момент, на который хочется обратить внимание. Согласно семейному законодательству родители имеют равные права на ребенка, а, как следствие, представлять интересы его в гражданском процессе могут оба родителя. На практике возможны ситуации, когда интересы детей ущемляются одним из законных представителей. При этом сложно соблюсти интересы несовершеннолетних, поскольку один из родителей (лиц, их заменяющих) не заинтересован в объективном рассмотрении дела, формировании доказательственной базы. В результате чего могут пострадать интересы ребенка. Для устранения возникшей проблемы предлагается обеспечивать каждому несовершеннолетнему участнику гражданского процесса бесплатную юридическую помощь, независимо от присутствия в процессе законных представителей и органов опеки и попечительства. Это послужит критерием качественной защиты, что является немаловажным при состязательности процесса. Оплачивать эту помощь возможно из федерального бюджета.
Нечеткость в институте законного представительства может породить и другие проблемы при отправлении правосудия по гражданским делам. Примером тому может служить использование стороной гражданского процесса специальных прав. Допустим, что родители ребенка не достигают взаимного согласия по вопросу заключения мирового соглашения, изменения предмета и основания иска. Имея равные родительские права, они могут претендовать на учет своего мнения по вопросам защиты.
Для предупреждения возможных разногласий стоило бы представлять в процесс доказательства согласованности правовой позиции законных представителей. Данное обстоятельство могло бы послужить дополнительной гарантией в обеспечении прав и законных интересов детей при отправлении правосудия по гражданским делам.
2.2. Защита прав ребенка в административном порядке. Органы опеки и попечительства
Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).
К первым относятся:
-Прокуратура,
-Органы внутренних дел.
Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).
Органы внутренних делучаствуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.
Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:
предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.
Защита семейных прав в соответствии с Семейным кодексом осуществляется в административном порядке путем обращения к государственному органу управления или определенному должностному лицу. Такой порядок установлен, в частности, для случаев защиты детей, когда они лишены родительского попечения. Органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральные органы должны организовать учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве детей в семьи. Должностные лица учреждений (образовательных, лечебных и др.) обязаны сообщать о детях, оставшихся без попечения родителей, органам опеки и попечительства.
Определенные обязанности по защите личных прав граждан возложены на органы записи актов гражданского состояния при регистрации брака, других актов гражданского состояния. Защита имущественных прав лиц, получающих алименты, возложена на администрацию по месту работы лиц, обязанных выплачивать алименты. И в других предусмотренных законом случаях органы государственного управления и местного самоуправления должны принимать конкретные меры к защите семейных прав. Органам опеки и попечительства принадлежит очень большая роль в защите прав членов семьи.
Правовое положение органов местного самоуправления подробно регулируется ст. 31-41 ГК РФ. Многие вопросы организации и деятельности этих органов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ.
В СК содержится много ссылок на обязанности органов опеки и попечительства по защите семейных прав и интересов несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей, а также в случаях, когда родители уклоняются от их воспитания и защиты их интересов (см., например, ст. 56, 57 СК). В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей. На органы опеки и попечительства возложено разрешение споров и разногласий между родителями по воспитанию детей и другим вопросам, а также споров между родителями и детьми, опекуном ребенка и его несовершеннолетними родителями и иными лицами. Они могут предъявлять иски в суд о лишении родителей родительских прав (ст. 70 СК), о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей с их родителей (ст. 80 СК), об отмене усыновления (ст. 142 СК) и в других случаях, не нуждаясь для этого в специальных полномочиях. Они выступают в защиту прав и интересов детей, в том числе в суде, при разрешении споров, связанных с воспитанием детей ( Ст 78 СК) Конституция РФ гарантирует гражданам, чьи права нарушены неправомерными действиями или бездействием соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, возможность обжаловать в суд такие действия и решения.
Обжалованию подлежат любые действия, а также бездействие должностных лиц, уклонение их от принятия решений, если эти действия не соответствуют закону, иным правовым актам и нарушают права и законные интересы граждан. Суд, выявив при рассмотрении заявления указанные нарушения, признает акт недействительным, что означает лишение акта юридического значения, независимо от его формальной отмены. Тем самым суд восстанавливает нарушенное право.
Порядок рассмотрения заявлений о признании недействительными незаконных актов (действий, бездействия) предусмотрен в ГПК РФ.
До недавнего времени отечественное законодательство в кодексе о браке и семье предусматривало и опеку (попечительство) над личностью, и опеку над имуществом Опека над имуществом была известна еще римскому праву. Как отмечал А. Гордон, в случаях несостоятельности лица, для охраны наследственного имущества при неизвестности наследника или в тех случаях, когда наследник еще не родился, в случаях безвестного отсутствия собственника учреждалось "cura bonorum - попечительство над имуществом, коего владелец неизвестен или почему-либо не может оным владеть или распоряжаться. Это было представительство в интересах общественной пользы.
Соотношение опеки над личностью и опеки над имуществом не всегда можно было четко установить. Русская Правда также в большей степени регулировала охрану имущества детей, вопросы их воспитания ею не упоминаются. Интересно утверждение М.Ф. Владимирского-Буданова о том, что необходимость учреждения опеки вызывал, по Русской Правде, промежуток между смертью наследодателя и "моментом, когда наследники могут вступить в его права". Нередко инициаторами установления опеки выступали кредиторы умершего, которые не могли получить удовлетворения своих требований до назначения малолетним наследникам законных представителей.
Как отмечал В.М. Хвостов, в древнем праве "целью опеки и попечительства была не столько забота о личности... но забота о сохранении его имущества для его родственников-агнатов. Опека поэтому по праву принадлежала агнатам. В позднейшем праве опека приняла альтруистический характер, сделалась средством защиты подопечного лица".
Опека над имуществом существовала наряду с опекой над личностью во многих правовых актах разных эпох: в Литовском Статуте 1529 г., в нормах т. X Свода законов гражданских Российской империи. И.С. Вольман насчитывает в 1903 году 13 видов опек, из которых 9 видов представляли собой способы охраны имущества ("опека над имуществом осужденного", "опека над имуществом отступившего от православия" и проч.).
В праве современности положения об опеке над имуществом содержались в разделе "Об опеке и попечительстве" Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 г., в ст. 19 ГК РСФСР 1964 г. Правда, согласно акту периода Гражданской войны, Кодексу законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г., опека над имуществом безвестно отсутствующего лица (или управление имуществом) не устанавливалась. Вместо этого имущество поступало государственному учреждению, действовавшему под контролем отдела социального обеспечения при губернском совете депутатов и осуществлявшему опись, оценку, "заведывание или управление" имуществом. Такой подход объяснялся во многом задачами новой власти по уничтожению частной собственности, а также искоренением всего частного в общественных отношениях. Из этих задач исходила и идея о нецелесообразности семейного воспитания детей, согласно которой "с точки зрения советского права переходного времени семья призвана заботиться о малолетних и подобных им членах своих лишь постольку, поскольку о них не заботится, поскольку их не обеспечивает, не воспитывает, не оказывает им непосредственного покровительства общество и государство".
Гражданский кодекс РФ впервые в истории отечественного законодательства ввел институт доверительного управления имуществом. Доверительное управление имуществом по основаниям, предусмотренным законом, должно учреждаться в отношении имущества лица, признанного безвестно отсутствующим, при патронаже над дееспособными гражданами, а также при необходимости постоянного управления имуществом подопечного.
Разграничение доверительного управления (опеки) над имуществом и опеки (попечительства) над лицом необходимо производить в связи с тем, что эти действия предполагают разные объекты правовой охраны. Опека над имуществом (или доверительное управление в соответствии со ст. 38, 41, 43 ГК РФ) нацелена на сохранение всеми способами имущества лица, приумножение этого имущества и лишь в крайних случаях - на расходование этого имущества в целях погашения обязательств собственника. Опека (попечительство) над лицом предполагает всемерную охрану прав и интересов подопечного лица, как имущественных, так и неимущественных, что достигается в том числе и с помощью расходования его имущества.
Исполнение обязанностей со стороны опекуна (попечителя) осуществляется посредством не только юридических действий (совершение сделок, выдача согласия на совершение сделок и проч.), но и действий фактических (ремонт имущества подопечного, его охрана, уход за подопечным лицом, обеспечение его питанием, одеждой, обувью и проч.). Обязанности опекунов и попечителей над несовершеннолетними лицами в значительной степени состоят в общении с ребенком, его воспитании, обеспечении ребенку не только материальных, но и духовных условий для нормального развития.
Круг этих действий чрезвычайно широк, и в этом аспекте мы находим немало сходства между опекой (попечительством) и доверительным управлением имуществом. В соответствии со ст. 1012 ГК РФ доверительный управляющий вправе производить в отношении имущества "любые юридические и фактические действия". Нормы ГК о договоре доверительного управления не содержат никаких требований, которые характеризовали бы действия управляющего, совершаемые в интересах выгодоприобретателя или учредителя, за исключением "проявления об этих интересах должной заботливости" (ст. 1022). Очевидно, что действиями не в интересах выгодоприобретателя будут такие, которые в итоге привели к уменьшению стоимости управляемого имущества либо к иным неблагоприятным имущественным последствиям. Напротив, надлежащим исполнением обязанностей со стороны управляющего будет являться совершение таких действий, которые имеют своей целью сохранение и приумножение стоимости переданного в управление имущества. Управляющий должен действовать так, чтобы не допускать риска возможных потерь, и так, как поступило бы на месте управляющего само заинтересованное лицо (собственник имущества или выгодоприобретатель), о чем управляющий знал или должен был знать.
Аналогичным образом должен действовать опекун (попечитель), который обязан предпринять все необходимые действия, чтобы не допустить в первую очередь ухудшения здоровья подопечного, во вторую - обеспечить его нормальную социализацию, в третью - не допустить утраты или повреждения, уменьшения имущества подопечного.
Иными словами, и в том и в другом правоотношении обязанное лицо несет широкий круг обязанностей: "сделай все, чтобы только не допустить ухудшения ситуации". Дополнительные требования к объему обязанностей, направленные на "улучшение" имущества, предполагаются в случае заключения договора доверительного управления. Однако аналогичные требования (касающиеся улучшения состояния здоровья подопечного и т.п.) не могут быть предъявлены при осуществлении опеки или попечительства, поскольку не все влияющие на улучшение состояния здоровья подопечного или состояние его психики факторы подвластны опекуну или попечителю (в отличие от факторов, способных увеличить стоимость имущества).
В качестве критерия правомерности действий доверительного управляющего выступает и такой фактор - это лицо должно совершать действия с чужим имуществом так, как это было бы его собственное имущество, относиться к чужому, как к своему. Думается, что аналогичное поведение требуется и от опекуна (попечителя) - относиться к чужому ребенку или престарелому лицу как к своему родному человеку, так же бережно и заботливо.
И опеку (попечительство), и доверительное управление объединяет то, что они осуществляются, как правило, в пользу лица, которое не может дать подробных указаний о том, какие именно действия ему требуются.
Нововведение наших дней- патронатные семьи или, более известный термин, фостерные .
Фостерная семья - форма временного устройства в семью детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, с целью реабилитации, изменения ситуации в кровной семье, а при невозможности - передачи на усыновление. Целью данной формы является реализация приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье, провозглашенная в Конвенции ООН о правах ребенка Фостерная семья - альтернативная форма устройства, применяемая в случаях, когда ввиду объективных причин невозможно применение таких приоритетных форм устройства детей, как усыновление или опека. В фостерную семью ребенок передается на основании гражданско-правового договора, в некоторых странах дополнительно заключается и трудовой договор между фостерным воспитателем и службой по устройству детей .
К сожалению, имущественные права детей в таких семьях не прописаны ни в договоре, ни в закаонодательстве
В качестве способа защиты права в соответствии с Гражданским кодексом РФ возможно восстановление положения, существовавшего до нарушения. Этот способ защиты применяется к семейным правам, например, в случае признания брака недействительным, для защиты имущественных прав супругов при признании судом недействительным брачного договора и в иных случаях.
Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является самостоятельным способом защиты семейных прав. Этот способ применяется при защите детей от недозволенных способов воспитания или в случаях отобрания детей от родителей, а также при защите родительских прав и в других случаях.
В качестве способа защиты прав согласно ГК РФ следует признание сделки недействительной. Этот способ применяется при защите имущественных прав супругов, если эти права основаны на договоре, условия которого незаконны или неправомерно нарушают права и законные интересы другой стороны.
Так, присуждение к исполнению обязанности встречается чаще всего при уклонении обязанной стороны от исполнения алиментных обязательств (ст. 80 СК). В этих случаях в семейных правоотношениях встречается и обязанность уплаты неустойки.
Еще одним способом защиты семейных прав и охраняемых законом интересов может быть и прекращение (изменение) правоотношений. В СК РФ предусмотрены такие случаи при прекращении или изменении алиментных обязательств, отмене усыновления, расторжении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Основанием может быть как виновное, так и невиновное поведение другой стороны.
Все указанное не исчерпывает возможные способы защиты семейных прав. Ребенок, как и любой другой гражданин, имеет право на самозащиту
Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.