Право Древней Индии по законам Ману.
ГР право. Составление древнеиндийского сборника норм, или дхармашастр, которыми древние индийцы руководствовались в повседневной жизни, относят к I в. до н. э. Всего в Законах 2685 статей. Содержание Законов Ману выходит за пределы права. Они трактуют и о политике, морали, религиозных предписаниях благочестивому человеку. Правовая санкция дополняется часто угрозой неблагоприятного последствия плохого поступка в потустороннем мире.
Согласно законам Ману, индийцы знают несколько способов получения собственности: наследование; получение в виде дара или находка; покупка; завоевание; ростовщичество; исполнение работы; получение милостыни; давность владения сроком более 10 лет. Приобретение какой-либо вещи производилось только у собственника и только добросовестным приобретателем, права последнего защищались законами. Частная собственность – прежде всего на землю – охранялась законом. Вся земля была разделена на царскую, общинную и частную. Кроме недвижимой собственности индийцы знали движимое имущество – рабов, скот, орудия труда.
Гражданское право определяло порядок решения имущественных споров, рассматривало обязательственные отношения. В Законах Ману упомянуты следующие виды договоров: займа; найма рабочей силы; аренды земли; купли-продажи; дарения. Закон устанавливал нерушимость и преемственность долговых обязательств (в случае смерти должника возврат долга осуществлялся наследниками, при невозможности возврата долга практиковалась отработка долга). Неисполнение договора найма или причинение вреда влекли штраф. Договор купли-продажи совершался при свидетелях. Закон оговаривал расторжение сделки: купленную вещь можно было вернуть до истечения 10-дневного срока.
Брак рассматривался как разновидность договора купли-продажи. Жена становилась полной собственностью мужа. Согласно кастовому устройству общества, мужчина покупал жену, которая принадлежала по рождению к его варне. Право наследования распространялось только на сыновей и осуществлялось по закону, дочерям выделялось только приданое. Женщина при такой системе общества в детстве была собственностью отца, в молодости – мужа, в старости – сыновей.
Уг право. В Древней Индии существовали две системы судов – царские и внутриобщинные.
Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовали сам царь «вместе с брахманами и опытными советниками» или замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, «окруженного тремя судьями». Толковать в суде нормы права – дхармы – мог брахман, в крайнем случае – кшатрий или вайший. Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли «надзор за ворами». Особенно большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных домах. Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами.
В уголовном праве, по Законам Ману, различаются умысел и неосторожность, первое правонарушение и рецидив, тяжкое преступление и легкое. Самым же важным для определения наказания было то, к какой варне принадлежит потерпевший и правонарушитель. Здесь безраздельно господствует несправедливейший из принципов: снисходительность к тому, кто попирает низшего, беспощадная расправа над посягающим на высших.
Право Индии знало принцип талиона, ордалии (суд богов): принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Преступления делились по принципу: государственные; против собственности; против личности; посягающие на семейные отношения.
Наиболее строго наказывались государственные преступления (служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот); за ними следовали преступления против собственности (кража во всех разновидностях: тайное похищение имущества, грабеж в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, поимка вора на месте преступления, дневная кража, ночная кража и др. Кроме вора наказывали его укрывателей и людей, не сообщивших о виденной краже) и против личности (убийство и телесные повреждения; убийство, совершенное при самозащите, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось).
В качестве наказаний практиковались смертная казнь в различных вариантах и др.
6. Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона и Калисфена.
Государственный строй Афин Афинское государство основывалось на политическом объединении свободных граждан, использующих труд не имевших никаких прав рабов. Свободные граждане обладали всеми политическими правами, власть в Афинах формировалась по принципу демократии, а государственный аппарат был представлен: народным собранием – гелиэей, советом пятисот, коллегией стратегов и коллегией архонтов.
Высшим законодательным органом считалось народное собрание, правом участия в нем обладали все афинские граждане старше 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения, кроме женщин и рабов.
Постоянно действующим органом исполнительный власти был Совет пятисот, который избирался открытым голосованием из граждан старше 30 лет, по 50 членов от одной из 10 административных единиц. Выборы происходили каждый год, состав Совета постоянно обновлялся. В компетенцию Совета входили сбор народного собрания, проработка и заключение по готовящимся к обсуждению на народном собрании вопросам, привлечение к суду должностных лиц, заслушивание отчетов этих лиц, руководство и контроль над финансовыми и административными органами. Повседневными делами занималась фила – десятая часть Совета пятисот, во главе которой стоял избранный по жребию председатель.
Вооруженными силами Афин руководила Коллегия десяти стратегов. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. По закону все стратеги имели равные права и обязанности, но по традиции один из стратегов занимал высшую должность.
За моральным обликом афинян следила коллегия архонтов, рассматривавшая религиозные и семейные дела. Она состояла из 9 архонтов и секретаря, состав избирался жеребьевкой: каждая фила представляла одного избранника.
Высшим судебным органом Афин была гелиэя, которой руководила коллегия архонтов. Гелиэя выступала в качестве высшего судебного и законодательного органа. В ее компетенцию входило решение наиболее важных частных дел афинских граждан, всех государственных дел и споров между союзниками, а также между гражданами союзных государств. Кроме гелиэи в Афинах были и другие судебные инстанции: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока. Все они были компетентны решать ограниченный круг вопросов.
Реформы Солона. Начиная с VI в. до н. э. город стал средоточием людей, принадлежавших к разным племенам, родам, фратриям: вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. На смену старому делению приходит новое. Знатные образуют сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники – демиургов.
В политическую жизнь афинского общества все более активно включался новый социальный элемент – переселившиеся в Афины ремесленники, торговый люд, состоявшие в афинской армии матросы, а также крестьяне. Между демосом (народом) и эвпатридами (аристократами) началась острая борьба за власть.
В 594 г. до н. э. всеобщее недовольство вылилось в смуту. Оказавшись в столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона. Солон выбрал политику сумел примирить враждующих.
Он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, – отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, – выкуплены за счет государства. Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени. Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках, и санкционировал широкую завещательную свободу.
Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были причислены к первому разряду, просто богатые – ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого – разряда. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие – феты – были зачислены в один четвертый и последний разряд. Разряд определял порядок военной службы: первые два разряда служили в коннице, третий – в тяжелой пехоте, четвертый – в легкой пехоте.
Высшим органом власти стало, по Конституции Солона, афинское народное собрание. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и гелиэя – суд присяжных заседателей. Совет четырехсот избирался старыми ионическими племенами, по 100 человек от племени. Он сдерживал народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага.
Реформы Клисфена. Реформы Солона не смогли справиться с распрями внутри афинского общества. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Наконец, через 90 лет после Солона, в 509 г. до н. э., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена, наносят решающий удар по остаткам родового строя, мешавшим функционированию государства как такового.
Реформа 509 г. окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Аттика делилась на десять территориальных племен (фил). Каждая фила состояла из трех частей – триттий. Одна из триттий должна была принадлежать к сельскохозяйственной равнине, где до того господствовала знать (здесь были ее имения), другая – к приморскому району, форпосту демократически настроенной матросской массы, третью составлял один из кварталов столицы. В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан – ремесленников, купцов, матросов. Землевладельческая «равнина» была оттеснена на второй план. Помимо этого страна была поделена на наименьшие районы – демы. Их было около ста.
Введенная Клисфеном система раздробила аристократические роды и лишила их единства и сплоченности. Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать Совет пятисот – по 50 человек от каждой новой филы.
Общественное развитие привело к сосредоточению богатств в руках неродовитых граждан, составивших имущий класс Афин, но в органах родового строя господствовало государство рабовладельцев – знатных и незнатных. Для борьбы с противниками Клисфен ввел остракизм – изгнание из государства, применяемое в качестве политической меры, а не наказания. Изгнание назначалось обыкновенно на 10 лет и не влекло за собой ни лишения прав, ни конфискации имущества. Решение об остракизме принадлежало народному собранию.
Результатом реформ Клисфена стало снижение роли ареопага. А в 462 г. до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела закон о лишении ареопага всех политических функций. К середине V в. до н. э. замещение должностей стало доступно всем гражданам, независимо от их имущественного положения. Позже по предложению стратега Перикла была введена выплата вознаграждения за государственную службу. Первыми стали получать жалованье члены Совета пятисот, присяжные заседатели, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица, кроме стратегов.