Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. - 13-е изд., перераб. и доп., Юстицинформ, 2009.
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник – 9-ое изд-е. М, 2002.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. 4-ое изд. М.: Юристъ. 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Авраменко С.Л. Новая конституция Швейцарской Конфедерации: право и современность // Государство и право. – 2001. - № 7. – С. 77.
Административное право зарубежных стран. М., 1996.
Александрова З.К. Правовой статус депутатов в странах Центральной и Восточной Европы. // Российский юридический журнал. 1999.- №3. - С.160.
Андриченко Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств в законодательстве зарубежных стран // Государство и право. – 2002. - № 3. – С. 84.
Антонова Н. А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления. // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4. С. 37.
Апарова Т.В. Статус судей в Великобритании // Журнал российского права. – 1999. - № 7/8. – С.114.
Арато Э. Выборы, коалиции и конституционализм. // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. - 1994.- №3-4. - С.11.
Арато Э. Создание Конституции: венгерский эндшпиль. // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. - 1997. - №1. - С.2.
Баев В.Г. Веймарская Конституция Германии: узловые проблемы германской государственности 1919-1933 гг. // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - №5.
Баев В.Г. Европейский конституционализм после Наполеона (на примере Германии) // Журнал российского права. - 2005. -№ 7.
Баймаханов М.Т. Проблемы воплощения принципов правового государства в Конституции Казахстана // Государство и право. – 1992. - №8. – С.3-10.
Барабашев Г.В. Муниципальные органы современных капиталистических государств. М., 1971.
Барабашев Г.В. О хартиях местного самоуправления в США // Государство и право. - 1994. - №5. - С. 126.
Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Организация и функционирование местного самоуправления: опыт зарубежных стран. М., 1991.
Баранчиков В.А. Муниципальные органы Великобритании. М.: ВЮЗИ, 1990.
Баев В.Г. Веймарская Конституция Германии: узловые проблемы германской государственности 1919-1933гг. // Конституционное и муниципальное право. 2006. №5.
Басу Д.Д. Основы конституционного права Индии. М., 1986.
Бах С., Бенда С. Регламенты парламента и судебный контроль в Румынии // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 1995. - №3. - С.26.
Бланкенагель А. Теория и практика конституционного контроля в ФРГ// Советское государство и право. - 1989. - №1. - С. 102.
Боботов С.В. Законодательный процесс в Великобритании // Журнал российского права. - 1998. - № 4/5.- С.223.
Боботов С.В. Конституционный контроль в буржуазных странах: доктрина и практика // Государство и право. - 1989. - №3. - С.115.
Богдановская Ю.И. Судебный прецедент – источник права? // Государство и право. – 2002. - № 12. – С.5.
Болотина Е.В. Зарождение муниципального управления во Франции // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - №5.
Бромхед П. Эволюция британской конституции. М.: Прогресс,1978.
Васильев В.И. Прямая демократия: опыт Калифорнии // Государство и право. - 1994. - №1.- С.116.
Васильева Т.А. Правовой статус этнических меньшинств в странах Западной Европы // Государство и право. – 1992. - № 8. – С.133.
Ведель Ж. Административное право Франции. М.: Наука, 1973.
Визер Б. Защита прав человека в Австрии // Государство и право. – 193. - № 11. – С.100.
Виноградов В.А. Основы государственного устройства Государства Города Ватикана // Журнал российского права. – 2002. - № 9. – С. 120.
Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.
Воеводин Л.Д. Статус современного государства как предмет общего конституционного права // Российский юридический журнал. - 1997. - №4. - С.82.
Володин А.Г. Индия: Становление институтов буржуазной демократии. М., 1989.
Гавло Ю. И., Невинский В.В. Политико-правовая природа движения гражданских инициатив в ФРГ // Советское государство и право. - 1985. - №1.- С. 89.
Галмаи Г. Опыт конституционного правосудия в Венгрии // Государство и право. - 1993. - №9. - С.63.
Ганликс А.Б. Многообразие форм федерализма в США // Государство и право. - 1994. - №6. - С. 133.
Гарнер Д. Великобритания: Центральное и местное самоуправление. М.: Наука. 1984.
Гаскарова М.Л. Концепция достоинства человека в немецком конституционном праве // Журнал российского права. – 2002. - № 4. – С. 154.
Государственное право Германии. Т 1-2. М.: ИГП РАН. 1994.
Государственный строй Китайской Народной Республики. М., 1988.
Граф И.В. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в зарубежных странах // Налоги. Инвестиции. Капитал. 1999. № 3-4.
Граф И.В. Законодательное регулирование муниципальных объединений в России и Австрии. // Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России: тезисы докладов Всероссийской конференции. 14-15 апреля 2000 г. Екатеринбург. 2000.
Губарев С.Н. Некоторые международно-правовые аспекты положения Гонконга // Советское государство и право. – 1991. - № 8. – С. 128.
Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Франции. М.: Прогресс, 1977.
Демократия в Индии (проблемы местного самоуправления). М., 1992.
Джангирян Ж.Д. Национальное Собрание (парламент) Республики Армения в системе органов государственной власти // Государство и право. 2004. № 2.
Джинджер Энн Ф. Верховный Суд и права человека в США. – М, 1981.
Дюран Э. Местные органы власти во Франции. М., 1996.
Евдокимов В.Б. Конституционное судопроизводство в США. Екатеринбург. 1996.
Евдокимов В.Б. Системы местного управления в зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 2.
Егоров С.А. Конституционный надзор в современной политико-правовой теории США // Государство и право. - 1991. - №4. - С. 121.
Ежевский Д.О. Изменение роли и функций органов местного самоуправления в Великобритании в ходе муниципальных реформ конца XX - начала XXI вв // Право и политика. 2005. - № 5.
Загайнова С.К. История и практика судебного прецедента // Российский юридический журнал. – 1998. - № 3. – С. 43.
Защита прав человека в современном мире. М., 1993.
Иванов В.В. Принцип разделения властей в Конституции США 1787 года и Конституции Франции 1791 года: сравнительный анализ // Государство и право. – 2000. - № 12. – С.80.
Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. Ростов-на-Дону. 1999.
Ильинский И.П. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы // Государство и право. - 1992. - №6. - С. 125.
Ионова А.И. Счетные палаты ФРГ: правовые основы и принципы деятельности // Государство и право. – 1998. - № 3. – С. 94.
Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. М., 1995.
Каминский С.А. Институт монархии в странах арабского востока. М., 1981.
Канада: местное управление и самоуправление. М., 1995.
Касаткина А.Н. Контрольные полномочия Парламента Португалии // Журнал российского права. 2001. № 2.
Кашкин С.Ю. Конституция на переломе цивилизаций: формирование глобального конституционного идеала // Государство и право. - 1992.- № 11. - С. 38.
Кашкин С.Ю. Политический режим в современной Индии: сущность, основные особенности и тенденции развития // Государство и право. - 1995. - №4. - С.122.
Керимов А.Д. Бюро палат французского парламента // Государство и право. - 1996. - № 10.
Керимов А.Д. Закон во Франции: от принятия до промульгирования // Государство и право. - 1997. - №7.
Керимов А.Д. Парламентские группы в Национальном Собрании современной Франции // Государство и право. - 1993. - №12. - С. 114.
Керимов А.Д. Парламентские представительства как средство контроля за исполнительной властью (пятая Французская Республика) // Государство и право. - 1992. - №7. - С. 139.
Кнемайер Ф.П. Организация местного самоуправления в Баварии (основные структуры, особенности, недостатки) // Государство и право. - 1995. - №4 .- С. 107.
Ковалев А.М. Современное состояние Конституции V Республики во Франции // Государство и право. - 1997. - №4.
Ковачев Д.А. Конституционная регламентация избирательной системы в зарубежных странах // Журнал российского права. – 1999. - № 7/8. – С. 107.
Коданева С.И. Первая Ассамблея Уэльса // Государство и право. – 2002. - № 6. – С.54.
Коданева С.И. Реформа управления Шотландией (конец 1990-х годов) //Право и политика. – 2001. - № 11. – С.23.
Козлов А.Е. Федерализм в Бельгии и в России // Государство и право. - 1997. №7.
Козулин А.И. Роль законодателей в подготовке законов: законодательный процесс в штате Миссисипи // Российский юридический журнал. – 1998. - № 3. – С. 34.
Константинов Э. Турецкой партии в Болгарии разрешено продолжать свою деятельность // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1992. №1. С.39.
Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства. М.: Наука,1992.
Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Президент, конгресс, законодательство (опыт взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей в Соединенных Штатах Америки) // Государство и право. – 1998. - № 1. – С. 79.
Кровельщикова В.В. Статус судей конституционных судов земель Германии // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. -№ 3.
Крутоголов М.А. Конституционный Совет Франции. Организация и правовые аспекты деятельности. М.: Наука, 1993.
Крутоголов М.А. Президент Французской Республики. Правовое положение. М.: Наука, 1980.
Крылов Б.С. Федерализм и его будущее // Журнал российского права.-1999. - №1. - С.108.
Крашенинникова Н.А. История государства и права Кубы. М., 1966.
Крылова М.С. Английское государство. М.: Наука, 1981.
Крылова М.С. Парламент Великобритании // Парламенты Мира. М.: Высшая школа. 1991. С. 117.
Кряжков В.А. Конституционные суды земель Германии // Государство и право. -1995. - № 5. - С. 117.
Кузнецова Л.Л. Сравнительно-правовой анализ основных форм парламентского контроля // Журнал российского права. 2004. №2. С.107.
Лафитский В.И. Конгресс США // Парламенты Мира. М.: Высшая школа. 1991. С. 320.
Ледях И.А. Права граждан: буржуазные теории и практика ФРГ. М., 1986.
Лопатка А. Реформа территориального деления Польши // Журнал российского права. – 1999. - № 12.- С. 131.
Лузин В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США) // Государство и право. - 1999. - №3. - С.82.
Лукашева Н.В. Правовой статус Аландских островов // Российский юридический журнал. – 1998. - № 1. – С. 47.
Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993.
Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права // Государство и право. – 1995. - №2. – С.97.
Мартинович И.И. О конституционных основах судебной власти в Республике Беларусь // Государство и право. – 1995. - № 7.- С.110-114.
Матвеева О.М. Эволюция института политической ответственности правительства и новые формы парламентского контроля в зарубежных странах // Российский юридический журнал. - 1995. - №2. -С.62.
Мачкув Е. Конституционный процесс и демократия при посттоталитаризме // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1998. №4 - 1999. №1.- С.15.
Местная власть в Испании: управление финансами. М., 1994.
Местное самоуправление в зарубежных странах. Информационный обзор. М., 1994.
Местные органы власти в структуре управления Великобритании. М., 1993.
Местные органы власти и предпринимательство в Италии. М., 1994.
Миронов О.О. Конституционный статус депутатов парламентов // Журнал российского права. 1997. № 4.
Мишин А. А. Государственное право. США. М. , 1976.
Мишин А.А. Парламент Республики Индии. М., 1961.
Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984.
Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий. М., 1985.
Нгуен Ван Тхань. Контрольные полномочия Вьетнамского Парламента // Журнал российского права. 2000. №9.
Невинский В.В. Новеллы конституционного законодательства ФРГ // Журнал российского права. - 1998. - № 4/5. - С.235
Неновски Н. Конституционный суд в Болгарии // Государство и право. - 1993. - № 9. - С.74.
Никифорова М.А. Гражданские права и свободы в США: судебная доктрина и практика. М., 1991.
Обзор конституционных новостей. Болгария. Румыния // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1994. №3-4; 1995. №2,3,4; 1996. №1,2,3,4; 1997. №1.
Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Правовая защита конституций. Ростов-на-Дону: Литера-Д, 1992.
Олтеанц О.М. Роль и место конституционного суда Румынии в процессе становления прав // Государство и право. - №6. - 1995. - С.95.
Опря О.В. Конституционный Суд Республики Болгарии // Журнал российского права. – 2002. - № 9. – С. 131.
Организация местной власти в Турции: конституционно-правовой аспект. М., 1994.
Осавелюк А.М. Современный механизм системы сдержек и противовесов в зарубежных странах // Государство и право. - 1993. - №12. - С. 105.
Парламентские группы в Национальном Собрании современной Франции // Государство и право. - 1993. - №12. - С. 114.
Пернталер П. Проблемы федеративных отношений в Австрии // Государство и право. – 1994. - №3. – С. 120.
Пилипенко А.Н. Парламентский контроль в Великобритании // Журнал российского права. 2000. № 9. С. 130.
Погосян Н.Д. Правовой статус высших органов финансового контроля Великобритании, Франции, Германии и Польши // Государство и право. – 1998. - № 2. – С. 103.
Политическая система Великобритании. М., 1984.
Права человека накануне XXI века. М., 1994.
Права человека. Учебник для вузов. Отв. ред. Лукашева Е.А. М., 1999.
Правительство министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.
Правовая охрана конституции. Сборник обзоров. М., 1994.
Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. - 3-е изд., перераб. и доп. (Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев.). - М: Издательство НОРМА, 2003 г.
Пэюхенен А. Исполнительная власть в Финляндии // Государство и право. – 1992. - № 7. – С. 147.
Разделенная демократия: сотрудничество и конфликт между президентом и конгрессом. М., 1994.
Раянов Ф.М. Развитие современных представлений о сущности федеративного государства. // Российский юридический журнал. - 1999. - №1. - С.110.
Савицкий Л.И. О системе и взаимоотношениях федеральных государственных органов в Бельгии // Российский юридический журнал. – 1998. - № 1. – С. 9.
Савицкий Л.И. Сообщества и регионы как составные части Бельгии: правовое положение // Российский юридический журнал. – 1999. - № 2. – С.12.
Саликов М.С. Федерализм в России и США: Сравнительно–правовое исследование // Российский юридический журнал. - 1995. - № 4. - С.60.
Саликов М.С. Разграничение компетенции в американской федеральной системе // Российский юридический журнал. - 1996. - № 4. - С.75
Саликов М.С. Федерализм в России и США: сравнительно-правовое исследование // Российский юридический журнал. - 1995. - №4. - С. 60.
Саликов М.С. Федеральный округ Колумбия: проблемы правового статуса // Российский юридический журнал. – 1998. - № 4. – С. 52
Самойлова Л.М. Принципы бюджетного права Франции // Финансовое право. - 2006. - № 3.
Сандвик Г. Правовой статус Саами // Государство и право. – 1992. - № 9. – С. 108.
Сахаров Н.А. Институт Президенства в современном мире. М., 1994.
Саюров Н.Ф. Механизм государственной власти и управления ФРГ. Учебное пособие. Липецк. 1997.
Силинов П.М. О некоторых концепциях федерализма в зарубежной литературе // Государство и право. – 2000. - № 5. – С. 85.
Современный буржуазный федерализм. М., 1978.
Соколов А. Конституционная жалоба в ФРГ. Мифы или реальность // Российская юстиция. - 1994. - №3.- С.41.
Сравнительное конституционное право. М., 1996. С.623
Стародубский Б.А. Уникальная система правления в Израиле // Государство и право. – 2000. - № 2. – С. 86.
Стефон-Сава Е. Парламент как он был задуман: Румыния // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 1995. - №2. - С.42.
Страшун Б.А. Конституционные перемены в Восточной Европе 1989 – 1990г. М., 1991.
США – Конституция и права граждан. М., 1987.
Тимофеев Н.С. Коммунальное право ФРГ. М.: Изд-во МГУ. 1982.
Тулаев А.Н. Особенности парламентского контроля за деятельностью правительства в странах Западной Европы // Журнал российского права. 2004. №1. С. 158.
Ульянова Л.П. Индия: правовое положение штатов. М., 1970.
Урьяс Ю.П. Механизм государственной власти ФРГ. М.: Наука. 1988.
Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2007.
Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981.
Хиль-Роблес А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана). М., 1997.
Цоллер Э. Защита прав человека во Франции // Государство и право. – 1992. - № 12. – С. 108.
Черкасов А. Сравнительное местное управление: теория и практика. М., 1998.
Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта федерации // Государство и право. – 2000. - № 10. – С. 5.
Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современных государствах // Государство и право. - 1994. - №1. - С.109.
Чиркин В.Е. Органы конституционного контроля: Россия и международный опыт. // Журнал российского права. - 1998. - № 4/5.- С. 145.
Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М. 1997.
Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство. // Государство и право. - 1997. - №1. – С. 56.
Чиркин В.Е. Правовое положение политических партий: российский и зарубежный опыт // Журнал российского права. – 1999. - № ¾. – С. 124.
Чиркин В.Е. Президентская власть. // Государство и право. - 1997. - №5. – С. 68.
Чиркин В.Е. Современные модели местного самоуправления // Российский юридический журнал. - 1995. - №3. - С. 58.
Чиркин В.Е., Тихонов А.А., Рябов С.В. Формы государства в буржуазных странах Латинской Америки. М., 1982.
Шарма М.П. Государственный строй Индийской республики. М., 1958.
Шепенко Р.А. Судебная система Гонконга // Журнал российского права. – 2002. - № 6. – С. 134.
Шнапп Ф.Е. Аппарат главы окружной администрации в землях ФРГ // Государство и право. - 1994. - № 4. - С 129.
Шрам В.П. Конституционное развитие Боснии и Герцеговина // Журнал российского права. – 1999. - № 10. – С. 157.
Шрам В.П. Развитие федерализма в Союзной Республике Югославии // Журнал российского права. – 1999. - № 5/6. – С. 156.
Элерс Д. Местное самоуправление в Германии // Государство и право. – 2002. - № 3. – С. 68.
Элстер Я., Холмс С. Новые конституции, принятые в Болгарии и Румынии. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - 1992. - №1. - С.32.
Энтин Л.М. Разделений властей. Опыт современных государств. М.: Юрид. лит., 1995.
Юрлов Н.Ф. Россия и Индия в меняющемся мире. М., 1998.
Яковлев Г.С. Запросы и вопросы как средство парламентского контроля // Журнал российского права. 2000. №1. С. 140.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 021100 – Юриспруденция
Присваиваемая квалификация – Юрист
Дата утверждения стандарта ____________
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 021100 – Юриспруденция
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов |
ОПД.Ф.06 | Конституционное (государственное) право зарубежных стран Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического и политического режима; основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств; качественные характеристики конституционно-правового развития и конституционного права отдельных государств (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Япония, Польша, Китай, Куба, Индия, Иран и др.); правовое положение граждан в зарубежных странах, разновидности политических режимов; формы государства; избирательное право и избирательные системы; орган государства и их положение; парламент и парламентаризм; муниципальные системы. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.
Изучение дисциплины "Конституционное право зарубежных стран" на юридическом факультете имеет важное значение, так как не только имеет целью дать студентам самый широкий спектр знаний по организации и функционированию государственной власти в зарубежных государствах, но и развивает общую профессиональную культуру будущих юристов. Кроме того, поскольку Российская Федерация встала на путь демократического развития, учитывающего мировой опыт, и ей постоянно приходится совершенствовать свою правовую и политическую систему, изучение опыта зарубежных государств имеет еще и прикладное значение.
Изучение дисциплины включает в себя посещение лекционных и семинарских занятий, выполнение промежуточного тестирования и самостоятельную работу студентов. Студенты заочной формы обучения (в том числе с сокращенным сроком обучения) обязаны написать и представить контрольную работу. Итоговой формой контроля по изучаемой дисциплине выступает экзамен.
В ходе первых лекционного и семинарского занятий студенты знакомятся с общими целями, методами и формами занятий по курсу муниципального права, системой проверки и оценки знаний, литературой, необходимой для изучения дисциплины.
Посещение лекционных занятий является обязательным и необходимым элементом учебного процесса. В предлагаемых студентам лекциях в обобщенном варианте предлагается изложение основных вопросов читаемого курса с учетом всех последних изменений в законодательстве и тенденций его развития, а также с изложением позиций ведущих ученых в области конституционного и муниципального права по наиболее дискуссионным вопросам, анализ правоприменительной практики и предложения студентам при подготовке к семинарским занятиям и экзамену сформировать собственную позицию по самым значимым проблемам.
Подготовка к семинарским занятиям включает использование лекционного материала, изучение международных, федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов, специальной литературы, их практическое применение при решении конкретных задач, формирование собственной позиции по рассматриваемым вопросам, в особенности носящим дискуссионный характер.
Формами работы на семинарских занятиях являются выступления по вопросам рассматриваемой темы, сочетающие изложение теоретических положений с анализом практики, обсуждение наиболее дискуссионных вопросов, проблем законодательного регулирования общественных отношений в области местного самоуправления и правоприменения, решение задач. По согласованию с преподавателем по отдельным вопросам студентами могут быть подготовлены доклады и содоклады, в которых особое внимание должно быть уделено именно дискуссионным аспектам рассматриваемых вопросов и современной муниципальной практике.
Не реже двух раз в семестр по пройденному материалу проводится тестирование. Тестирование проводится в середине и ближе к окончанию изучения дисциплины по темам, пройденным за предыдущий период. Каждый студент выполняет отдельный вариант тестовых заданий, включающий 10- 15 тестов. Для написания тестовых заданий отводится 30-40 минут. Система оценивания результатов тестирования включает в себя следующие критерии:
81-100 % правильных ответов – оценка «отлично»
51-80 % правильных ответов – оценка «хорошо»
25-50 % правильных ответов – оценка «удовлетворительно»
менее 25 % правильных ответов – оценка «неудовлетворительно».
Оценка сообщается студенту. Результаты тестирования вместе с результатами текущего контроля, осуществляемого в процессе проведения семинарских занятий, учитываются при итоговой проверке знаний студентов.
Самостоятельная работа студентов предполагает не только самостоятельное изучение нормативных правовых актов и специальной литературы при подготовке к учебным занятиям, но и выполнение ряда заданий, направленных на формирование у студентов собственной позиции по проблемам муниципального права (творческие задания), а также на изучение отдельных вопросов, не охваченных лекционными и семинарскими занятиями. В первом случае для формирования собственной позиции студентам предлагается начать с изучения истории рассматриваемого вопроса, затем необходимо внимательно проанализировать действующие нормативные правовые акты и позиции ученых и практиков по рассматриваемому вопросу. На основании полученной информации попытаться аргументировано изложить свою точку зрения, даже если она отличается от мнения ведущих специалистов. Данная позиция должна быть изложена письменно в конспектах по самостоятельной работе и может быть высказана при рассмотрении соответствующих вопросов на семинарских занятиях и при ответе на экзамене.
При самостоятельном изучении отдельных тем и вопросов требуется конспективное изложение нормативного материала и специальной литературы (имеющихся точек зрения) с возможностью высказать собственную позицию по обозначенной проблематике.
При работе со специальной литературой студентам необходимо критически относится к изучаемому материалу, стараться не просто изложить позицию того или иного автора, а постараться сформировать и высказать собственную позицию по рассматриваемой проблематике. Необходимо также обращать внимание на дату написания и выхода изучаемого материала (статьи, монографии и т.п.), поскольку позднее уже могли быть внесены изменения в анализируемые нормативные правовые акты либо произойти изменения в правоприменительной практике.
Студентам следует учитывать, что основанием допуска к экзамену является обязательное выполнение всех видов учебной нагрузки, предусмотренных государственным образовательным стандартом, учебным планом и рабочей программой, а именно посещение лекционных и семинарских занятий (в случае пропуска обязательна отработка), промежуточное тестирование и выполнение заданий по самостоятельной работе студентов с предоставлением конспектов (для студентов дневной формы обучения) и выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения).
Экзамен проходит в устной форме по экзаменационным билетам. Каждый экзаменационный билет включает в себя два вопроса. Вопросы в экзаменационных билетах охватывают все разделы и темы дисциплины, предусмотренные учебным планом. При подготовке к экзамену студентам необходимо использовать учебные материалы, полученные в ходе лекционных и семинарских занятий, при самостоятельной работе, а также знания, полученные при изучении нормативного материала и специальной литературы по муниципальному праву и другим отраслевым дисциплинам. Необходимо также восполнить те пробелы в знаниях, которые были выявлены в ходе промежуточного тестирования.