Конституционное развитие государств Латинской Америки после второй мировой войны.

Основные права и свободы граждан.

3. Партийные системы государств Латинской Америки и избирательное право.

4.Особенности форм правления, государственного устройства и политических режимов

5. Местное самоуправление.

6. Особенности федерализма

Рекомендации по подготовке

Рассматривая социально-экономическое и политическое развитие стран Латинской Америки необходимо обратить особое внимание на политические партии и партийные системы, роль армии в политической системе государств Латинской Америки а также политические режимы. Не маловажное значения играет становление демократии в Латинской Америке и влияние социалистических ценностей на политическую и общественную жизнь.

В этом контексте необходимо рассмотреть принятие конституций в странах Латинской Америки, особенности формы и содержания конституций, влияние американских конституционных традиций на становление конституционного права.

При анализе таких явлений, как правовое положение главы государства, особенности выборов президентов в странах с различными формами правления, необходимо учитывать степень развития парламентаризма в странах Латинской Америки. Необходимым условием подготовки темы является анализ структуры и полномочий представительных органов, организации исполнительной власти, особенностей судебных систем.

Существенным вопросом конституционного права является своеобразие территориального устройства и организация местного самоуправления стран Латинской Америки. Так же заслуживают внимания особенности федерализма в Бразилии и Мексике.

Литература

1. Основы конституционного права Федеративной Республики Бразилии // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Страшуна. – 2-е изд. обновл. и дораб. – М.: Норма, 2006. С.1006-1103.

2. Безбах В.В. Частная собственность на землю в странах Латинской Америки (правовое регулирование). – М.: Зерцало, ТЕИС, 1997.

3. Еремян В.В. Особенности генезиса местного самоуправления в Латинской Америке // Правоведение. 2000. № 1.

4. Ивлева Т.Н. Уроки аграрной реформы в Мексике // Латинская Америка. 1998. № 5.

5. Иовенко В.А. Конституционное правосудие в Латинской Америке // Журнал рос. права. 2000. № 8.

6. Социализм по-венесуэльски // Свободная мысль. 2006. № 2.

7. Уртадо А. Основные права человека и их защита по законодательству Колумбии // Государство и право. 1995. № 5.

Тема 19. Основные черты конституционного права стран СНГ

Лекция – 2часа
Семинарское занятие – 2 часа

Вопросы для изучения (обсуждения):

1. Конституционное становление СНГ после 1991 года.

2. Основные права и свободы граждан.

3. Партийные системы в государствах СНГ и избирательное право.

4. Особенности форм правления, территориально-политического устройства, политических режимов в странах СНГ.

Местное самоуправление.

Рекомендации по подготовке

Рассматривая предпосылки возникновения Содружества Независимых Государств (СНГ) и международно-правовое регулирование статуса СНГ, необходимо проанализировать тенденции развития зарубежных стран СНГ.

Приступая к изучению процесса принятия конституций в зарубежных странах СНГ, особенностей форм и содержания конституций зарубежных стран СНГ, необходимо учитывать влияние российского опыта конституционного строительства на становление права зарубежных государств СНГ.

Необходимо учесть разновидности правового положения глав государств, а также особенности выборов президентов в зарубежных странах СНГ, структуру и полномочия парламентов зарубежных стран СНГ, правительств в зарубежных странах СНГ, его формирование и полномочия. Необходимо обратить особое внимание на особенности осуществления судебной власти в зарубежных странах СНГ.

Существенными моментами характеристики территориального устройства и организации местного самоуправления в зарубежных странах СНГ, являются особенности унитаризма в данных странах. Не маловажно влияние национальных традиций на организацию местного и общинного самоуправления в зарубежных странах СНГ.

Литература

1. Автономов А.С. О природе правовых отношений между Абхазией и Грузией // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 1.

2. Акопян Р.Х. Конституционные реформы в Республике Армения // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2.

3. Басургина И.А. О необходимости использования института судебного контроля при проведении реформ в Республике Беларусь // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 8.

4. Башимов М. Институт омбудсмана в странах СНГ и Балтии // Государство и право. 2004. № 5.

5. Джангирян Ж.Д. Конституционно-правовой статус президента Республики Армения как главы государства // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 2.

6. Дубовицкий В.Н. Понятие и система органов исполнительной власти в законодательстве Республики Беларусь // Журнал рос. права. 2004. № 2.

7. Карибаева Э.Т. К исследованию института конституционных обязанностей граждан в Республике Казахстан // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4.

8. Кулматов Т.Ш., Сластунова О.А. Нормативное регулирование института гражданства в правовой системе СНГ // Журнал рос. права. 2004. № 4.

9. Куртов А.А. Кресло президента или трон падишаха? Особенности верховной власти в государствах Центральной Азии // Свободная мысль. 2006. № 6.

10. Мильчаков О.В. Парламентские выборы на Украине // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2004. № 3.

11. Михалева Н.А. Конституционное законодательство стран СНГ на современном этапе (динамика и развитие) // Государство и право. 2004. № 9.

12. Подопригора П.А. Государство и религиозные организации в Центральной Азии // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 9.

13. Смыр С.М. Правительство Республики Абхазия // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 2.

14. Сравнительный анализ конституций государств-участников СНГ. – М.: Городец, 2006.

Тема 20. Особенности конституционного строя государств
Арабского Востока

Лекция – 2 часа

Вопросы для изучения:

1. Особенности конституционного устройства арабских стран.

2. Форма правления в государствах арабского востока.

3. Форма устройства и политический режим.

4. Судебная власть.

5. Местное самоуправление

Рекомендации по подготовке

Рассматривая особенности социально-экономического развития стран Арабского Востока, необходимо обратить внимание на влияние ислама и мусульманского права на становление и развитие государства и права стран Арабского Востока (шиизм и суннизм).

Изучение источников права стран Арабского Востока (Коран и Сунна, Иджма, фетва, кийяс, адаты, фирманы и кануны), целесообразней начать со сближения семьи мусульманского права с современными правовыми системами.

Далее анализируя формы правления стран Арабского Востока, следует рассмотреть абсолютные монархии и их основные черты (Саудовская Аравия, Оман, Катар), дуалистические монархии (Иордания, Кувейт), и особенности республиканской формы правления в некоторых странах (Сирия, Ирак).

Знание особенностей статуса и роли главы государства в странах Арабского Востока с различными формами правления, чрезвычайно важны для понимания особенностей парламентаризма в данных государствах. Необходимо также учесть наличие в данных странах законосовещательных и консультативных органов государственной власти. Правительство в странах Арабского Востока: статус и порядок формирования в различных государствах напрямую зависит от роли монарха в политической жизни страны. Организация судебной власти осуществляется в соответствии с канонами ислама.

Заслуживает внимания такой важный аспект как, территориальное устройство стран Арабского Востока. Весомую роль в организации местного управления и самоуправления играют общинные органы самоуправления.

Литература

1. Асадова Н. Махмуд Ахмади-Нежад // Коммерсант–Власть. 2006. № 42.

2. Виташов Д.С. Состояние и перспективы развития права в Афганистане на современном этапе // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 7.

3. Виташов Д.С. Правовое регулирование деятельности общественных объединений в Исламской республике Афганистан // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 3.

4. Подопригора П.А. Государство и религиозные организации в Центральной Азии // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 9.

III. Задания для выполнения
контрольно-проверочных работ
(для слушателей заочного отделения)

Общие указания

Слушатели отделения заочного обучения в соответствии с учебным планом выполняют домашнюю письменную контрольно-проверочную работу и представляют ее на проверку не позднее установленного срока.

Ниже приводится перечень 10 вариантов контрольно-проверочных работ, предлагаемый кафедрой, а также список основной и дополнительной, литературы ( дан в разделе II ). При выполнении работы допускается использование других научных и периодических изданий, соответствующих по своему содержанию теме контрольно-проверочной работы. Для этого можно обратиться к более полному перечню литературы, представленному в рабочей программе по курсу «Конституционное право зарубежных стран».

Номер темы должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки слушателя.

Контрольно-проверочная работадолжна быть;

1. Выполнена по теме, определенной кафедрой (тематика прилагается).

2. Написана самостоятельно.

3. Оформлена с соблюдением всех требований, предъявляемых к контрольно-проверочной работе.

4. Представлена на отделение заочного обучения в сроки, установленные учебным планом.

Слушатели выполняют контрольно-проверочную работу по одному из приведенных ниже вариантов.

В контрольной работе слушатель должен показать знание теоретических проблем и практических вопросов на основе изучения материалов юридических источников, учебной и научной литературы. При ответе не следует переписывать текст учебника, в этом случае работа будет возвращена на доработку. Допустимо цитирование отдельных статей (параграфов) и их точный пересказ с обязательными ссылками на источник (например: Конституция США, статья 1, раздел 2). Ответы на поставленные вопросы не должны быть очень краткими.

Ответ на первый вопрос должен содержать сравнительный анализ сопоставимых явлений государственно-правовой жизни отдельных стран (статуса глав государств, конституционных основ организации и деятельности государственных органов, государственного устройства и др.).

Ответ на вопрос должен включать:

– название задания;

– простой план;

– краткое введение (1-2с.);

– основную часть;

– выводы (1-2 с.);

– перечень использованной литературы.

Ответ на второй вопрос должен содержать графическое изображение (схему) с необходимыми примечаниями к ней, отображающую основные этапы прохождения законопроекта или иную процедуру в соответствии с заданием. Примерный образец схемы – в Приложении 1 настоящего пособия. При этом необходимо указывать названия органов, существующих в конкретном государстве, сроки прохождения слушаний, проектов законов, порядок вступления решений в законную силу.

В заключение приводится отдельныйперечень источников и использованной литературы.

Объем контрольной работы –не более 13-15 страниц школьной тетради. Работа должна быть написана от руки, четким почерком (допускается машинописный вариант или компьютерное исполнение). Страницы следует пронумеровать. Для возможных замечаний и рекомендаций рецензента необходимо оставлять поля 3-5 см.

В конце ставится дата выполнения работы и подпись слушателя.

В ходе экзаменационной сессии со слушателями может бытьпроведенособеседование по результатам контрольно-проверочной работы.

По итогам изучения курса слушателями сдается дифференцированный зачет в объеме программы. Перечень вопросов утверждается ежегодно и представляется слушателям в ходе установочной сессии.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

Вариант 1

1. Сравнительная характеристика конституционно-правового статуса президента США и Франции.

2. Составить схему «Этапы законодательного процессав Италии».

Вариант 2

1. Сравнительная характеристика конституционно-правового статуса монарха Великобритании и Японии.

2. Составить схему «Этапы законодательного процесса во Франции».

Вариант 3

1. Сравнительная характеристика органов конституционного контроля и их деятельности в Италии и Франции.

2. Составить схему «Этапы законодательного процесса в Великобритании».

Вариант 4

1. Сравнительная характеристика территориального устройства и организации местного самоуправления ФРГ и США.

2. Составить схему «Этапы законодательного процесса в Индии».

Вариант 5

1. Сравнительная характеристика организации и деятельности парламента Великобритании и Индии.

2. Составить схему «Этапы внесения поправок в конституцию Франция».

Вариант 6

1. Сравнительная характеристика процесса формирования и деятельности правительства Японии и Италии.

2. Составить схему «Этапы законодательного процесса в ФРГ».

Вариант 7

1. Сравнительная характеристика организации судебной системы США и ФРГ.

2. Составить схему «Этапы внесения поправок в конституцию Японии».

Вариант 8

1. Сравнительная характеристика мажоритарной и пропорциональной системы: достоинства и недостатки.

2. Составить схему «Этапы внесения поправок в конституцию Италии».

Вариант 9

1. Сравнительная характеристика нетипичных форм правления (смешанная республика, выборная монархия, джамахирия и др.).

2. Составить схему «Этапы процедуры импичмента президента США».

Вариант 10

1. Сравнительная характеристика территориального устройства и местного самоуправления в Италии и Франции.

2. Составить схему «Этапы внесения поправок в конституцию Индии»

Приложение 1

Стадии законодательного процесса в зарубежных странах

Конституционное развитие государств Латинской Америки после второй мировой войны. - student2.ru

IV. Примерные вопросы для экзамена

1. Конституционное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина.

2. Политическая роль и место правительства в системе высших органов государственной власти. Виды правительств.

3. Основные тенденции развития конституционного права зарубежных стран в современном мире.

4. Глава правительства, его юридический статус и политическая роль при различных формах правления.

5. Правительственный аппарат, его функции и политическая роль.

6. Основные тенденции развития конституционного права зарубежных стран в современном мире.

7. Глава правительства, его юридический статус и политическая роль при различных формах правления.

8. Понятие и социально-политическая сущность Конституции, основные этапы мирового конституционного процесса.

9. Судебная власть и правоохранительные органы.

10. Порядок принятия, изменения и отмены конституций.

11. Конституционный контроль и надзор. Их формы и органы.

12. Классификация конституций зарубежных стран.

13. Полиция. Основные задачи и функции. Подбор, подготовка и расстановка кадров в полиции зарубежных стран.

14. Конституционный контроль (надзор): понятие, объекты, виды.

15. Территориальная организация публичной власти в зарубежных странах.

16. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах.

17. Унитарная форма политико-территориального устройства: понятие и виды.

18. Понятие гражданства, его значение для объема прав, свобод и обязанностей человека.

19. Федеративное государство. Отличие федерации от конфедерации.

20. Виды конституционных прав, свобод и обязанностей: личные, гражданские, социально-экономические, социально-культурные и политические.

21. Общая характеристика и разновидности муниципальных система в современных зарубежных странах.

22. Понятие и особенности конституционного регулирования основ конституционного строя.

23. Основные черты конституционного строя США.

24. Конституционные принципы экономических отношений, отношений собственности, экономической деятельности, финансовой системы.

25. Американская конституция: структура, порядок принятия и изменения.

26. Государство и его конституционно-правовой статус.

27. Основные черты конституционного права Великобритании.

28. Конституционно-правовое регулирование структуры и деятельности государственного аппарата.

29. Правоохранительные органы и полиция Великобритании.

30. Конституционно-правовой статус общественных объединений и средств массовой информации.

31. Основные черты конституционного строя Франции.

32. Понятие и социальная роль средств массовой информации. Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации.

33. Парламент Франции. Правовое положение Сената и Национального Собрания.

34. Монархическая форма правления в зарубежных странах.

35. Основные черты конституционного строя Германии.

36. Республиканская форма правления в зарубежных странах.

37. Характеристика конституции ФРГ.

38. Государственные режимы в зарубежных странах.

39. Основные черты конституционного строя Италии.

40. Выборы: понятие, социальное назначение и политическая роль. Виды выборов.

41. Совет Министров – правительство Италии. Особенности формирования и деятельности.

42. Избирательные системы (в узком понимании).

43. Основные черты конституционного строя Японии.

44. Референдум: понятие и сущность. Конституционно-правовое регулирование. Виды референдума, порядок его проведения.

45. Характеристика Японской конституции 1947 г.

46. Социальное назначение и политическая роль парламента как органа народного (национального) представительства.

47. Основные черты конституционного строя Индии.

48. Многообразие форм парламентов в зарубежных странах в современный период.

49. Особенности индийского федерализма. Высшие органы штатов, союзных территорий и местное самоуправление.

50. Внутренняя организация парламента и его палат. Внутренние руководящие органы палат и их должностные лица.

51. Основные черты конституционного строя Китая.

52. Парламентская процедура, законодательный процесс и его стадии.

53. Система государственных органов и общественное самоуправление в КНР.

54. Понятие, основные признаки и виды глав государств.

55. Особенности конституционного строя государств Восточной Европы.

56. Аппарат главы государства, его роль в системе высших органов исполнительной власти государства.

57. Принятие новых конституций в странах Восточной Европы, обновление их содержание.

58. Понятие, сущность содержание политического режима.

59. Внесение поправок в конституцию Индии.

60. Понятие, сущность, содержание систем административно территориального деления.

61. Особенности американского федерализма.

62. Формы правления.

63. Законодательная процедура в Китае.

64. Особенности конституционного устройства стран СНГ.

65. Формы правления в зарубежных странах восточной Европы.

66. Объекты регулирования в конституционном праве зарубежных стран.

67. Особенности конституционного устройства Польши.

68. Формы территориально-политического устройства.

69. Особенности конституционного устройства Чехии.

70. Субъекты конституционного права.

71. Особенности конституционного устройства Венгрии.

72. Государственный режим. Понятие и сущность.

73. Особенности конституционного устройства Израиля.

74. Особенности конституционного развития стран арабского востока.

Наши рекомендации