Конституционное развитие государств Латинской Америки после второй мировой войны.
Основные права и свободы граждан.
3. Партийные системы государств Латинской Америки и избирательное право.
4.Особенности форм правления, государственного устройства и политических режимов
5. Местное самоуправление.
6. Особенности федерализма
Рекомендации по подготовке
Рассматривая социально-экономическое и политическое развитие стран Латинской Америки необходимо обратить особое внимание на политические партии и партийные системы, роль армии в политической системе государств Латинской Америки а также политические режимы. Не маловажное значения играет становление демократии в Латинской Америке и влияние социалистических ценностей на политическую и общественную жизнь.
В этом контексте необходимо рассмотреть принятие конституций в странах Латинской Америки, особенности формы и содержания конституций, влияние американских конституционных традиций на становление конституционного права.
При анализе таких явлений, как правовое положение главы государства, особенности выборов президентов в странах с различными формами правления, необходимо учитывать степень развития парламентаризма в странах Латинской Америки. Необходимым условием подготовки темы является анализ структуры и полномочий представительных органов, организации исполнительной власти, особенностей судебных систем.
Существенным вопросом конституционного права является своеобразие территориального устройства и организация местного самоуправления стран Латинской Америки. Так же заслуживают внимания особенности федерализма в Бразилии и Мексике.
Литература
1. Основы конституционного права Федеративной Республики Бразилии // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Страшуна. – 2-е изд. обновл. и дораб. – М.: Норма, 2006. С.1006-1103.
2. Безбах В.В. Частная собственность на землю в странах Латинской Америки (правовое регулирование). – М.: Зерцало, ТЕИС, 1997.
3. Еремян В.В. Особенности генезиса местного самоуправления в Латинской Америке // Правоведение. 2000. № 1.
4. Ивлева Т.Н. Уроки аграрной реформы в Мексике // Латинская Америка. 1998. № 5.
5. Иовенко В.А. Конституционное правосудие в Латинской Америке // Журнал рос. права. 2000. № 8.
6. Социализм по-венесуэльски // Свободная мысль. 2006. № 2.
7. Уртадо А. Основные права человека и их защита по законодательству Колумбии // Государство и право. 1995. № 5.
Тема 19. Основные черты конституционного права стран СНГ
Лекция – 2часа
Семинарское занятие – 2 часа
Вопросы для изучения (обсуждения):
1. Конституционное становление СНГ после 1991 года.
2. Основные права и свободы граждан.
3. Партийные системы в государствах СНГ и избирательное право.
4. Особенности форм правления, территориально-политического устройства, политических режимов в странах СНГ.
Местное самоуправление.
Рекомендации по подготовке
Рассматривая предпосылки возникновения Содружества Независимых Государств (СНГ) и международно-правовое регулирование статуса СНГ, необходимо проанализировать тенденции развития зарубежных стран СНГ.
Приступая к изучению процесса принятия конституций в зарубежных странах СНГ, особенностей форм и содержания конституций зарубежных стран СНГ, необходимо учитывать влияние российского опыта конституционного строительства на становление права зарубежных государств СНГ.
Необходимо учесть разновидности правового положения глав государств, а также особенности выборов президентов в зарубежных странах СНГ, структуру и полномочия парламентов зарубежных стран СНГ, правительств в зарубежных странах СНГ, его формирование и полномочия. Необходимо обратить особое внимание на особенности осуществления судебной власти в зарубежных странах СНГ.
Существенными моментами характеристики территориального устройства и организации местного самоуправления в зарубежных странах СНГ, являются особенности унитаризма в данных странах. Не маловажно влияние национальных традиций на организацию местного и общинного самоуправления в зарубежных странах СНГ.
Литература
1. Автономов А.С. О природе правовых отношений между Абхазией и Грузией // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 1.
2. Акопян Р.Х. Конституционные реформы в Республике Армения // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2.
3. Басургина И.А. О необходимости использования института судебного контроля при проведении реформ в Республике Беларусь // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 8.
4. Башимов М. Институт омбудсмана в странах СНГ и Балтии // Государство и право. 2004. № 5.
5. Джангирян Ж.Д. Конституционно-правовой статус президента Республики Армения как главы государства // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 2.
6. Дубовицкий В.Н. Понятие и система органов исполнительной власти в законодательстве Республики Беларусь // Журнал рос. права. 2004. № 2.
7. Карибаева Э.Т. К исследованию института конституционных обязанностей граждан в Республике Казахстан // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4.
8. Кулматов Т.Ш., Сластунова О.А. Нормативное регулирование института гражданства в правовой системе СНГ // Журнал рос. права. 2004. № 4.
9. Куртов А.А. Кресло президента или трон падишаха? Особенности верховной власти в государствах Центральной Азии // Свободная мысль. 2006. № 6.
10. Мильчаков О.В. Парламентские выборы на Украине // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2004. № 3.
11. Михалева Н.А. Конституционное законодательство стран СНГ на современном этапе (динамика и развитие) // Государство и право. 2004. № 9.
12. Подопригора П.А. Государство и религиозные организации в Центральной Азии // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 9.
13. Смыр С.М. Правительство Республики Абхазия // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 2.
14. Сравнительный анализ конституций государств-участников СНГ. – М.: Городец, 2006.
Тема 20. Особенности конституционного строя государств
Арабского Востока
Лекция – 2 часа
Вопросы для изучения:
1. Особенности конституционного устройства арабских стран.
2. Форма правления в государствах арабского востока.
3. Форма устройства и политический режим.
4. Судебная власть.
5. Местное самоуправление
Рекомендации по подготовке
Рассматривая особенности социально-экономического развития стран Арабского Востока, необходимо обратить внимание на влияние ислама и мусульманского права на становление и развитие государства и права стран Арабского Востока (шиизм и суннизм).
Изучение источников права стран Арабского Востока (Коран и Сунна, Иджма, фетва, кийяс, адаты, фирманы и кануны), целесообразней начать со сближения семьи мусульманского права с современными правовыми системами.
Далее анализируя формы правления стран Арабского Востока, следует рассмотреть абсолютные монархии и их основные черты (Саудовская Аравия, Оман, Катар), дуалистические монархии (Иордания, Кувейт), и особенности республиканской формы правления в некоторых странах (Сирия, Ирак).
Знание особенностей статуса и роли главы государства в странах Арабского Востока с различными формами правления, чрезвычайно важны для понимания особенностей парламентаризма в данных государствах. Необходимо также учесть наличие в данных странах законосовещательных и консультативных органов государственной власти. Правительство в странах Арабского Востока: статус и порядок формирования в различных государствах напрямую зависит от роли монарха в политической жизни страны. Организация судебной власти осуществляется в соответствии с канонами ислама.
Заслуживает внимания такой важный аспект как, территориальное устройство стран Арабского Востока. Весомую роль в организации местного управления и самоуправления играют общинные органы самоуправления.
Литература
1. Асадова Н. Махмуд Ахмади-Нежад // Коммерсант–Власть. 2006. № 42.
2. Виташов Д.С. Состояние и перспективы развития права в Афганистане на современном этапе // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 7.
3. Виташов Д.С. Правовое регулирование деятельности общественных объединений в Исламской республике Афганистан // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 3.
4. Подопригора П.А. Государство и религиозные организации в Центральной Азии // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 9.
III. Задания для выполнения
контрольно-проверочных работ
(для слушателей заочного отделения)
Общие указания
Слушатели отделения заочного обучения в соответствии с учебным планом выполняют домашнюю письменную контрольно-проверочную работу и представляют ее на проверку не позднее установленного срока.
Ниже приводится перечень 10 вариантов контрольно-проверочных работ, предлагаемый кафедрой, а также список основной и дополнительной, литературы ( дан в разделе II ). При выполнении работы допускается использование других научных и периодических изданий, соответствующих по своему содержанию теме контрольно-проверочной работы. Для этого можно обратиться к более полному перечню литературы, представленному в рабочей программе по курсу «Конституционное право зарубежных стран».
Номер темы должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки слушателя.
Контрольно-проверочная работадолжна быть;
1. Выполнена по теме, определенной кафедрой (тематика прилагается).
2. Написана самостоятельно.
3. Оформлена с соблюдением всех требований, предъявляемых к контрольно-проверочной работе.
4. Представлена на отделение заочного обучения в сроки, установленные учебным планом.
Слушатели выполняют контрольно-проверочную работу по одному из приведенных ниже вариантов.
В контрольной работе слушатель должен показать знание теоретических проблем и практических вопросов на основе изучения материалов юридических источников, учебной и научной литературы. При ответе не следует переписывать текст учебника, в этом случае работа будет возвращена на доработку. Допустимо цитирование отдельных статей (параграфов) и их точный пересказ с обязательными ссылками на источник (например: Конституция США, статья 1, раздел 2). Ответы на поставленные вопросы не должны быть очень краткими.
Ответ на первый вопрос должен содержать сравнительный анализ сопоставимых явлений государственно-правовой жизни отдельных стран (статуса глав государств, конституционных основ организации и деятельности государственных органов, государственного устройства и др.).
Ответ на вопрос должен включать:
– название задания;
– простой план;
– краткое введение (1-2с.);
– основную часть;
– выводы (1-2 с.);
– перечень использованной литературы.
Ответ на второй вопрос должен содержать графическое изображение (схему) с необходимыми примечаниями к ней, отображающую основные этапы прохождения законопроекта или иную процедуру в соответствии с заданием. Примерный образец схемы – в Приложении 1 настоящего пособия. При этом необходимо указывать названия органов, существующих в конкретном государстве, сроки прохождения слушаний, проектов законов, порядок вступления решений в законную силу.
В заключение приводится отдельныйперечень источников и использованной литературы.
Объем контрольной работы –не более 13-15 страниц школьной тетради. Работа должна быть написана от руки, четким почерком (допускается машинописный вариант или компьютерное исполнение). Страницы следует пронумеровать. Для возможных замечаний и рекомендаций рецензента необходимо оставлять поля 3-5 см.
В конце ставится дата выполнения работы и подпись слушателя.
В ходе экзаменационной сессии со слушателями может бытьпроведенособеседование по результатам контрольно-проверочной работы.
По итогам изучения курса слушателями сдается дифференцированный зачет в объеме программы. Перечень вопросов утверждается ежегодно и представляется слушателям в ходе установочной сессии.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
Вариант 1
1. Сравнительная характеристика конституционно-правового статуса президента США и Франции.
2. Составить схему «Этапы законодательного процессав Италии».
Вариант 2
1. Сравнительная характеристика конституционно-правового статуса монарха Великобритании и Японии.
2. Составить схему «Этапы законодательного процесса во Франции».
Вариант 3
1. Сравнительная характеристика органов конституционного контроля и их деятельности в Италии и Франции.
2. Составить схему «Этапы законодательного процесса в Великобритании».
Вариант 4
1. Сравнительная характеристика территориального устройства и организации местного самоуправления ФРГ и США.
2. Составить схему «Этапы законодательного процесса в Индии».
Вариант 5
1. Сравнительная характеристика организации и деятельности парламента Великобритании и Индии.
2. Составить схему «Этапы внесения поправок в конституцию Франция».
Вариант 6
1. Сравнительная характеристика процесса формирования и деятельности правительства Японии и Италии.
2. Составить схему «Этапы законодательного процесса в ФРГ».
Вариант 7
1. Сравнительная характеристика организации судебной системы США и ФРГ.
2. Составить схему «Этапы внесения поправок в конституцию Японии».
Вариант 8
1. Сравнительная характеристика мажоритарной и пропорциональной системы: достоинства и недостатки.
2. Составить схему «Этапы внесения поправок в конституцию Италии».
Вариант 9
1. Сравнительная характеристика нетипичных форм правления (смешанная республика, выборная монархия, джамахирия и др.).
2. Составить схему «Этапы процедуры импичмента президента США».
Вариант 10
1. Сравнительная характеристика территориального устройства и местного самоуправления в Италии и Франции.
2. Составить схему «Этапы внесения поправок в конституцию Индии»
Приложение 1
Стадии законодательного процесса в зарубежных странах
IV. Примерные вопросы для экзамена
1. Конституционное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина.
2. Политическая роль и место правительства в системе высших органов государственной власти. Виды правительств.
3. Основные тенденции развития конституционного права зарубежных стран в современном мире.
4. Глава правительства, его юридический статус и политическая роль при различных формах правления.
5. Правительственный аппарат, его функции и политическая роль.
6. Основные тенденции развития конституционного права зарубежных стран в современном мире.
7. Глава правительства, его юридический статус и политическая роль при различных формах правления.
8. Понятие и социально-политическая сущность Конституции, основные этапы мирового конституционного процесса.
9. Судебная власть и правоохранительные органы.
10. Порядок принятия, изменения и отмены конституций.
11. Конституционный контроль и надзор. Их формы и органы.
12. Классификация конституций зарубежных стран.
13. Полиция. Основные задачи и функции. Подбор, подготовка и расстановка кадров в полиции зарубежных стран.
14. Конституционный контроль (надзор): понятие, объекты, виды.
15. Территориальная организация публичной власти в зарубежных странах.
16. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах.
17. Унитарная форма политико-территориального устройства: понятие и виды.
18. Понятие гражданства, его значение для объема прав, свобод и обязанностей человека.
19. Федеративное государство. Отличие федерации от конфедерации.
20. Виды конституционных прав, свобод и обязанностей: личные, гражданские, социально-экономические, социально-культурные и политические.
21. Общая характеристика и разновидности муниципальных система в современных зарубежных странах.
22. Понятие и особенности конституционного регулирования основ конституционного строя.
23. Основные черты конституционного строя США.
24. Конституционные принципы экономических отношений, отношений собственности, экономической деятельности, финансовой системы.
25. Американская конституция: структура, порядок принятия и изменения.
26. Государство и его конституционно-правовой статус.
27. Основные черты конституционного права Великобритании.
28. Конституционно-правовое регулирование структуры и деятельности государственного аппарата.
29. Правоохранительные органы и полиция Великобритании.
30. Конституционно-правовой статус общественных объединений и средств массовой информации.
31. Основные черты конституционного строя Франции.
32. Понятие и социальная роль средств массовой информации. Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации.
33. Парламент Франции. Правовое положение Сената и Национального Собрания.
34. Монархическая форма правления в зарубежных странах.
35. Основные черты конституционного строя Германии.
36. Республиканская форма правления в зарубежных странах.
37. Характеристика конституции ФРГ.
38. Государственные режимы в зарубежных странах.
39. Основные черты конституционного строя Италии.
40. Выборы: понятие, социальное назначение и политическая роль. Виды выборов.
41. Совет Министров – правительство Италии. Особенности формирования и деятельности.
42. Избирательные системы (в узком понимании).
43. Основные черты конституционного строя Японии.
44. Референдум: понятие и сущность. Конституционно-правовое регулирование. Виды референдума, порядок его проведения.
45. Характеристика Японской конституции 1947 г.
46. Социальное назначение и политическая роль парламента как органа народного (национального) представительства.
47. Основные черты конституционного строя Индии.
48. Многообразие форм парламентов в зарубежных странах в современный период.
49. Особенности индийского федерализма. Высшие органы штатов, союзных территорий и местное самоуправление.
50. Внутренняя организация парламента и его палат. Внутренние руководящие органы палат и их должностные лица.
51. Основные черты конституционного строя Китая.
52. Парламентская процедура, законодательный процесс и его стадии.
53. Система государственных органов и общественное самоуправление в КНР.
54. Понятие, основные признаки и виды глав государств.
55. Особенности конституционного строя государств Восточной Европы.
56. Аппарат главы государства, его роль в системе высших органов исполнительной власти государства.
57. Принятие новых конституций в странах Восточной Европы, обновление их содержание.
58. Понятие, сущность содержание политического режима.
59. Внесение поправок в конституцию Индии.
60. Понятие, сущность, содержание систем административно территориального деления.
61. Особенности американского федерализма.
62. Формы правления.
63. Законодательная процедура в Китае.
64. Особенности конституционного устройства стран СНГ.
65. Формы правления в зарубежных странах восточной Европы.
66. Объекты регулирования в конституционном праве зарубежных стран.
67. Особенности конституционного устройства Польши.
68. Формы территориально-политического устройства.
69. Особенности конституционного устройства Чехии.
70. Субъекты конституционного права.
71. Особенности конституционного устройства Венгрии.
72. Государственный режим. Понятие и сущность.
73. Особенности конституционного устройства Израиля.
74. Особенности конституционного развития стран арабского востока.