Конституционное становление Израиля во второй половине XX в.

Основные права и свободы граждан.

3. Партийная система современного Израиля и избирательное право.

4. Государственные органы.

Местное самоуправление. Статус Палестинской автономии.

Рекомендации по подготовке

Рассматривая особенности становления государства Израиль во второй половине ХХ века, необходимо уяснить репатриацию как форму приобретения израильского гражданства. Приступая к изучению политической и партийной системы, необходимо выяснить специфику избирательной системы Израиля, а так же особенности источников конституционного права и основные законы.

Обратить особое внимание на форму правления и государственный режим Израиля, такой специфичный орган народного представительства, как Кнессет – парламент Израиля, а так же его структуру, формирование и компетенцию.

Приступая к изучению фигуры президента Израиля, необходимо детально проанализировать его правовой статус и полномочия, а так же порядок избрания главы государства.

Значительный интерес представляет изучение работы исполнительного органа – правительства Израиля, а так же порядок избрания премьер-министра и его место в системе органов государства. Важную роль играет организация судебной системы.

Острым на международной арене остается вопрос о территориальном устройстве и местном самоуправлении Израиля, а так же статусе Палестинской автономии.

Литература:

1. Воробьев В.П. Государство Израиль: правовые основы возникновения и статус личности. – М.: «Национальное обозрение», 2001.

2. Гасратян С.М. Религиозные партии государства Израиль. – М., 1990.

3. Гельфенбуйм И. Судоустройство государства Израиль // Рос. юстиция. 2002. № 3.

4. Зубарев М.Ю. Правовые основы структуры и деятельности парламента государства Израиль (Кнессета) // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 3.

5. Симановский С.И., Стрепетова М.П. Израиль. – М.: Международные отношения, 1995.

6. Стародубский Б.А. Уникальная система правления в Израиле // Государство и право. 2000. № 2.

Тема 17. Основные черты конституционного права
стран Восточной Европы

Лекция – 2часа
Семинарское занятие – 2 часа

Вопросы для изучения (обсуждения):

1. Конституционное становление Восточноевропейских государств в последней трети XX века .

2. Основные права и свободы граждан. Вхождение в Евросоюз.

3. Партийные системы в государствах Восточной Европы и избирательное право.

4. Особенности форм правления, территориально-политического устройства, политических режимов в странах Восточной Европы.

Местное самоуправление.

Рекомендации по подготовке

Польша. Начиная изучение конституционного права Польши, необходимо в общих чертах представлять себе характер преобразований, начавшихся в стране в 1989 году. Особое внимание следует уделить изучению текста Конституции Польши, принятой 2 апреля 1997 г. (имеется в третьем томе учебника под ред. Б.А. Страшуна). Это новейшая постсоциалистическая конституция, впитавшая в себя многие достижения правовой мысли. Нужно выяснить, что общего имеется в ней по сравнению с другими конституциями (Болгарии, Венгрии). Обратите внимание на преамбулу конституции. Какие положения отражают своеобразие польского государственного строительства? Значительный интерес представляет третий раздел, посвященный источникам права.

В Польше закреплена смешанная форма правления с сильной властью главы государства, которую можно сравнить с французской моделью. Там восстановлена двухпалатная структура парламента. Следует раскрыть смысл введения второй палаты, значение данного события. В деятельности парламента предусмотрены многочисленные процедуры (вопросы, интерпелляции, вотум доверия и недоверия, утверждение проекта бюджета, отчета о его исполнении и др.). Необходимо остановиться на порядке избрания и полномочиях президента, учесть наличие контрасигнатуры.

Территориальному самоуправлению посвящен раздел седьмой Конституции. О каких единицах местного самоуправления там идет речь? С какими странами Польша имеет сходство в организации местной власти?

Кроме существования общих, административных, военных судов в Польше допускается и создание чрезвычайных судов и ускоренной процедуры, но только в строго определенных случаях. В каких именно? Каковы функции Всепольского Судебного Совега? В чем различие в полномочиях Конституционного и Государственного трибуналов?

Следует также проанализировать статус других органов: Верховной палаты контроля, Уполномоченного по гражданским правам, Всепольского совета радиовещания и телевидения.

Венгрия. В Венгрии формально продолжает действовать Конституция 1949 г., но в существенно переработанной редакции. Наряду с конституционными законами важную роль в становлении нового конституционного права играют решения Конституционного суда. Значительно изменился правовой статус человека и гражданина (увеличился перечень, появились процедурные гарантии). Особое внимание нужно обратить на конституционную регламентацию прав национальных и этнических меньшинств. Венгрия определяется как «независимое демократическое правовое государство», там установлен принцип свободной организации и деятельности политических партий.

Внимательно ознакомьтесь с особенностями избирательного права и избирательной системы этой страны, процедуру проведения выборов и референдумов. Для Венгрии характерно широкое использование референдума, как на общенациональном, так и на местном уровне.

Однопалатное Государственное собрание – верховный орган государственной власти и народного представительства, избираемый сроком на 4 года. Желательно сравнить полномочия Государственного собрания с каким-либо однопалатным парламентом другой страны. Он может быть распущен Президентом страны, но интерес представляет и процедура самороспуска. В каких случаях роспуск и самороспуск невозможны?

Следует изучить порядок формирования и деятельности других центральных государственных органов и сделать вывод о форме правления и особенностях реализации принципа разделения властей. Как можно охарактеризовать действующую в Венгрии судебную систему? Как организовано местное самоуправление после преобразований 1990-х годов?

Болгария. Действующая Конституция Болгарии 199! г. – четвертая по счету (1879, 1947, 1971 гг.) – также относится к постсоциалистическим. В отличие от многих подобных она не использует терминологию Декларации прав человека и гражданина. Целый ряд положений, относящихся к правовому статусу, включен в первую главу Конституции "Основные начала". Новая конституция не содержит запрета смертной казни, что неоднозначно воспринимает мировое сообщество. Иное оформление получила политическая сфера жизни общества – провозглашен политическим плюрализм и ряд дополнительных гарантий его реализации.

Болгария характеризуется как «республика с парламентарным правлением» (ч. 1 ст. 1). Строительство рыночной экономики характерно и для этой страны, хотя формально этот термин в Конституции не используется. При этом отражено воздействие научно-технического прогресса на жизнь общества.

Действующее избирательное право в Болгарии не кодифицировано, хотя имеет уже столетние традиции. На выборах Президента и Вице-президента выдвижение кандидатов производится попарно, а не отдельно. Обязательное условие – ведение предвыборной компании на болгарском языке.

Конституция Болгарии закрепила принцип разделения властей на традиционную триаду. Народное собрание осуществляет законодательную власть (ст. 62), судебным органам посвящена глава шестая. Применительно к исполнительной власти такого указания нет, только про органы исполнительной власти в общине – кметы (ст. 139). Обратите внимание на порядок формирования, состав и компетенцию Народного Собрания, уделив внимание специфическим чертам. Конституция предусматривает созыв и Великого Народного Собрания. С какой целью?

Президент страны является главой государства (ст. 92), он обладает существенными полномочиями, но при этом существует контрасигнатура. Совет министров руководит внутренней и внешней политикой страны, но существует парламентская ответственность правительства.

Необходимо обратить внимание на. гарантии независимости судебной власти. Специализированным органом конституционного контроля является в Болгарии Конституционный суд, новый для страны орган. Необходимо изучить порядок его формирования, статус судей и полномочия данного суда.

Система управления на местах построена в соответствии с территориальным делением. Необходимо провести различие между областным местным управлением и общинным самоуправлением. Следует обратить внимание на порядок формирования органов власти, на Софийскую столичную общину.

Литература

1. Азманова А. Перспективы вступления Болгарии в Европейский Союз // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 4 (33); 2001. № 1 (34).

2. Ауэрспергер-Матич А. Конституционная дилемма: реформирование избирательной системы (на примере Словении) // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 3 (32).

3. Воника Р.П. Защита права собственности в практике Конституционного суда Румынии // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 4 (33); 2001. № 1 (34).

4. Гарлицки Л. Институт президентства в новой Конституции Польши // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997. № 3 (20); № 4 (21).

5. Гарлицки Л. Правовое государство и правосудие в Польше // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. № 1 (38).

6. Гарлицки Л. Реформа конституционного судопроизводства в Польше // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 3 (28).

7. Гребенников В.В., Дмитриев Ю.А. Развитие республиканской формы на постсоциалистическом пространстве // Государство и право. 2006. № 7.

8. Златопольский Д.Л. Распад первой югославской федерации и создание нового федеративного государства // Журнал рос. права. 2000. № 5/6.

9. Златопольский Д.Л. Контроль за соблюдением конституции и конституционный суд в государствах Восточной Европы // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1998. № 2.

10. Жученко А.А. Особенности содержания Конституции Венгрии // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 2.

11. Ковачев Д.Л. Парламентский контроль в Болгарии // Журнал рос. права. 2000. № 10.

12. Кусовац З. Хорватия после Туджмана: перспективы изменений // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 3 (32).

13. Кынев А.В. Институт президентства в странах Центральной и Восточной Европы как индикатор процесса политической трансформации // Полис. 2002. № 2.

14. Лазарева М.Н. Влияние европейской интеграции на полномочия Парламента Чехии // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 2.

15. Лопатка А. Реформа территориального деления Польши // Журнал российского права. 1999. № 12.

16. Малова Д. Конституционный суд в Словакии: политический взгляд // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 1 (30).

17. Опря О.В. Конституционный суд Республики Болгария // Журнал рос. права. 2002. № 9.

18. Основы конституционного права Республики Польша // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Страшуна. – 2-е изд. обновл. и дораб. – М.: Норма, 2006. С. 617-724.

19. Рупник Ж. Югославия: игра в «голлизм» // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 4 (33); 2001. № 1 (34).

20. Силадьи С. Венгрия // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 4 (33); 2001. № 1 (34).

21. Тисманяну В., Клигман Г. От Илиеску до Илиеску: первое десятилетие посткоммунистической Румынии // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001. № 2 (35).

22. Трещетенкова Н.Ю. О парламентском контроле в Польской Республике // Журнал российского права. 2000. № 10.

23. Чехарина В.И. Основы конституционного строя Республики Польша. – М.: Наука, 2004.

24. Шеппель К.Л. Новый венгерский конституционный суд // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 4 (33).

25. Шеппель К.Л. Конституционные основы венгерского консерватизма // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 4 (33); 2001. № 1 (34).

26. Шрам В.П. О кризисе федерализма в Югославии // Журнал рос. права. 2003. №7.

Тема 18. Основные черты конституционного права стран
Латинской Америки

Лекция – 2 часа

Вопросы для изучения:

Наши рекомендации