Конституционное развитие Китая после второй мировой войны.

Основные права и свободы граждан.

3. Партийная система современного Китая и избирательное право.

4. Государственные органы.

Местное самоуправление.

Рекомендации по подготовке

Современное государственное право Китая (КНР) отражает национальную специфику и историческую уникальность государственности Китая, особенности китайского варианта модернизации тоталитарно-бюрократического общества. Приступая к изучению государственного права КНР, следует исходить из того, что данная отрасль права обладает в КНР целым рядом характерных особенностей. Прежде всего, поскольку оно является отраслью социалистического права, оно проникнуто соответствующими идеями. Особенность Китая и в том, что ряд актов носит временный, экспериментальный характер. Нет там и четкой границы между правовым актом и политической директивой, что характерно для многих стран социалистического лагеря.

Сама Конституция КНР 1982 г. сравнительно невелика по объему (138 статей). Необходимо обратить внимание на структуру данного акта и содержание Введения, а также порядок внесения изменений в Конституцию.

Политическая система КНР включает институты различного уровня и значения: Коммунистическую партию Китая (КПК), другие политические партии и организации, государство и народный фронт-, но с доминирующей ролью КПК, что нашло отражение в Конституции.

В Конституции содержится характеристика экономической системы Китая, сделан акцент на отсутствии эксплуатации человека человеком как существенной черте новой экономики, закреплен принцип «от каждого – по способностям, каждому – по труду» (ст. 6). В условиях формирования рыночной сферы экономию! в Конституции отражен вопрос о соотношении планового и рыночного хозяйства. Все это вписывается в концепцию строительства социализма «со спецификой Китая».

Государственное право КНР и партийные документы оперируют крупными социально-структурными общностями как наиболее значительными для китайского общества и для управления им, используются такие привычные для социалистического «конституционализма» понятий, как классы, рабочие, крестьяне, интеллигенция. Найдите в Конституции эти положения и оцените, насколько они соответствуют условиям осознания специфичности интересов различных слоев населения и групп в условиях экономической реформы. Правовой статус человека в КНР зависит от того, к какой категории относится данное лицо: к гражданам, иностранцам или лицам без гражданства. Обратите внимание в этом смысле на ст. 32 Конституции. Внимательно проанализируйте перечень конституционных прав и свобод граждан Китая, который отличается рядом особенностей. В конституционном перечне отсутствует целый ряд важнейших личных прав и свобод, политические права сформулированы предельно кратко, без традиционных для социалистического государства «материальных» гарантий (в отличие, например, от социально-экономических прав и свобод). На конституционные формулировки наложили свой отпечаток последствия «культурной революции» -периода террора и репрессий.

Избирательное право и избирательная система КНР обладают рядом специфических особенностей таких, как установление неравного избирательного права для обеспечения руководящей роли рабочего класса в представительных органах, выборы от армии и т.п.

Анализируя систему высших органов государственной власти, следует сравнить конституционную характеристику и реальное распределение центров политической власти в стране, обратить внимание на специфику системы высших органов власти (особенно, на существование Постоянного комитета ВСНП), порядка их работы и распределение полномочий между ВСНП, Председателем КНР, Государственным советом. Следует учесть, что Госсовет (центральное народное правительство) часто выступают «в паре», принимая совместные решения с ЦК КПК.

Судебная система Китая также отличается значительным своеобразием.

Надзор за законностью в КНР возложен на органы народной прокуратуры. Изучая правовой статус данного органа, имеет смысл изучить не только текст Конституции, но и Закон КНР об организации народной прокуратуры от 5.07. 1979 г.

В КНР принята трехзвенная система административно-территориального деления: верхнее звено составляют провинции, автономные районы и города центрального подчинения; среднее звено – автономные округа, уезды, автономные уезды и города; нижнее звено – волости, национальные волости, поселки, городские районы. Правовой статус местных органов власти регулируется ст. 95 – 121 Конституции КНР, которые необходимо изучить. Следует при этом получить общее представление о порядке формирования и полномочиях местных собраний народных представителей и местных народных правительств.

КНР – это унитарное государство с многонациональным населением. Статусу автономных единиц посвящен раздел VI главы Ш «Органы самоуправления в районах национальной автономии» Конституции КНР. Следует проанализировать положения данного раздела, знать порядок создания автономных образований, предусмотренные законодательством льготы при распределении должностей для лиц, принадлежащих к народам, пользующимся автономией, виды и правовой статус автономных образований.

Вопрос для самоконтроля:

1. В Китае, стране с многонациональным населением, проживают более 90 млн. человек – представителей национальных меньшинств. При этом КНР остается унитарным государством. Почему? Чем объяснить господствующую там доктрину, что «районная национальная автономия является основной политической формой марксистско-ленинского разрешения национального вопроса»?

Литература

1. Ван Ли Цзю. О российской идейной традиции добрососедства во внешней политике современного Китая // Вестник МГУ. Серия 18. Социальные и политические науки. 2005. № 2.

2. Гудошников Л.М. Восстановление и развитие законодательства КНР в процессе реформ // Журнал рос. права. 2002. № 2.

3. Кива А.В. Китайская модель реформ // Вопросы истории. 2002. № 5.

4. Кузнецова В. Китай: 20-летие курса реформ // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 10.

5. Мо И. Административно-правовая реформа в России и Китае: опыт сравнительно-правового анализа // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. Политические науки. 2006. № 2.

6. Шепенко Р.А. Судебная система Гонконга // Журнал рос. права. 2002. №6.

Тема 16. Основные черты конституционного права Израиля

Лекция – 2часа

Вопросы для изучения:

Наши рекомендации