Конституционное развитие Италии после второй мировой войны.

Основные права и свободы граждан.

3. Партийная система современной Италии и избирательное право.

Государственные органы.

Местное самоуправление.

Рекомендации по подготовке

Современное итальянское конституционное право представляет собой сложное и самобытное явление, генетически связанное с Альбертинским статутом 1848 г., что в определенное степени отразилось и на формулировках действующей Конституции Италии 1947 г. – одной из самых прогрессивных послевоенных конституций. Она оказала демократизирующее воздействие на принятое ранее (но продолжающее действовать) законодательство, стала источником конституционно-правовых идей для других стран,. Целесообразно внимательно ознакомиться с этим актом. В чем выразился демократизм этой Конституции?

Обратите внимание на подробное регулирование правового статуса человека и гражданина. Он выдвинут на первое место в конституционном регулировании: эти положения признаны неотъемлемыми, т.е. не подлежащими пересмотру. Проанализируйте содержание ст. 2 Конституции. Какое значение имеет данная статья для характеристики правового статуса индивида?

В Конституции Италии получили довольно подробное закрепление основы общественного строя. Как реализуются конституционные нормы на практике? Каким образом организовано итальянское общество для участия в политике? Какую роль играет церковь в политической системе по Конституции и на практике?

Изучение системы высших органов государства позволяет углубить представления о парламентарных республиках, ознакомиться с одной из модификаций данной формы правления. Прежде всего следует обратить внимание на Парламент как ведущий орган, которому подчинены Президент и Правительство. Ознакомьтесь с особенностями реализации конституционных принципов итальянского бикамерализма (равенство и функциональная автономия палат), формулировками норм, закрепляющих полномочия Парламента, решение процедурных вопросов. Следует изучить также особенности статуса Президента и Правительства.

Конституционный суд Италии наделен богатым набором правовых средств, позволяющих активно ликвидировать пробелы в законодательстве. Какие это средства?

Интересен и вопрос о территориальном устройстве Италии. Это унитарное государство, разделенное на области, которые, в свою очередь, делятся на провинции. Пять областей обладают особым статусом. Следует выделить причины их обособления и сравнить их статус по сравнению с положением других областей. Как организована власть в областях и на местном уровне?

Литература

1.Левин И.Б. О реформе избирательной системы Италии // Полис. 1993. № 3.

2. Любин В. Итальянская партийно-политическая система в 90-е годы (Переход от первой ко Второй республике) // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 3.

Тема 13. Основные черты конституционного права Японии

Лекция – 2часа

Вопросы для изучения:

Конституционное развитие Японии после второй мировой войны.

Основные права и свободы граждан.

3. Партийная система современной Японии и избирательное право.

Государственные органы.

Местное самоуправление.

Рекомендации по подготовке

Конституционное право Японии представляет собой своеобразное явление. Во-первых, оно сформировалось под сильным влиянием американского и западноевропейского конституционного права, что становится вполне очевидным даже при самом поверхностном изучении Конституции. Однако само сочетание институтов, характерных для разных правовых систем, придает конституционному праву этой страны значительное своеобразие. Во-вторых, поскольку эти институты налагаются на особую японскую иерархию общественных отношений, общепринятые нормы получают особое «японское» воплощение.

Обратите внимание, как в Конституции Японии формулируются права и свободы человека и гражданина. В чем своеобразие и в чем его причина?

В политическую систему японского общества входит большое число общественных организаций с партийным и иным статусом. По мнению японских правоведов, множественность организаций соответствует высокому уровню развития демократии.

Особое внимание следует уделить в этом плане выборам и парламентской модели. Налицо творческое освоение американского и европейского опыта, сочетающегося с элементами, вытекающими из национальных политических традиций из глубины веков. Например, для японского парламента характерны довольно строгие правила поведения (запрет высказываний вне трибуны и эмоциональных выступлений, специфическая парламентская лексика с книжными оборотами вежливости, традиционное принятие решений консенсусом и другие). Необходимо обратить внимание и на структуру Парламента, в- котором обычные элементы (палаты, фракции) сочетаются с особыми японскими («дзюку» – кланы – неформальные организации влиятельных депутатов, депутатские ассоциации).

Необходимо проанализировать порядок избрания главы Кабинета. Изучения требует также статус Кабинета и других высших органов государственной власти. Подумайте, опыт каких стран повлиял на организацию и деятельности японской судебной системы.

В Японии получили значительное развитие муниципальные институты. Их система увязана с двухзвенной системой административно-территориального деления. Муниципии наделены правом осуществления управления в своих границах, причем для обеспечения его эффективности наделены довольно своеобразным правом принятия обязательных постановлений, за нарушение которых может быть предусмотрено уголовное наказание. На местном уровне развиты институты непосредственной демократии (отзыв депутатов, роспуск муниципальных собраний по требованию населения и т.д.). Местное самоуправление обладает мощным производственным и техническим потенциалом, позволяющим осуществлять крупномасштабные проекты. Наряду с муниципиями в Японии имеется развитая система комитетов местного самоуправления, оказывающих помощь администрации (например, на уровне городского квартала).

Литература

1. Анисимцев Н.В. Япония: обеспечение прозрачности («транспарентности») административно-государственного управления // Государство и право. 2003. № 6.

2. Антропова Е.А. Конституционно-правовой статус парламента в системе государственной власти (на примере Японии): Автореф. дис. … к.ю.н. 12.00.02. – М.: Моск. ун-т МВД России, 2006.

3. Васильева Т.А. Эволюция института гражданства в Японии // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 9.

4. Савинцев М.И. Конституционно-правовые основы защиты персональной информации в Японии // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 9.

5. Тадагава С. Конституция Японии 1889 г. и «модернизация» страны // Правоведение. 2002. № 4.

Тема 14. Основные черты конституционного права Индии

Лекция – 2часа

Вопросы для изучения:

Наши рекомендации