Конституционный Суд Республики Беларусь

Контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», принятом в 1994 году, Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и настоящим Законом.

Институт конституционного контроля в Республике Беларусь был фактически введен 28 апреля 1994 года на основании Конституции Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г., так как первый состав Конституционного Суда был сформирован Верховным Советом именно в этот день.

Конституция Республики Беларусь в редакции от 15 марта 1994 года и указанный Закон о Конституционном Суде определили Конституционный Суд в качестве органа конституционного контроля, причем в тексте Конституции Конституционный Суд был включен в VI раздел «Государственный контроль и надзор», а не в главу 5 о судебной власти. Первоначально Конституционный Суд формировался Верховным Советом в количестве 11 судей из квалифицированных специалистов в области права. Инициаторами, имеющими право вносить, предложения в Конституционный Суд могли быть Президент, Председатель Верховного Совета, постоянные комиссии Верховного совета, не менее 70 депутатов Верховного Совета, Верховный и Высший Хозяйственный суды и Генеральный прокурор.

Конституционный Суд рассматривал вопросы о соответствии Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь. Кроме того, предметом рассмотрения Конституционного Суда являлись акты межгосударственных образований, в состав которых входила Республика Беларусь, указы Президента постановления Кабинета Министров, а также акты Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, имеющие нормативный характер. Конституционный Суд имел возможность и по своей инициативе рассмотреть вопрос о соответствии нормативных актов любого государственного органа, общественного объединения Конституции и законам, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. Нормативные акты, международные договорные и иные обязательства, признанные Конституционным Судом неконституционными по причине нарушения ими прав и свобод человека, считались не имеющими юридической силы в целом или в определенной их части с момента принятия соответствующего акта, а иные нормативные акты государственных органов и общественных объединений, международные договорные и иные обязательства, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, считались не имеющими юридической силы полностью или в определенной их части со времени, определенного Конституционным Судом. Конституция и Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь» определяли и юридический характер заключений Конституционного Суда, которые являлись окончательными и не подлежали обжалованию и опротестованию.

В результате конституционной реформы 1996 года изменилось содержание ряда норм Конституции, регулирующих статус, компетенцию и порядок формирования Конституционного Суда. Прежде всего, Конституционный Суд Республики Беларусь был исключен из системы органов контроля и надзора и вошел в систему судебной власти, что, несомненно, повысило статус Конституционного Суда. В этом отношении Конституционный Суд как бы «вписался» в основной принцип организации государственной власти, которая в соответствии со статьей 6 Конституции осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно изменилась и роль Конституционного Суда Республики Беларусь в системе «сдержек и противовесов», которая в указанной статье Конституции определена не только в плане самостоятельности и взаимодействия государственных органов, но и в отношении сдерживания и уравновешивания ими друг друга. Следует отметить, что различные варианты включения Конституционного Суда в систему судебной власти рассматривались еще до принятия в 1994 году новой Конституции и Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», но не были реализованы в указанных нормативных актах, хотя аргументы в пользу такой позиции были достаточно серьезными.

Во-вторых, принципиально изменился порядок формирования Конституционного Суда. Вместо ранее существовавшего избрания судей Конституционного Суда Верховным Советом, Конституционный Суд стал формироваться из 12 судей на паритетной основе Президентом и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь (6 судей назначаются Президентом, 6 судей избираются Советом Республики, а Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики). Были установлены и повышенные требования к занятию должности судьи Конституционного Суда, которыми могут быть высококвалифицированные специалисты в области права, имеющие, как правило, ученую степень. Срок полномочий судей Конституционного Суда остался прежним – 11 лет, однако, с 60 до 70 лет был увеличен возраст пребывания в должности судьи, что способствовало включению в состав Конституционного Суда наиболее опытных специалистов. После внесения изменений и дополнений в Конституцию в Законе о Конституционном Суде были уточнены и некоторые вопросы, связанные с досрочным прекращением и приостановлением полномочий судей Конституционного Суда.

В соответствии со статьей 18 указанного Закона полномочия судьи Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены:

1) по его просьбе об отставке;

2) в связи с утратой судьей гражданства Республики Беларусь;

3) в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда;

4) в связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, деятельности, не совместимой с должностью судьи;

5) в связи с совершением судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих Конституционный Суд;

6) в связи с вступившим в отношении судьи в законную силу обвинительным приговором;

7) в связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

8) в связи с признанием судьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, вступившим в законную силу;

9) в связи с признанием судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособностью судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

10) в случае смерти судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда возможно в двух в случаях, если: дано согласие Президента Республики Беларусь на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности либо судья Конституционного Суда зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда.

Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда, направлять в государственные и другие органы, должностным лицам и гражданам официальные документы, запрашивать у них какие-либо документы и иную информацию в соответствии с настоящим Законом.

Восстановление полномочий судьи Конституционного Суда допускается после отпадения оснований к их приостановлению и осуществляется по решению Конституционного Суда.

Основной задачей Конституционного Суда остался контроль за конституционностью нормативных актов. В связи с изменением других статей Конституции, определяющих виды и юридическую силу таких нормативных актов, Конституционный Суд дает в настоящее время в соответствии со статьей 116 Конституции заключение:

· о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

· о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республики Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

· о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

· о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Следует также отметить, что изменился и состав инициаторов, имеющих право вносить предложения в Конституционный Суд. В настоящее время к ним относятся: Президент, палаты Парламента, Совет Министров, Верховный и Высший Хозяйственный суды. В отношении же обращений граждан, Конституционный Суд на основании статей 40, части первой статьи 116 и части четвертой статьи 122 Конституции рассматривает решения Советов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан.

В законодательстве Республики Беларусь прямо не закреплен институт конституционной жалобы граждан, существующий в ряде других государств. Однако, как уже отмечалось, в ряде случаев в соответствии с частью четвертой статьи 122 Конституции Конституционный Суд рассматривает жалобы граждан на решения Советов и исполнительных комитетов, имеющих нормативный характер, и выносит по ним решения.

В настоящее время Конституционный Суд не наделен правом возбуждать дела по собственной инициативе, что способствует объективности при принятии Конституционным Судом заключений.

Изменения в компетенции Конституционного Суда в результате внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь в 1996 году были также связаны и с тем, что Конституционный Суд получил право выносить заключения по предложению Президента о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.

Принцип законности означает, что Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами. Кроме того, при рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности, что связано с признанием со стороны Конституционного Суда факта соответствия их Конституции до того времени, когда Суд признает эти акты не соответствующими Конституции.

Принцип независимости Конституционного Суда выражается в особом порядке назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенности судей, установленной процедуре рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайне совещания судей в совещательной комнате, ответственности за неуважение к Конституционному Суду или вмешательстве в его деятельность, создании надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также в материальном и социальном обеспечении судей. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Принцип коллегиальности обусловлен только коллегиальным рассмотрением дел, относящихся к компетенции Конституционного Суда.

Принцип гласности означает, что дела разрешаются Конституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных Законом о Конституционном Суде, однако, решение Конституционного Суда во всех случаях оглашается публично.

Принцип устного разбирательства дел в заседаниях Конституционного Суда заключается в том, что в ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы.

К числу принципов работы Конституционного Суда относится также и принцип равноправия и состязательности сторон.

Как уже отмечалось, Конституционный Суд рассматривает дела на основе предложений инициаторов, предусмотренных в статье 116 Конституции.

В случае, предусмотренном статьей 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным.

Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта.

Конституционный Суд вправе мотивированно отклонить предложение о проверке конституционности акта по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

Заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд дает на основании предложения Президента Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда.

Пределы разрешения вопросов, поставленных на рассмотрение Конституционного Суда, определяет сам Конституционный Суд. В соответствии со статьей 11 Закона о Конституционном Суде Конституционный Суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

1) по содержанию норм;

2) по форме нормативного акта;

3) с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;

4) по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

При рассмотрении вопросов Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон.

Конституционный Суд может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении.

При проверке акта Конституционный Суд имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения.

При рассмотрении дел, связанных с проверкой конституционности нормативных правовых актов, важное значение имеет характер решений Конституционного Суда и их юридическая сила. Законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.

Признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции или актам, обладающим более высокой юридической силой, является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Решения Конституционного Суда должны быть рассмотрены органами и лицами, которым они адресованы, с обязательным направлением Конституционному Суду ответов в установленный им срок, если иное не установлено настоящим Законом. Отказ или уклонение от рассмотрения, нарушение сроков, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений Конституционного Суда влекут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При рассмотрении обращений граждан, государственных органов, общественных объединений, анализе дел в ходе судебного разбирательства и в других случаях, когда Конституционный Суд устанавливает пробельность в законодательстве, противоречивость нормативных актов и другие недостатки правового регулирования Конституционный Суд вправе вносить Президенту Республики Беларусь, палатам Парламента Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, другим государственным органам в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Конституционный Суд вправе также вносить в государственные и другие органы иные предложения, вытекающие из его полномочий.

Предложения, вносимые Конституционным Судом в государственные и другие органы, рассматриваются ими в сроки и порядке, установленные для этих органов.

Вопросы, входящие в компетенцию Конституционного Суда, рассматриваются им на заседаниях.

На заседании Конституционного Суда может рассматриваться один или несколько вопросов. По каждому вопросу делается доклад, с которым выступает член Конституционного Суда.

Заседание Конституционного Суда происходит, как правило, непрерывно, кроме времени, отведенного для отдыха или предоставленного участникам заседания для подготовки заключительной речи.

Производство по делу может быть приостановлено по соглашению сторон, по ходатайству одной из сторон для дополнительного изучения материалов, предоставленных другой стороной, а также в случаях возникновения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу рассмотрения вопроса, или необходимости срочного рассмотрения другого вопроса. В этом случае председательствующий объявляет перерыв на определенный срок. Производство продолжается с момента, на котором оно было приостановлено.

Производство по делу может быть прекращено в связи с отзывом предложения, на основании которого дело рассматривается, а также в случаях внесения в нормативный акт, конституционность которого оспаривается, таких изменений и дополнений, при которых отпадают основания для рассмотрения дела в суде, либо отмены такого акта, за исключением случаев, когда в результате действия этого акта были нарушены неотъемлемые права и свободы человека, которые не восстановлены после его отмены. Производство по делу прекращается, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии предложения к рассмотрению.

Заседание Конституционного Суда ведет Председатель Конституционного Суда, в его отсутствие или по его поручению – заместитель Председателя Конституционного Суда. Судья-докладчик не может быть председательствующим.

Председательствующий руководит заседанием, принимает необходимые меры по обеспечению порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксированию его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к делу; после предупреждения прерывает выступления участников заседания, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, или не входят в компетенцию суда; лишает участников заседания слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, использовании грубых или оскорбительных выражений, за иные нарушения процедур и порядка рассмотрения вопросов в Конституционном Суде.

Председательствующий вправе удалить из зала заседания любого, кто нарушает порядок или не подчиняется его законным распоряжениям.

Участниками заседания Конституционного Суда являются стороны, представители сторон, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

В заседании Конституционного Суда могут участвовать Президент Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и Министр юстиции Республики Беларусь. Они вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.

В назначенное время председательствующий открывает заседание и сообщает повестку дня. После этого он удостоверяется в явке сторон и участников, при необходимости проверяет их полномочия и разъясняет им их права и обязанности.

Рассмотрение каждого дела начинается с выступления судьи- докладчика, который излагает сущность вопроса, повод и основания для его рассмотрения. После его выступления выслушиваются стороны или их представители. Им могут быть заданы вопросы. При необходимости выслушиваются показания свидетелей, экспертов, специалистов и оглашаются документы, имеющие значение для рассмотрения дела.

По завершении исследования материалов дела председательствующий заседания объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно быть оглашено не позднее пятнадцати дней с момента окончания слушания дела.

Итоговое решение принимается Конституционным Судом в закрытом совещании.

Решения Конституционного Суда принимаются голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий голосует последним.

Председательствующий ставит на голосование формулировки решения в порядке поступления. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании.

Решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Если при принятии заключения по делу о конституционности нормативного акта голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Решения Конституционного Суда провозглашаются в его заседании в сроки, установленные Конституционным Судом в соответствии с настоящим Законом, они являются окончательными и обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд утверждает в своей деятельности такие правовые принципы, как: разделение и взаимодействие властей, соразмерность (пропорциональность) ограничения прав и свобод личности охраняемым Конституцией ценностям, предоставление равных экономических возможностей субъектам хозяйствования различных форм собственности, социальное партнерство, достаточность и полноту правового регулирования общественных отношений, обеспечение доступа к правосудию, равенство всех перед законом, справедливость, гуманизм, законность (конституционность), информированность граждан о решениях, принимаемых государственными органами и другие. За 10 лет работы Конституционным Судом было принято 248 решений, которые касались практически всех отраслей права.

Контрольные вопросы по теме №12

1. Понятие судебной власти и ее место в системе органов государственной власти.

2. Конституционные основы и принципы правосудия.

3. Общие суды. Верховный Суд Республики Беларусь.

4. Хозяйственные суды. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

5. Конституционный Суд Республики Беларусь и его место в системе государственной власти.

6. Порядок формирования и состав Конституционного Суда Республики Беларусь.

7. Компетенция и организация работы Конституционного Суда Республики Беларусь.


Наши рекомендации