Органы законодательной власти

В качестве парламента Конституция предусмотрелаГенеральные кортесы, имеющие двухпалатную структуру. «Нижней» палатой Генеральных кортесов – палатой народного представительства – является Конгресс депутатов, а «верхней» палатой представительства территории (провинций) – Сенат. Генеральные кортесы неприкосновенны, палаты неравноправны: нижняя палата в решениях имеет преимущество перед верхней.

Конгресс депутатов состоит из 350 депутатов, избираемых на 4 года по пропорциональной системе с использованием 3-процентного заградительного барьера.

Сенат состоит из 208 сенаторов, избираемых народом и назначаемых королем (43 сенатора, то есть около 1/5). Срок полномочий Сената – 4 года.

Выборы сенаторов происходят по мажоритарной системе в многомандатных и одномандатных округах от территориальных единиц: по 4 сенатора избираются от провинций (составляющих многомандатный мажоритарный округ); по 3 сенатора избирают Большие Канарские острова, о. Тенерифе, о. Мальорка (каждый); по 2 – города Сеута и Мелилья (находящиеся на африканском континенте); по 1 – острова, кроме вышеуказанных.

Основные полномочия Генеральных кортесов: принятие конституции и законов; принятие бюджета; избрание премьер-министра («нижняя» палата); участие в формировании высших органов государственной власти, высших судов; контроль за деятельностью правительства; решение важнейших вопросов внутренней и внешней политики.

Каждая палата избирает из своего состава председателя палаты и депутацию. Депутация – особенность испанского парламента. Это своеобразный «мини-парламент». Каждая палата с учетом расстановки политических сил избирает депутацию в составе 21 человека. «Мини-парламент», состоящий их двух «мини-палат» – депутаций, работает в перерывах между сессиями, в период роспуска парламента и в других непредвиденных обстоятельствах. Тем самым испанский парламент при любых обстоятельствах имеет круглогодичную работоспособность.

Исполнительная власть

Вершиной исполнительной власти в стране являетсяправительство. Когда правительство заседает в полном составе, оно именуется Советом министров. Правительство обладает более широкой функциональной автономией, чем это принято в классических парламентарных монархиях. Правительство руководит внутренней и внешней политикой; руководит гражданской и военной Администрацией; руководит обороной государства; обладает правом законодательной инициативы; по решению Кортесов может издавать акты, обладающие силой закона; может объявить угрожаемое положение сроком не более 15 дней; может объявить исключительное положение на 30 дней с правом продления на столько же. Может предложить Конгрессу введение осадного положения.

Правительство формируется по результатам парламентских выборов и состоит из Председателя, вице-председателей, министров и прочих членов, определяемых законом. Кандидатуру председателя правительства предлагает парламенту для утверждения король. Чтобы его кандидатура была утверждена, принимается во внимание расстановка политических сил в Конгрессе. Как правило, в качестве кандидата предлагается лидер партии, победившей на выборах.

После утверждения председателя Конгрессом король по представлению председателя назначает министров.

Председатель играет значительную роль в политической жизни Испании. Однако в отличие от других парламентарных монархий, где и монарх, и премьер (председатель) – оба являются политическими лидерами страны (Великобритания), либо премьер-министр фактически главнее короля (Швеция), в Испании он – второй политический лидер и находится «в тени» авторитета короля.

В Испании своеобразно используется институт конструктивного вотума недоверия. Вотум недоверия (резолюция порицания) правительству Испании может быть вынесен только в том случае, если указывается кандидатура нового председателя. Однако если в ФРГ вынесение конструктивного вотума недоверия автоматически влечет отставку правительства и избрание канцлером указанного в вотуме лица, то в Испании это не происходит автоматически.

Кандидат, указанный на пост председателя при вынесении конструктивного вотума недоверия, становится таковым только в том случае, если правительство согласится с вынесенным ему конструктивным вотумом недоверия и уйдет в отставку.

Если правительство с вотумом недоверия не согласится, по инициативе правительства король распускает парламент (одну или обе палаты) и назначает новые выборы.

Вообще жеГенеральные кортесы (парламент) могут быть досрочно распущены королем в трех случаях: 1) с целью принятия новой конституции (парламент, принявший решение о разработке новой конституции либо о ее существенном изменении, должен быть распущен, а новую конституцию – принимать вновь избранный парламент); 2) если парламент в течение 2 месяцев отклоняет кандидатуры на пост председателя, предложенные королем; 3) если парламент вынес правительству конструктивный вотум недоверия, а правительство с ним не согласилось и не ушло в отставку.

Судебная система

Конституция в ст. 117 гласит, что правосудие исходит от народа и осуществляется именем Короля судьями и магистратами, которые, входя в состав судебной власти, независимы, несменяемы, неответственны и подчиняются только власти закона.

Судебную систему Испании составляют: мировые суды; муниципальные суды; суды первой инстанции округов; провинциальные суды; высокие суды автономных сообществ; Национальный высокий суд; Высокий суд; Верховный суд.

Верховный суд – высшая судебная инстанция. Он включает шесть палат: по гражданским делам; по уголовным делам; по административным делам; по трудовым делам; по социальным делам; по делам о воинских преступлениях.

Управление судебной системой и судейским корпусом осуществляет Генеральный совет судебной власти, возглавляемый председателем Верховного суда и состоящий еще из 20 членов (по 10 членов, представленных каждой из палат парламента), назначаемых королем на 5 лет.

Вопросы конституционной юстиции в Испании решаетКонституционный суд, имеющий давние традиции (после революции 1931 г. еще в 1931 – 1936 гг. действовал его «предшественник» – Суд конституционных гарантий).

Конституционный суд состоит из 12 судей, назначаемых королем на 9 лет. Из них: 4 судей (1/3) – предлагает Конгресс депутатов; 4 (1/3) – Сенат; 2 (1/6) – правительство; 2 (1/6) – Генеральный совет судебной власти. Каждые три года Конституционный суд обновляется на 1/3. Суд работает либо в пленарных заседаниях, либо по палатам (то есть делится на 2 палаты по 6 человек). В случае равенства голосов решающим является голос председателя.

Территориальная организация

Испания – многонациональная и многоязычная страна. Преобладающей нацией являются кастильцы (собственно испанцы), давшие стране государственность, значительную часть культуры, язык.

Помимо кастильцев (испанцев) в стране компактно проживают баски, андалузийцы, каталонцы, иные народности, имеющие свои культуру и язык. Многонациональность и многоязычие, давняя острота национального вопроса предопределилиформу национально-территориального устройства.

Испания пошла по пути Италии и согласно Конституции 1978 г. стала унитарным децентрализованным государством. Это означает, что Испания – не федерация, а является единым государством, но ее административно-территориальные единицы самого верхнего уровня автономны.

Административно-территориальными единицами Испании являются автономные сообщества (высший уровень) – их 17 по стране; автономные сообщества имеют компактную территорию (одна или несколько «родственных» и граничащих друг с другом провинций), общую историю, культуру. Следующий уровень составляют провинции, на которые делятся автономные сообщества, – их 50. Провинции делятся на муниципалитеты.

Автономные сообщества имеют свои органы управления, финансовую самостоятельность, но они не могут приобрести государственного статуса или выйти из состава Испании. Автономные сообщества, на которые разделена Испания, имеют к тому же неодинаковый статус. Автономия может быть общей (ее имеет большинство сообществ); специальной; полной.

Полную автономию (высший уровень автономии, то есть автономию, при которой региону принадлежат все права, кроме некоторых, переданных Испании) имеют Страна Басков; Каталония (столица Каталонии – Барселона – второй по значению в Испании); Галисия; Андалузия.

Специальной автономией пользуются Наварра, Канарские острова, города Сеута и Мелилья (два североафриканских города, принадлежащих Испании).

Несмотря на то, что Испания поделена на 17 автономных сообществ, имеющих разный уровень автономий, все испанцы (то есть подданные Испании) в любом сообществе пользуются равными правами; автономиям запрещено устанавливать внутренние таможни. Пакт об автономии 1992 г. предусмотрел расширения компетенции автономных сообществ, установленной в ст. 148 Конституции.

Автономии делятся на провинции, которые также имеют свои органы управления. Однако следует обратить внимание на одну деталь: выборы в «территориальную», «верхнюю» палату парламента – Сенат – происходят не от 17 автономных сообществ (территориальных единиц высшего уровня), а от 50 провинций – территориальных единиц второго уровня. Это, с одной стороны, позволяет лучше представить территориальные единицы (то есть более специфические интересы регионов), а с другой – не дает слишком регионализироваться автономным сообществам.

Конституция Испании относится к числу «жестких». Предусмотрен сложныйпорядок ее изменения. Все положения конституции, кроме основ конституционного строя, прав и свобод и положений о короле, изменяются 3/5 голосов депутатов каждой из палат парламента либо 2/3 голосов «нижней» палаты – Конгресса депутатов и абсолютным (более 1/2) большинством голосов «верхней» палаты – Сената; также по требованию 1/10 депутатов одной из палат может быть проведен референдум по этим изменениям. Важнейшие положения конституции – основы конституционного строя, права и свободы человека, статус монархии – изменяются в особо сложном порядке; сначала изменения важнейших положений принимаются 2/3 голосов депутатов каждой из палат Генеральных кортесов, затем Генеральные кортесы распускаются и проводятся новые выборы; вновь избранные Генеральные кортесы должны вновь одобрить эти изменения опять 2/3 голосов членов каждой из палат, после чего дважды принятые (двумя составами Генеральных кортесов, 2/3 их голосов) поправки в обязательном порядке выносятся на всенародный референдум.

За время после принятия конституции произошло лишь одно ее изменение, что говорит о высоком качестве действующей конституции. Вызвано было изменение ратификацией Маастрихтских соглашений об образовании Европейского союза от 7 февраля 1992 г. Поскольку эти соглашения предусматривали предоставление избирательного права иностранцам-членам этого союза, на местных выборах, от 27 августа 1992 г. ч.2 ст. 13 была дополнена словами «и пассивного». Активным избирательным правом на муниципальных выборах иностранцы пользовались уже до внесенного изменения.

Наши рекомендации