Особенность французского конституционного регулирования прав и свобод человека
Особенностью французского конституционного регулирования прав и свобод человека является то, что эта важнейшая сфера общественных отношений урегулирована не в тексте Конституции 1958 г., а в двух включенных в Конституцию исторических документах: в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и в Преамбуле к Конституции 1946 г.
С одной стороны, это хорошо, поскольку права и свободы человека «освящаются» авторитетом этих выдающихся документов (особенно Декларации 1789 г.). Но с точки зрения техники конституционного регулирования это плохо, поскольку права и свободы человека – важнейшей элемент предмета современной конституции и поэтому было бы правильно их регулировать в тексте самой конституции. Декларация 1789 г. и Преамбула к Конституции 1946 г. – памятники права, и они (особенно Декларация) зафиксировали те права и свободы, который были актуальны свыше 200 и 50 лет назад, а с усложнением социально-экономической организации общества появляются новые права (социальные, трудовые, экологические и др.), которые остаются вне конституционного регулирования. Кроме того, Декларацию 1789 г. и Преамбулу 1946 г. нельзя изменять и приводить в соответствие с требованиями сегодняшнего дня, в них невозможно внести дополнения.
Тем не менее, несмотря на отмеченные недостатки, во Франции сложился именно такой, оригинальный порядок регулирования прав и свобод – в двух памятниках права, включенных в конституцию.
Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г. закрепляет самые главные, естественные права и свободы человека. Среди них свобода и равенство от рождения; право на собственность; право на сопротивление унижению; суверенитет народа; право делать все, что не запрещено законом; право на равный доступ всех граждан к общественным должностям; свобода слова; свобода мысли; свобода совести; презумпция невиновности; ответственность власти перед народом.
Данные права дополняются более современными социальными правами и свободами, закрепленными в более позднем документе – Преамбуле к Конституции 1946 г. Среди них равенство мужчины и женщины; право на труд и одновременно обязанность трудиться; свобода профсоюзной деятельности; право на стачку; право на отдых и досуг, социальное обеспечение; право на развитие личности.
Защита прав и свобод во французской правовой доктрине и практике имеет два аспекта: во-первых, защита от посягательств законодателя и, во-вторых, от посягательств органов государства, юридических и физических лиц. Осуществляется эта защита Конституционным советом и Государственным советом.
Нарушение прав и свобод юридических лиц является предметом рассмотрения общих, т.е. уголовных, гражданских и административных судов. В первом случае – если такое нарушение предусмотрено уголовным законом; во втором – когда возможны гражданские санкции (например, разглашение журналистом сведений о частной жизни лица); в третьем – при превышении государственным органом своих полномочий.
По поводу нарушения прав и свобод можно обратиться и к парламентскому посреднику – французскому омбудсману, – который, однако, не обладает собственными полномочиями по расследованию нарушений, а может лишь обращать внимание на таковые соответствующих государственных органов. На практике к посреднику обращаются не часто.
Защита прав и свобод физических лиц и неправительственных организаций может осуществляться и на международном уровне, в частности, в рамках ООН. Франция ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также Факультативный протокол к первому из них. Кроме того, Франция является участником большого числа международных соглашений, затрагивающих права и свободы граждан. Она – участник европейской системы защиты прав человека, ратифицировав 3 мая 1973 г. Европейскую конвенцию по правам человека 1950 г., а впоследствии и дополнительные протоколы к этому акту. Франция признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. Другими словами, любое физическое лицо или неправительственная организация, не добившись защиты прав и свобод, предусмотренных в названной Конвенции и протоколах в национальных судебных инстанциях, могут обращаться в указанные органы Совета Европы.