Политическая система Германии, ее особенности.

Федеративная Республика Германия - это парламентское демократическое и социалистическое государство, где каждая федерация представляет собой маленькую республику. Ведь каждая отдельная земля имеет свою собственную конституцию. Однако, основной конституцией является всё-таки свод главных законов страны. Другими словами, всё, что не описано в конституции страны, может быть описано в конституции конкретной земли. К примеру, в конституции некоторых земель до сих пор существует смертная казнь, хотя в стране Германия наказания в виде смертной казни якобы не существует.

Номинальным главой государства является президент. Но он имеет лишь представительские функции и не оказывает влияния на политику страны. Президента выбирают на пятилетний срок на государственном съезде всех партий Германии, которые имеют представительство в парламенте страны или земли. Собственно, выборы президента и есть единственная задача государственного съезда. В последнем съезде участвовало 1205 человек, и они впервые избрали президента на второй срок. Такой чести удостоился Хорст Колер. Следующие выборы должны состояться 23-его мая 2009-ого года и пока что фаворитом в борьбе за пост считается женщина - Жезин Шван. А бороться на самом деле есть за что, ведь годовая зарплата бундес-президента составляет 199.000?.

Реальной властью в Германии обладает бундес-канцлер, глава правительства. Его выбирает парламент. А простые бюргеры влияют на этот выбор лишь косвенно, путём голосования на партийных выборах. Но кандидатуру канцлера предлагает бундес-президент. То есть, люди выбирают парламент, а президент предлагает депутатам кандидатуры главы правительства.


4.Высшие органы власти Германии: особенности организации и деятельности.

Федеральное правительство осуществляет исполнительную власть в ФРГ. Основной Закон предусматривает следующий порядок формирования правительства: Бундестаг по предложению Президента ФРГ избирает федерального Канцлера – главу правительства (в ФРГ избирается только Канцлер, на этом роль парламента в формировании правительства заканчивается). Для избрания кандидату необходимо получить абсолютное большинство голосов Бундестага. После этого следует официальное назначение его на пост Канцлера актом Федерального президента. Остальные вопросы относительно Правительства решаются помимо парламента. Остальные министры назначаются и увольняются Президентом ФРГ по представлению Канцлера.

Если у предложенного Президентом кандидата нет поддержки в парламенте, то Бундестаг в течении 2-х недель должен избрать на пост Канцлера абсолютным большинством другое лицо, и Президент обязан назначить его на пост Канцлера. При относительном большинстве – есть выбор у Президента: либо назначить его Канцлером, либо распустить Бундестаг.

Парламент Федеративной Республики Германии фактически состоит из двух палат: нижней – Бундестага и верхней Бундесрата (формально в Германии Бундесрат не рассматривается как палата парламента). Бундестаг состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Основной закон ФРГ не содержит подробных постановлений об избирательной системе. Она устанавливается текущим законодательством. В настоящее время порядок выборов в бундестаг определяется Избирательным законом от 1 сентября 1975 г. с последующими изменениями. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и прожи вающим на территории федерации не менее 3 месяцев. Право быть из бранным имеют лица, достигшие 18 лет, являющиеся не менее 1 года гражданами ФРГ и не лишенные активного избирательного права.


5. Германский федерализм: конституционное оформление, характерные черты

Германский федерализм. ФРГ — построенная по территориальному принципу конституционная федерация, в состав которой сегодня вхо­дят 16 земель — субъектов федерации. Согласно ч. 3 ст.79 Основного закона страны, принцип федерализма не подлежит пересмотру. В своей основе это — симметричная федерация, ибо вся ее территория состоит только из однородных субъектов (земель), имеющих в принципе одинаковый правовой статус. Но поскольку в ней при этом имеют место существенные элементы известного неравноправия субъектов федера­ции, постольку ее нельзя рассматривать как абсолютно симметричную. Так, ст. 51 Основного закона ФРГ устанавливает, что в верхней палате парламента (Бундесрате) земли могут иметь неравное число своих представителей: каждая — не менее трех, но земли с населением свыше двух миллионов жителей — четыре, свыше шести миллионов — пять, а с населением более семи миллионов — шесть. Поэтому германский федерализм — это преимущественно, относительно симметричный фе­дерализм.

ФРГ — сравнительно децентрализованная федерация. Земли имеют свои конституции, не нуждающиеся в утверждении федерацией, собственные парламенты, правительства, законодательство, бюджета и др. Одни специалисты не считают их государствами и не признают за ними суверенитет ни в какой области, а другие, включая немецкие, придерживаются противоположного мнения. Основной закон ФРГ твердо закрепляет, что конституционный строй земель должен соответ­ствовать основным принципам республиканского, демократического и социального государства и что федерация гарантирует соответствие конституционного строя земель Конституции ФРГ (ст. 28). Она же устанавливает, что «федеральное право имеет преимущество перед правом земель» (ст. 31). Земли имеют право законодательства лишь в той мере, в какой законодательные полномочия Основным законом ФРГ не предоставлены федерации, а разграничение компетенции фе­дерации и земель осуществляется этим же Основным законом (ст. 70).

В сфере исключительной законодательной компетенции федера­ции земли могут осуществлять законодательство лишь тогда и постоль­ку, когда и поскольку они прямо управомочены на это федеральным законом (ст. 71). В сфере совместной (конкурирующей) законодатель­ной компетенции земли обладают полномочием на законодательство лишь тогда и постольку, когда и поскольку федерация не пользуется законодательными правами (ст. 72). Федерация может участвовать в решении задач земель, если эти задачи имеют значение для всего обще­ства и участие федерации необходимо для улучшения жизненных ус­ловий в ряде областей (ст. 91а).

Вопросы:

1. Проанализируйте основной закон и конституционное развитие Германии?

2. Обозначьте конституционный статус человека и гражданина?

3. Охарактеризуйте основные черты германского федерализма?

Лекция

Наши рекомендации