Единство государственной власти

Идеологическое обоснование необходимости единства власти появилось задолго до возникновения теории разделения властей и имело персонифицированный характер (в том числе обоснование суверенитета не народа, а монарха). Впоследствии такой подход возродился в вождистских концепциях фашизма. Практика вождизма существовала и в условиях тоталитарных коммунистических режимов (реальная власть и в ряде случаев культ личности генерального секретаря правящей партии), хотя в отличие от фашистских учений марксистская теория в принципе отрицала индивидуалистический подход.

Новый аспект идее единства власти был придан сочинениями некоторых французских просветителей, подходивших к этому вопросу скорее с социологических, чем с организационно-правовых позиций. Они рассматривали законодательную, исполнительную, судебную власть лишь как особые проявления верховной власти, суверенитета народа, считая, что все «члены государства» должны участвовать в управлении им через формирование «общей воли», как правило, на народных собраниях. Это был иной, коллективистский подход к идее единства государственной власти.

Единство государственной власти - student2.ru

Единство государственной власти - student2.ru

Вопросы:

1. Проанализируйте особенности государственной власти, как институт конституционного права?

2. Охарактеризуйте разделение властей?

3. Охарактеризуйте единство государственной власти?

Лекция 7

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

План

1.Понятие формы государства и формы правления.

2. Монархия.

3. Республика.

Понятие формы государства и формы правления.

Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Форма правления отражает: порядок создания высших органов государства и их строение; взаимоотношения между органами государственной власти; взаимоотношения между органами государственной власти и населением страны; обеспечивает ли данная организация государственных органов права и свободы гражданина.

Монархия.

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного правителя государства – монарха, является пожизненной и передается по наследству. Виды монархий:

1) абсолютная – вся полнота власти сосредоточена или находится в руках монарха, ничем не ограничена. Парламент и конституция отсутствуют, разделение власти на ветви не существует;

Признаки абсолютной монархии: существование единоличного носителя верховной власти монарха; монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно; существует наследственный порядок преемственности верховной власти; монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа; отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.

2) ограниченная – власть монарха ограничена каким-либо представительным органом, как правило, существует конституция; разновидности: конституционная; дуалистическая; сословно-представительная.

Признаки ограниченной монархии: правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Республика.

Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются или формируются особыми представительными учреждениями.

Виды республик:

– президентская – президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти, избирается населением или выборщиками;

– парламентская (парламентарная) – правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность;

– смешанная – характеризуется тем, что содержит в себе элементы президентской и парламентской республики.

Признаки республиканской формы правления:

– выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти;

– осуществление государственной власти от имени народа;

– юридическая ответственность главы государства в случаях предусмотренных законом;

– обязательность решений верховной государственной власти.

Основные признаки президентской республики:

– внепарламентский метод избирания президента и формирования правительства;

– ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

– более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.

Единство государственной власти - student2.ru

Единство государственной власти - student2.ru

Вопросы:

1.Дайте понятие формы правления?

2.Охарактеризуйте монархию?

3.Проанализируйте республику, как форму правления?

Лекция 8

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

План

1. Понятие государственного режима.

2. Классификация государственных режимов.

  1. Понятие государственного режима.

Термин «режим» употребляется в немногих конституциях и обычно вместе с прилагательным «демократический» (конституция Бразилии

1988 г.). В редких случаях говорится о политическом режиме (конституция Никарагуа 1787 г.). Иногда о государственном режиме, режиме государства упоминается в законодательстве некоторых франкоязычных стран, чаще данный термин употребляется в работах политологов и правоведов. Вместе с тем во всех конституциях есть нормы, относящиеся к тем или иным сторонам государственного режима, существует специальное законодательство, регулирующее его разные стороны. Эти нормы в совокупности образуют конституционно-правовой институт государственного режима — динамичную, подвижную, изменчивую сторону более широкого понятия «форма государства».

Государственный режим — это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Однако нужно учитывать, что государственная власть для решения своих задач использует одновременно разные формы и методы. В фашистских государствах наряду с преобладанием методов прямого насилия использовались демагогические приемы (партия Гитлера в свое название включала слова «социалистическая» и «рабочая»), в демократических государствах наряду с методами либерализма используется принуждение, а то и насилие (силовые методы при разгоне несанкционированных демонстраций применяются и в Великобритании, и в Польше, и в Японии). Поэтому, оценивая тот или иной государственный режим, давая ему соответствующую характеристику, важно установить, какие методы осуществления государственной власти являются главными, ведущими, составляют существо, доминанту государственного режима.

В конституционном праве государственный режим изучается прежде всего через призму соответствующих правовых норм. Однако только такой подход недостаточен. Во многих случаях конституционные нормы расходятся с действительностью, а потому необходимо учитывать не только правовые нормы той или иной страны, но и практику их применения.

  1. Классификация государственных режимов.

Виды государственных режимов:

1) демократический – характеризуется наличием в обществе гласности, законности, плюрализма и верховенства личности в государстве. Признаки:

а) равноправие всех граждан;

б) конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека и гражданина;

в) политический плюрализм (существование ряда партий, общественных организаций, имеющих различные политические взгляды);

г) выборность и сменяемость центральных и местных органов власти, их подотчетность избирателям;

д) гласность в деятельности государства;

е) господство при осуществлении власти принципа – разрешено все, что специально не запрещено;

ж) разделение государственной власти на три ветви (законодательная, исполнительная, судебная);

з) оппозиция государственной власти действует легально, но в рамках существующих законов.

2) антидемократический:

– авторитарный – характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, ограничением роли выборных государственных органов и усилением воли исполнительных органов.

Признаки:

а) в отношениях между государством и обществом действует принцип: все, что касается политики – запрещено;

б) в экономической жизни допускается некоторая самостоятельность и инициатива;

в) насилие и принуждение применяются избирательно, но власть готова к их использованию в случае необходимости;

д) не учитываются особенности религиозных убеждений населения.

– тоталитарный – характеризуется полным контролем государства над всеми сферами жизни общества.

Признаки:

а) в отношениях между государством и обществом господствует принцип – запрещено все, что специально не разрешено;

б) права и свободы граждан лишь формально декларированы в законодательных актах, в реальной жизни они не соблюдаются;

в) власть политического лидера (коллективного органа) абсолютна, не подчинена даже тем законам, которые им приняты;

г) основной метод осуществления власти – принуждение и насилие;

д) государственная власть отмечается высокой степенью централизации, стремится осуществлять контроль за всеми проявлениями общественной жизни;

е) имеет место всеобщая милитаризация

ж) огосударствление всех общественных организаций (молодежных, спортивных и др.).

– фашистский – характеризуется полной ликвидацией демократических прав и свобод, широким использованием террористических методов. Признаки:

а) полное отсутствие всех прав и свобод человека и гражданина;

б) уничтожение всех оппозиционных организаций и учреждений;

в) широкое использование методов насилия;

г) провозглашение националистической идеологии общества;

д) полная и всеобщая милитаризация общественной жизни;

е) всеобъемлющий контроль государства над важнейшими сферами общественной жизни (культура, экономика, идеология, политика).

Единство государственной власти - student2.ru

Единство государственной власти - student2.ru

Вопросы:

1.Охарактеризуйте государственный режим?

2. Дайте классификацию государственных режимов?

Лекция 9

Наши рекомендации