Билет 61. Конституционно-правовой статус судебной власти.

К сфере регулирования конституционного права относится не все отношения, опосредующие деятельность судебных органов, а только основные принципы организации судебной власти, закрепленные в конституционно-правовом законодательстве. Эти принципы для удобства изложения можно разделить на несколько групп:

- принципы правового статуса судебных органов;

- принципы правового статуса судей;

- принципы судопроизводства (правосудия).

Принципы правового статуса судебных органов. Важнейшим принципом является установленное в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правило о том, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Это означает, что никакой другой орган не вправе присваивать себе функции судебной власти по рассмотрению и разрешению дел. Гарантия этого принципа заключается в установлении системы судов, действующих в государстве. Закон о судебной системе содержит перечень всех категорий действующих судов. Закон допускает возможность создания специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел, но только путем внесения изменений и дополнений в этот федеральный конституционный закон. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Закон о судебной системе устанавливает в ч. 1 ст. 5, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Этот принцип вытекает из установленного Конституцией разделения властей и обеспечивается рядом конституционных и законодательных положений. Одной из важнейших гарантий независимости суда является правило о финансировании судов только из федерального бюджета. Такое финансирование, согласно ст. 124 Конституции РФ, должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Важнейшим принципом организации судебной власти является обязательность судебных постановлений. Статья 6 Закона о судебной системе закрепляет, что вступившие в силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут предусмотренную законом ответственность .

Принципы правового статуса судей. Принцип независимости суда дополняется установленным в Конституции РФ положением о том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Данные положения являются гарантией права человека на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ «О статусе судей в Российской Федерации » * содержит систему гарантий независимости судей.

Независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Суд не связан актами государственных или иных органов, если он установит, что эти акты не соответствуют закону. В данном случае суд принимает решение в соответствии с законом. В случае обнаружившейся неопределенности в вопросе конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, суд вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом.

Несменяемость судей. В соответствии с Конституцией (ст. 121) полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий судьи закреплен в Законе «О статусе судей в Российской Федерации».

Принципы судопроизводства. Основным принципом осуществления судопроизводства является принцип равенства всех перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно по другим не предусмотренным законом основаниям.

Конституция РФ в ст. 123 устанавливает, что разбирательство дел во всех судах открытое (принцип гласности судебного разбирательства). Данный принцип означает, что в зал судебного заседания свободно допускаются граждане, а решения суда всегда провозглашаются публично. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Не допускается (кроме случаев, установленных федеральным законом) заочное разбирательство уголовных дел.

Важнейшим принципом осуществления судопроизводства является его состязательность и равноправие сторон. Данный принцип выражается в том, что при осуществлении правосудия всегда четко разделяются две стороны, которые наделяются равными процессуальными правами (в уголовном процессе - прокурор, представляющий государственное обвинение, и подсудимый, его защитник; в гражданском процессе - истец и ответчик). Состязательность заключается в праве каждой стороны защищать свои интересы, выдвигать требования, доказывать обстоятельства. При этом суд не связан доводами какой-либо одной стороны, а обязан всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела. В результате рассмотрения дела суд приходит к решению в пользу какой-то одной стороны, что и является результатом «состязания» сторон.

Законодательство устанавливает принцип участия граждан в осуществлении правосудия (ст. 8 Закона о судебной системе). Граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. За время участия в осуществлении правосудия заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Перечень случаев, когда дела рассматриваются с участием заседателей устанавливаются Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами.

Принцип национального языка судопроизводства закреплен в ст. 10 Закона о судебной системе. Общее правило, установленное в отношении языка судопроизводства, - оно ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. На государственном языке республики, на территории которой находится суд, могут вестись судопроизводство и делопроизводство в судах общей юрисдикции, а также у мировых судей и в конституционных судах республик. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Билет 62. Судебная система и способы осуществления судебной власти (судопроизводства).

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть - это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти - разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

1) правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации.

Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство (ст. 3 Закона о судебной системе). Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Система федеральных судов выглядит следующим образом:

1) Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) федеральные суды общей юрисдикции:

а) Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, судам иных субъектов Федерации, военным судам;

б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации;

в) районные суды. Районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

г) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах формированиях, где предусмотрена военная служба;

д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. Данные суды учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе;

3) федеральные арбитражные суды:

а) Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

б) федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

в) арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

Судами субъекта Российской Федерации являются:

1) конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

2) мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Наши рекомендации