Билет 5. Нормы и источники конституционного права России.

Конституционно-правовые нормы: особенности и виды.

Общие признаки нормы права:разновидность социальных норм;регулируют наиболее важные общественные отношения;все правовые нормы подлежат соблюдению всеми участниками правового регулирования;издаются в строго определённой форме специально уполномоченными органами в установленном порядке, имеют текстуально выраженную письменную форму, содержат конкретные требования.

Особенности конституционно-правовых норм:

1. По своей юридической силе нормы конституционного права обладают приоритетом;

2. Среди норм конституционного права большое количество общерегулятивных норм – норм принципов, норм дефиниций, норм задач.

3. Реализуются посредством особого механизма.

Классифицировать конституционно-правовые нормы можно по следующим основным признакам:

1)По характеру содержащихся в них предписаний:

Обязывающие нормы права -определяют должное поведение.

Запрещающие нормы - содержат в себе категорический запрет на деятельность социально-вредную с точки зрения государства и общества.

Управомочивающие нормы -предоставляют субъектам возможность определённого поведения.

2)По степени определённости содержащихся в них предписаний – на императивные(категорические)идиспозитивные(предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей);

3)По действию во времени и пространстве – на нормы, действующие постоянно, и нормы действующие определённое время, на нормы, действующие на всей территории РФ, на территории её субъектов, в муниципальных образованиях;

4)По юридической силе – на нормы Конституции, обладающие высшей юридической силой, нормы ФКЗ, ФЗ и других НПА;

5)По назначению в механизме конституционно-правового регулирования нормы могут быть материальными и процессуальными.

Структура конституционно-правовых норм:

Гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия реализации этой нормы в правоотношениях.

Диспозиция – часть нормы права, содержащая само правило поведения и формулирующая права и обязанности участников конкретных правоотношений.

Санкция – часть нормы, закрепляющая указание на неблагоприятные последствия, наступающие в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения диспозиции нормы права.

Источники:

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 всенародным референдумом,является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного; принимается народом или от имени народа; нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства; определяет некоторые виды иных источников права;обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации, законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;большинство конституционных положений имеют общий характер.

Общепризнанные принципы кнормы международного права, международные договорыявляются составной частью правовой системы РФ (Декларация прав человека 1948год, Хельсинские пакты о правах 1966, Союз Белоруссии с Россией).

Решения референдума – Общероссийского, Регионального или субъекта РФ, местный уровень (муниципальное образование) – только по поводу отношений личности с властью.

ФКЗ учреждены в 1993, принимаются с 1994.Принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, имеют приоритет перед ФЗ и последние не должны им противоречить, нет ветапреидента. ФКЗ имеют усложненную процедуру принятия. Принимается 2/3 Госуд. Думы.и ¾ Совета Федерации. ( «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации»).

ФЗ принимается парламентом по любым вопросам (разные отрасли права), вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если не указана дата. «О гражданстве Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», УК РФ.

Конституции либо уставы субъектов РФ.

Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Федеративный договор, договоры между РФ и субъектом о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта, договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области), соглашение об изменении статуса субъекта, договоры между органами государственной власти субъектов.

Уставы муниципальных образований.

Указы Президента – только нормативные, 2002 – О вопросах гражданства.

Постановления Правительства.Правительство РФ может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской федерации», указами Президента РФ. 1999 –права малочисленных коренных народов.

Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. Наиболее значительными из них являются Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. и Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г. (Вопросы организации и деятельности Парламента).

Законы субъектов – нормативные акты, принятые другими органами субъекта.При этом законы субъектов не должны противоречить ФКЗ, а также ФЗ.

Спорные источники:

Декларации – не НПА, т.к. имеют необязательный характер.

Решения Конституционных судов, т.к. являются индивидуальными правоприменительными решениями. Считается, что это не судебный прецедент, так как за невыполнение не предусмотрена ответственность.

Наши рекомендации