Гарантии деятельности депутата Республики Беларусь.
Депутатом Палаты представителей является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате представителей, представлять своих избирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и законом РБ О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Членом Совета Республики является лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями по осуществлению законодательной власти в Совете Республики, а также иными полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь и законом РБ О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики при осуществлении своих полномочий государство гарантирует и обеспечивает необходимые условия для беспрепятственной и эффективной реализации их прав и обязанностей, установленных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законами Республики Беларусь.
Палата представителей, Совет Республики, секретариаты палат, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, иные организации обеспечивают условия для осуществления полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, предоставляют им необходимые для работы библиотечные фонды и архивы, средства связи, электронно-вычислительную, копировально-множительную и печатную технику.
Палата представителей, Совет Республики создают условия для повышения профессионального уровня депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики.
Все депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, работающие на профессиональной основе, независимо от занимаемой в Палате представителей, Совете Республики должности, за исключением председателей палат Парламента, их заместителей, получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размере заработной платы министра. Заработная плата председателей палат Парламента и их заместителей устанавливается согласно законодательству.
Члену Совета Республики, не работающему в Совете Республики на профессиональной основе, выплачивается доплата к заработной плате в размере разницы между средним заработком по основному месту работы и денежным вознаграждением члена Совета Республики, работающего на профессиональной основе.
Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики ежемесячно возмещаются расходы, связанные с их парламентской деятельностью, в порядке и размерах, установленных законодательством.
Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, осуществляющим свои полномочия на профессиональной основе, для осуществления парламентской деятельности предоставляется служебное помещение в здании соответствующей палаты, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, обеспечивающими необходимые условия для работы.
Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики для проживания с членами семей предоставляются жилые помещения республиканского специального служебного жилищного фонда в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь. На период до получения жилого помещения республиканского специального служебного жилищного фонда депутату Палаты представителей, члену Совета Республики предоставляется двухместный гостиничный номер либо по их желанию возмещаются расходы по найму жилого помещения в порядке и размере, установленных законодательством.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу, службу в резерве, военные и специальные сборы.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики во время исполнения своих полномочий на территории Республики Беларусь имеют право пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта (за исключением такси) за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета на финансирование Национального собрания Республики Беларусь, а также право внеочередного приобретения проездных документов и бронирования билетов.
Неприкосновенность:
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Неприкосновенность депутата Палаты представителей, члена Совета Республики распространяется также на их жилое, служебное помещения, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи и на принадлежащие им документы.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики не могут быть привлечены к ответственности за позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.
В течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики могут быть задержаны, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения измены государству или иного особо тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики не могут быть подвергнуты обыску, личному досмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Возбуждение уголовного дела в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, привлечение их в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, а также их задержание и иное лишение личной свободы осуществляются в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Уголовное дело в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.
Виды избирательных систем.
Избирательная система – это совокупность установленных законом принципов, способов и методов подсчёта голосов избирателей и определения результатов голосования.
В зарубежных странах действуют 2 основные избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная, а также производная от них – смешанная избирательная система.
Мажоритарная избирательная система, как явствует из самого названия, основывается на принципе большинства. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. В зависимости от вида большинства различаются разновидности мажоритарной избирательной системы. Она может быть трёх видов: мажоритарная система относительного большинства; мажоритарная система абсолютного большинства; мажоритарная система квалифицированного большинства.
Мажоритарная избирательная система относительного большинства весьма распространена в современном мире(Великобритания, США, Индия). Для неё характерно:
1)Избирательные округа, как правило одномандатные;
2)Не устанавливается порог обязательного участия избирателей.Например в Англии, если на выборы явился один избиратель и проголосовал, то выборы считаются состоявшимися;
3) Кандидат избирается наименьшим количеством голосов, поскольку избранным считается кандидат, получивший просто больше голосов избирателей, чем другие;
4) Голоса, поданные за проигравших кандидатов, пропадают.
Мажоритарная избирательная система относительного большинства имеет как свои достоинства, так и недостатки. Эта система всегда результативна (в этом её плюс), но она малопредставительна (в этом её основной минус). Достоинство этой системы в том, что она способствует созданию стойкого парламентского большинства и стабильного однопартийного правительства, но одновременно не допускает в парламент мелкие партии, даёт искажённое представление о действительном политическом влиянии партий и отдельных кандидатов. Мажоритарная избирательная система стимулирует двухпартийность (как, например, в Великобритании, США).
Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, в отличие от мажоритарной избирательной системы относительного большинства:
1)Устанавливает порог участие избирателей в голосовании. Если он не достигнут, выборы считаются не состоявшимися;
2)Избранным считается кандидат, за которого подано более половины голосов избирателей (50%+1 голос).
Большинство исчисляется от общего числа зарегистрированных избирателей или от общего числа поданных голосов либо от общего числа поданных действительных голосов.
Достоинство этой системы в том, что она представительна, так как избирается кандидат, поддержанный действительным большинством голосов избирателей. Её недостатки в том, что:
1)Она не всегда результативна. Предполагает систему туров голосования;
2)Как и в избирательной системе относительного большинства, голоса, поданные за проигравших кандидатов, пропадают;
3)Может искажать реальную картину голосования избирателей.
Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства имеет в своей основе, как и предыдущие системы, принцип большинства, но это большинство квалифицированное. Для избрания депутатов по этой системе требуется 2/3, или 60-65%, голосов избирателей. Такое большинство трудно набрать. Поэтому эта избирательная система применяется сравнительно редко (в Италии до 1993 г., в Чили). Эта система высокопредставительна, но малорезультативна.
Пропорциональная избирательная системавпервые была применена в Бельгии в 1889г.
Пропорциональная избирательная система отличается тем, что она основывается не на принципе большинства, как мажоритарная система, а на принципе пропорциональности между количеством голосов избирателей, поданных за политическую партию, и числом получаемых ею депутатских мандатов.
Пропорциональная избирательная система – это чисто партийные выборы, по партийным спискам. Избиратель голосует за список той или иной политической партии в целом, а не за конкретного кандидата. Последнее не исключается при допущении преференциального голосования (преференциальное голосование – личное предпочтение избирателя конкретному кандидату в партийном списке, выраженное определённым знаком).
Пропорциональная избирательная система – прямой путь политический партий в органы власти. Эта система благосклонна к мелким партиям, но не мельчайшим. Она создаёт правовые возможности для развития многопартийности.
Пропорциональная избирательная система имеет свои способы и методы определения пропорциональности. Каждый способ ставит цель добиться максимально возможной пропорциональности.
Одним из таких способов является избирательная квота. Избирательная квота – это наименьшее количество голосов избирателей, необходимое для получения одного депутатского мандата.
В ряде стран кроме избирательной квоты в пропорциональной избирательной системе применяется избирательная оговорка (заградительный барьер). Избирательная оговорка – это определённый процент голосов избирателей, который необходимо набрать политической партии, чтобы быть допущенной к распределению депутатских мандатов. Её цель –отсечь от получения депутатских мандатов представителей мелких партий, дабы не допустить чрезмерной многофракционности парламента и как следствие нестабильное правительство.
Смешанная избирательная система — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Её суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.
На основе смешанной избирательной системы в России до 2007 года проходило формирование Государственной Думы: 225 депутатов избирались по мажоритарной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе.
Признаки суверенитета.
Признаки суверенитета:
1) Территориальная целостность
2) Верховенство законодательства государства на его территории
3) Наличие собственной экономической базы
4) Наличие собственной избирательной системы, право проводить республиканские и (или) местные референдумы
5) Наличие института гражданства
6) Установление собственного спектра (перечня) прав и свобод личности
7) Право предоставлять убежище лицам, преследуемым другими государствами за политические, религиозные и иные убеждения
8) Самостоятельность государства в решении вопросов духовного развития нации
9) Суверенное право государства, определять порядок и условия прохождения воинской службы
10) Право государства на добровольные союзы с другими государствами, и свободный выход из них
11) Наличие собственной государственной символики
12) Наличие государственных языков
13) Наличие собственной системы наград и т.д.
Формы суверенитета.
Суверенитет – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и сил верховенство, т.е. суверенитет – это верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти.
Впервые понятие суверенитета начало использоваться в 19 в., в связи с понятием “государство”, в тот период времени суверенитет означал независимость страны, и населяющего её народа. Классическое определение суверенитетабыло сформулировано Жаном Баденом, он рассматривал суверенитет как всеобщую, абсолютную и постоянную власть над гражданами и подданными в политическом обществе.
В юридической литературе выделяют три формы суверенитета:
· Народа, или народный суверенитет;
· Государства, или государственный суверенитет;
· Нации, или национальный суверенитет.
По мнению Лепёшкина суверенитет имеет отношение к народу. Национальный и государственный суверенитет – это формы проявления суверенитета народа.
Суверенитет народа, или народный суверенитет, есть первоисточник власти. Суверенитет народа означает народовластие, полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами, обеспечивающими реальное участие всех социальных групп и слоёв в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа основан на признании всего населения той или иной страны источником политической власти. Власть народа осуществляется в трёх формах: государственной, общественной и власти местного самоуправления.
Народ осуществляет государственную власть как непосредственно (референдум, выборность органов власти и т.д.), так и через представительные и иные органы власти (например, народ избирает Президента, а он формирует правительство).
Общественную власть реализуют различные объединения (партии, движения и т.д.) и группы граждан. Такая власть обязательна только для членов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия.
Власть местного самоуправления осуществляется на территории соответствующих территориальных образований (район, область)либо населением, либо сформированными им органами местного самоуправления (например, Советы депутатов различных уровней). При решении вопросов местное самоуправление ближе к общественной власти. Таким образом, во власти местного самоуправления переплетаются общественные и государственные начала.
Принцип народовластия нашёл отражение в Конституции РБ и в международных документах. В соответствии со ст.3 Конституции “единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией”.
Народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако, первый может быть реализован лишь при условии существования второго.
Суверенитет – даёт возможности отличить государство от других публично-правовых союзов и ограничить сферу властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств.
Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за её пределами, в международном общении.
Суверенитет государственной власти проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости.
Государственный суверенитет имеет две формы проявления: внутреннюю и внешнюю. Во внутренней сфере он проявляется в верховенстве государственной власти и её единстве.
Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной и государственной жизни.
Верховенство государственной власти означает, что на территории страны только государство выступает в качестве полноправного представителя народа и никакая другая власть не может с ней конкурировать.
Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.
Единство государственной власти предполагает, что к ведению РБ относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией РБ.
Суверенитет государства осуществляют только высшие органы государственной власти, те, власть которых распространяется на всю территорию страны (Президент, Парламент, Правительство, суды).
Независимость государственной власти внутри страны проявляется в том, что только государственная власть имеет исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный строй. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право государственных органов действовать в пределах своей конституционной компетенции.
Нормы конституционного права неразрывно связывают не только понятия государственной власти и народовластия, но и национального суверенитета.
Национальный суверенитет – это право нации определять характер своего бытия, решать вопросы как внутренние (язык, обычаи, традиции), так и вопросы касающиеся её взаимоотношений с другими нациями и народностями.
Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне.
Нацией является историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территорий, экономических связей, языка, культуры.
В политической системе РБ все три формы суверенитета не только присутствуют, но и взаимодействуют между собой. Так, в соответствии с ч.1 ст.14 Конституции “государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов”.
Таким образом, все три формы суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. Вместе с тем эта самостоятельность носит в определённой мере условных характер, поскольку составные части суверенитета не могут существовать в отдельности друг от друга. Это составные части единого целого. Что касается народного суверенитета как осуществления всей полноты власти народом, то его можно считать предпосылкой суверенитета государственного и суверенитета национального. В то же время реализация народного суверенитета в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, так как только в этом случае воле народа придаётся государственно-обязательная сила. В свою очередь реализация национального суверенитета должна сочетаться с учётом интересов и настроений граждан всех национальностей, проживающих на территории страны, а не только титульного этноса.
90.Выборы депутатов Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь в составе 110 депутатов выбирается на четыре года.
Выборы депутатов Палаты представителей проводятся по одномандатным избирательным округам. Кандидат в депутаты может баллотироваться только по одному избирательному округу.