Статья 58. Председательствующий в заседании

Председательствующий в заседании Конституционного Суда Российской Федерации руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.
Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Конституционным Судом Российской Федерации в том же заседании.

Комм. Х.Б.Шейнин

1. Рассмотрение дела в судебном заседании — главная стадия конституционного судопроизводства. Только здесь обращение заявителя может быть рассмотрено по существу. Именно в судебном заседании реализуются полномочия Конституционного Суда. Вся подготовительная работа к слушанию дела имеет своим назначением обеспечить Суду возможность полного и всестороннего исследования собранных материалов и вынесения решения, соответствующего требованиям Конституции и настоящего Закона. В ходе судебного заседания особенно отчетливо проявляется демократический характер деятельности Конституционного Суда. Этим предопределяется огромное значение, которое имеет руководство судебным заседанием. От председательствующего в судебном заседании во многом зависят эффективность деятельности Суда как коллегиального органа, строгое соблюдение им требований Конституции и комментируемого Закона, проведение в жизнь заложенных в них принципов независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон, всех процессуальных норм.
Задачи председательствующего в судебном заседании сложны и многообразны, но их выполнение облегчается тем, что они точно определены настоящим Законом и Регламентом Конституционного Суда. Основные обязанности и права председательствующего в судебном заседании изложены в ч.1 настоящей статьи, о них говорится и в ряде других статей (ст.ст. 49, 54, 55, 57, 59 и др.).
2. Председательствующим в пленарном заседании является Председатель Конституционного Суда либо лицо, исполняющее его обязанности, или судья, которому Председатель поручил ведение судебного заседания при рассмотрении данного дела.
Председательствующий при рассмотрении дела в палате — судья, которому палата поручила исполнение этой обязанности. В §8 Регламента закреплено правило, согласно которому критерии и порядок очередности исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяются на заседании палаты.
Председательствующий в судебном заседании пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие судьи, но как председательствующий имеет дополнительные обязанности и права.
3. Для обеспечения установленного порядка разбирательства необходимо, чтобы этому порядку сам председательствующий строго следовал и требовал того же от всех участников процесса.
Особое значение имеет строгое соблюдение положений настоящего Закона о равенстве прав судей и коллегиальном принятии решений. Закон придает большое значение фиксации хода заседаний Конституционного Суда, реквизитам протокола, порядку ознакомления с ним, контролю за ведением протокола со стороны председательствующего. Правила, касающиеся фиксации хода и результатов судебного разбирательства, определены ст.59 Закона (см. комментарий к ней) и Регламентом Конституционного Суда.
4. Обязанность устранять из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу, дает, в частности, возможность председательствующему прервать выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не относящихся к разбирательству. Это необходимо, так как ненужная информация лишь мешает достижению истины. Однако в соответствии со ст.62 (см. комментарий к ней) объяснение стороны выслушивается в полном объеме.
5. Руководя заседанием, председательствующий, исходя из принципа равенства прав судей, не должен ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса, снимать вопросы, заданные судьями участникам процесса, комментировать высказывания и вопросы судей. В свою очередь судьи в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего (§36 Регламента).
6. Выступление участника процесса без разрешения председательствующего или не в то время, когда оно запланировано, является самовольным нарушением последовательности выступлений. В этих случаях председательствующий должен сразу же лишить выступающего слова, что не исключает возможности последнего выступить в другие моменты процесса.
7. Вопрос о том, были ли использованы выступающим грубые или оскорбительные выражения, решается председательствующим на основе общепринятых норм морали. В этих случаях председательствующий лишает выступающего слова без предварительного предупреждения, т.е. не дожидаясь повторного нарушения.
8. Под провозглашением преследуемых по закону утверждений и призывов понимаются такие, которые противоречат Конституции, образуют составы каких-либо правонарушений: например, распространение порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина сведений (ст.152 ГК); клевета или оскорбление (ст.ст. 130 и 131 УК), призыв к насильственному изменению конституционного строя (ст.70 УК).
9. Правила, содержащиеся в ч.2 комментируемой статьи, являются гарантией от произвольных действий председательствующего. Обоснованность возражений участников процесса против распоряжений и действий председательствующего оценивается другими судьями; распоряжение председательствующего может быть пересмотрено ими. Пересмотр может быть осуществлен по предложению участника процесса, высказавшего возражение, и любого из судей, участвующих в рассмотрении дела.





руководит подготовкой пленарных заседаний КС РФ, созывает их и председательствует на них;

• вносит на обсуждение КС РФ вопросы,подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

• представляет КС РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию КС РФ выступает от его имени;

• осуществляет общее руководство аппаратом КС РФ, представляет на утверждение КС РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата КС РФ, а также Положение о Секретариате КС РФ и структуре аппарата;

Наши рекомендации