Полнота и всесторонний характер разбирательства.

Подготовка к разбирательству и само разбирательство направлены на полноту и всесторонность рассмотрения дела, определяемого компетенцией органа конституционного контроля и надзора. Полнота и всесторонность изучения материалов дела обеспечивают объективность итогового решения.

Все принципы конституционного судопроизводства направлены на обеспечение полноты и всесторонности разбирательства, на вынесение объективного решения в полном соответствии с требованиями конституции и закона (законов) о конституционном правосудии. Принцип состязательности в конституционном судопроизводстве не означает исключения какой-либо инициативы конституционного суда и судей по реализации принципа полноты и всесторонности разбирательства дела.

Всесторонность исследования обстоятельств заключается в исчерпывающем познании всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания и имеющих значение для дела. Всесторонности исследования содействуют выдвижение и проверка всех возможных версий, ибо они определяют направление расследования, предотвращают односторонность и обеспечивают правильный ход доказывания.
Полнота - это требование, обращенное к исследованию доказательств. Она означает получение необходимой совокупности доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу. В ходе расследования и рассмотрения дела полнота собранных доказательств может быть разной. Однако она должна быть такой, чтобы обеспечить необходимую совокупность доказательств для принятия решения.
Объективность- это подход к исследованию обстоятельств и доказательств по делу. Она представляет собой непредвзятое, беспристрастное исследование как уличающих, так и оправдывающих, как отягчающих, так и смягчающих вину обвиняемого обстоятельств. В целях обеспечения незаинтересованности закон определяет условия, при которых исключается возможность участия в деле судьи или присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика

15. Конституционный Суд РФ в системе высших органов государственной власти: его самостоятельность и независимость, официальные символы и местопребывание.

Конституционный Суд— судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства

Особое место Конституционного Суда Российской Федерации определяется его ролью в обеспечении конституционного контроля

Конституционный Суд Российской Федерации, – гласит ст.1 Закона – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Приведенная формулировка, определяющая место и роль Конституционного Суда в системе органов государственной власти, позволяет сделать вывод о двойственном характере его правовой природы.
С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, составной частью судебной власти и с учетом его полномочий применяет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права. С другой – Конституционный Суд, как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст.10 Конституции Российской Федерации), в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность других ветвей власти (законодательной, исполнительной), на установление объема их полномочий.

Об уникальности Конституционного Суда РФ говорит и то, что это единственный орган, в прямую обязанность которого входит «...подчинение политики праву, политических акций и решений - конституционно-правовым требованиям и формам». Роль Конституционного Суда в политическом процессе громадна. В то же время Конституционный Суд призван решать исключительно вопросы права и не при каких обстоятельствах не должен отдавать предпочтение политической целесообразности, пытаться оценивать чьи бы то ни было практические действия вне их правовых форм.

Кроме того, выделить Конституционный Суд РФ из судебной системы позволяет как круг его полномочий, указанных в Конституции РФ, так и общеобязательная сила его решений.

Согласно Конституции РФ, Конституционный Суд по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, и иных субъектов, перечисленных в Конституции, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации. Данные полномочия Конституционного Суда РФ говорят о возможности его существенного влияния на решения самых высших государственных органов, вплоть до их отмены путем признания решений неконституционными, что само по себе уже говорит о высоком статусе Конституционного Суда РФ. В данной связи нельзя не отметить, что сами вышеуказанные органы, в свою очередь, лишены законной возможности непосредственно влиять на решения Конституционного Суда РФ, за исключением случаев возможного внесения изменений в Конституцию РФ.

Согласно Конституции РФ, Конституционный Суд разрешает также дела о соответствии Конституции РФ конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Наделение Конституционного Суда РФ данным полномочием подтверждает особый статус Конституционного Суда РФ не только в системе федеральных органов власти, но и в системе органов власти субъектов Российской Федерации, возможность существенного вмешательства им в региональное законодательство с целью исключения неконституционных положений.

Такой широкий спектр возможностей непосредственного влияния на правовое поле государства и на деятельность органов государственной власти не предоставлен Конституцией РФ ни одной другой из ветвей власти, включая и Федеральное Собрание РФ, законопроекты которого проходят сложную процедуру принятия и во многих случаях (особенно это было заметно до выборов в Государственную Думу РФ в декабре 2003 года) так и остаются непринятыми.

В соответствии с пунктом 3 статьи 125 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Рассмотренная функция Суда не только подтверждает мнение автора, выделяющего Конституционный Суд РФ из всей судебной системы, но также позволяет говорить о нем в определенном смысле как об органе, нередко стоящем над всей системой высшей власти России. В данном случае Суд выступает в качестве высшего арбитра государственной власти Российской Федерации, что само по себе носит беспрецедентный характер. В связи с этим интересно отметить, что Конституционный Суд, который формируется избранной властью, не ответственен и не подотчетен ей.

И, наконец, важнейшим полномочием Конституционного Суда РФ является рассмотрение дел по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. В данной связи нельзя не отметить то, что на первый взгляд аналогичные дела рассматривают и другие судебные инстанции. Однако статус и сила решений Конституционного Суда РФ, круг рассматриваемых вопросов, возможности по непосредственному исключению из правового поля России неконституционных законов и т.д., свидетельствуют о неправомерности подобного мнения


Рассматривая осуществление правосудия как важнейшую составную часть судебной власти, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года закрепил важнейшие принципы конституционного судопроизводства.
Независимость. Судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и упомянутым федеральным конституционным законом.
В своей деятельности судьи Конституционного Суда выступают в личном качестве и не представляют какие бы то ни было государственные, общественные органы, политические партии и движения, государственные, общественные, иные предприятия, учреждения, организации, должностных лиц, государственные и территориальные образования, нации, социальные группы.
Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений по ним производится Конституционным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается в случаях, когда это необходимо для обеспечения охраняемых законом тайны, безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы, кроме тех, которые ранее были представлены судьям и сторонам.
Язык судопроизводства. Производство в Конституционном Суде ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать показания на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.

Независимость конституционного суда является одним из основных принципов его бытия и функционирования. Конституционный суд никому не подотчетен и не подконтролен. Он независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других государственных органов. Компетенция, структура и организация деятельности конституционного суда имеет целью обеспечение его самостоятельности и независимости в системе как высших органов государственной власти, так и высших судебных органов. Это организа-ционный момент самостоятельности и независимости конституционного суда

Независимость Конституционного Суда Российской Федерации, ее гарантии. В соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом (очевидно, что в том числе и с учетом индексации & результате инфляции, роста цен).

Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Местоположение: Санкт-Петербург, Сенатская площадь д.1 Бывшее место пребывания Конституционного Суда, сейчас — представительство в Москве

Настоящее место пребывания Конституционного Суда — Санкт-Петербург, бывшее здание Сената и Синода (почтовая марка 2011 г.)

С предложением о переносе Суда из Москвы в Санкт-Петербург выступил в октябре 2005 г. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов[9].

В декабре 2005 г. Управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин также не исключил возможности переезда[10].

24 декабря 2005 года идею об этом поддержал Владимир Путин[11].

22 марта 2006 года Госдума приняла в первом чтении закон «о переезде»

официальные символы, призванные отобразить самостоятельность данного органа, независимость, равенство с иными высшими органами власти, а также привить уважение к Конституционному Суду. К общим символам Конституционного Суда РФ относятся: размещение Государственного флага на здании, где располагается Суд, а также в зале его заседаний. Кроме того, в зале заседаний находятся изображение Государственного герба и текст Конституции. К специальным символам относятся: облачение судей в мантии, а также наличие у них нагрудных знаков.

Наши рекомендации