Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации(ФЗ О КС РФ)

В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда Российской Федерации; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации; требования к работникам аппарата Конституционного Суда Российской Федерации; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

1. Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный конституционный закон являются основными правовыми актами, регламентирующими полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда. В то же время ч.4 ст.3 Закона предусматривает, что по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда. Как следует из ст.28, Регламент принимается на основе Конституции и настоящего Федерального конституционного закона. В ст.28 конкретизируется предмет регулирования Регламентом, хотя и не исчерпывающе. Отсылки к Регламенту содержатся также в ст.ст. 20, 24, 27, 46, 59 Закона.
2. Юридическая природа Регламента обусловливается тем, что он принимается не законодателем, а самим Конституционным Судом в силу делегированного ему настоящим Законом полномочия. Регламент неразрывно связан с Конституцией и Законом о Конституционном Суде, призван конкретизировать, развивать, дополнять нормы Закона о конституционном судопроизводстве, об организации работы Суда и его аппарата, ограничен предметом регулирования, определенным Законом, касается только вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда.
Регламент Конституционного Суда является таким нормативным правовым актом, предписания которого обязательны для участников процесса — сторон, их представителей, свидетелей, экспертов, переводчиков, всех участвующих или присутствующих в заседаниях Конституционного Суда, для всех подразделений и сотрудников аппарата Конституционного Суда. Регламентом призваны руководствоваться, естественно, и судьи Конституционного Суда.
Формирование и развитие на основе Конституции и Закона регламентских норм происходят в ходе повседневной практики кон ституционного судопроизводства, ее обобщения, критической оценки. Эти нормы могут уточняться, оперативно исправляться, изменяться, чтобы обеспечивать наиболее эффективную организацию деятельности Конституционного Суда, осуществления им своих полномочий.
Первые регламентские нормы создавались Конституционным Судом при рассмотрении конкретных дел. Так, при проверке конституционности указов Президента России, касавшихся КПСС и КП РСФСР, Конституционный Суд в сентябре-октябре 1992 года принял ряд решений относительно процедуры заслушивания экспертов, представителей сторон, заключительных речей сторон (См.: Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1993. №4-5.С.21-24,30-32,34-36.). Не дожидаясь окончательной доработки на основе практики Регламента, Конституционный Суд, чтобы восполнить пробелы в конкретном урегулировании процессуальной и организационной сторон деятельности Суда, утвердил 24 марта 1993г. Временный регламент на базе прежнего Закона о Конституционном Суде.
Принятие Конституции 1993 года и Федерального конституционного закона о Конституционном Суде, внесших много нового в процесс конституционного правосудия и организацию Суда, предопределило принятие 1 марта 1995г. нового Регламента Конституционного Суда Российской Федерации.
Он состоит из 10 глав и 70 параграфов, объединенных в четыре раздела. По названиям разделов и глав можно судить о его содержании:
Раздел первый. Организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Глава I. Избрание Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда. О полномочиях Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.
Глава II. Формирование персонального состава палат Конституционного Суда.
Раздел второй. Предварительное рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд.
Глава III. Общие положения.
Глава IV. Принятие обращений к рассмотрению, подготовка и назначение дел к слушанию.
Раздел третий. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда.
Глава V. Общие положения.
Глава VI. Итоговое решение Конституционного Суда. Раздел четвертый. Организация деятельности Конституционного Суда по другим вопросам.
Глава VII. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда.
Глава VIII. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда.
Глава IX. Иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.
Глава X. Заключительные положения.
3. Регламент принимается в пленарном заседании Конституционного Суда. Только в пленарном заседании можно вносить изменения и дополнения в Регламент (п.3 ч.3 ст.21 настоящего Закона). Предложения об изменении и дополнении Регламента вправе вносить любой судья Конституционного Суда, а также Секретариат Конституционного Суда. При этом необходимо представить соответствующие обоснования (§70 Регламента Конституционного Суда).
Закон прямо не указывает на то, что Регламент Конституционного Суда должен быть опубликован, а также на порядок его опубликования. Однако исходя из того, что одним из основных принципов деятельности Конституционного Суда является гласность (ст.ст. 5, 31 Закона), предопределяющая требование ст.78 об опубликовании его решений, Регламент Конституционного Суда подлежит обязательному опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях. Это обеспечит ознакомление с Регламентом не только тех, кому он прямо адресован, но и других органов, организаций и лиц, любого гражданина.





Наши рекомендации