Создание и основные этапы деятельности Конституционного Суда РФ
Конституционный Суд РФ — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его высшая и главная задача — обеспечение защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод личности, верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны. Указанный закон не только определил цели, задачи, структуру и компетенцию суда, но и основы конституционного судопроизводства.
Создание в России Конституционного Суда явилось не только важным, но и абсолютно необходимым новым шагом вперед в развитии ее конституционного строя. Царская Россия, почти не знавшая конституции, не имела и не могла иметь подобного органа. В СССР было две попытки его создания. В 1923 г. ограниченные функции конституционного надзора были возложены на Верховный Суд СССР. Но он не был независимым органом, а состоял "при Центральном Исполнительном Комитете Союза ССР", не имел права осуществлять надзор за конституционностью актов высших органов власти, включая Правительство СССР, не выносил окончательных решений, а только вносил свои заключения и представления в органы государственной власти СССР и союзных республик по поводу нарушений и Конституции СССР, и законов. Защите прав граждан уделялось недостаточно внимания. В 1929 г. и этот весьма ограниченный судебный надзор за законностью был упразднен, ибо не укладывался в систему крепнувшей тоталитарной власти.
Идея создания полноправного и независимого судебного конституционного контроля неоднократно выдвигалась впоследствии, особенно в 60 - 80-е годы. Вторая попытка его создания была предпринята в 1989 г., когда Съездом народных депутатов СССР был учрежден Комитет конституционного надзора (ККН) СССР. На ККН была возложена проверка на соответствие Конституции СССР, а также и обычным законам не только нормативных актов высших органов государственной власти, но и их проектов, внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.
ККН мог, установив такое несоответствие, рекомендовать издавшим или подготовившим соответствующие акты органам устранить его, а в случае отказа - переносить вопрос об исправлении или отмене таких актов в Верховный Совет, в Совет Министров или даже на Съезд народных депутатов, за которыми оставалось окончательное решение. Запрещалось какое-либо вмешательство в деятельность ККН. Вскоре ему было предоставлено право принимать окончательные решения по вопросам конституционных прав человека и гражданина, и ряд таких решений был принят (например, были признаны неконституционными разрешительная прописка, насильственное помещение лиц, не совершивших правонарушений, в лечебно-трудовые профилактории и т.д.). Но все же ККН не был полноценным судебным органом и эффективность его деятельности была невысокой. Его существование прекратилось с распадом СССР в декабре 1991 года. Предусмотренные союзным законом о ККН и законами некоторых республик аналогичные ККН союзных и автономных республик так и не были созданы. Но в России, становившейся суверенным государством, необходимость создания Конституционного Суда была признана еще до распада СССР, а именно в 1990 - 1991 гг., когда под влиянием идей разрабатывавшегося Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РСФСР проекта новой Конституции России положения о Конституционном Суде были включены в действовавшую тогда Конституцию РСФСР 1978г.
Создание Конституционного Суда в России началось с разработки и установления его конституционных основ. Первый реальный шаг в этом направлении был сделан вторым внеочередным Съездом народных депутатов РСФСР, который 15 декабря 1990 г. включил в действовавшую Конституцию РСФСР 1978 г. положение о том, что Съезд народных депутатов РСФСР избирает Конституционный Суд РСФСР и определяет порядок его избрания и деятельности в законе. Затем - 24 мая 1991 г. - четвертый Съезд народных депутатов РСФСР дополнительно включил в текст этой Конституции положения о Конституционном Суде РСФСР как части судебной системы, как высшем судебном органе конституционного контроля, осуществляющем судебную власть в форме конституционного судопроизводства и состоящем из 15 судей.
В соответствии с этими положениями Конституции 12 июля 1991 г. пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР принял Закон о Конституционном Суде РСФСР, в котором были подробно урегулированы порядок избрания и статус судей, основные принципы его деятельности, особенности рассмотрения отдельных категорий дел и др.
За этим последовало избрание 30 октября 1991 г. пятым (внеочередным) Съездом народных депутатов РСФСР Конституционного Суда РСФСР в составе 13 судей (две судейские должности оставались вакантными). Были избраны: Э.М.Аметистов, Н.Т.Ведерников, Н.В.Витрук, Г.А.Гаджиев, В.Д.Зорькин (Председатель Конституционного Суда с 1 ноября 1991 г. до 5 октября 1993 г.), А.Л.Кононов, В.О.Лучин, Т.Г.Морщакова, В.И.Олейник, Ю.Д.Рудкин, Н.В.Селезнев, О.И.Тиунов, Б.С.Эбзеев. Вскоре Конституционный Суд начал свою деятельность - сначала организационную (избрание руководства Конституционного Суда, формирование его аппарата, подготовка и принятие Временного регламента его работы и т.д.), а затем - с января 1992 г. - и осуществление конституционного правосудия.
Полномочия, полученные Конституционным Судом Российской Федерации на этом первом этапе его развития, охватывали разрешение дел о конституционности законов и иных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, правоприменительной практики, а также о конституционности политических партий и общественных объединений. Суд был управомочен разрешать споры о компетенции между органами государственной власти. Кроме того, в полномочия Конституционного Суда были включены: дача заключений об отрешении от должности ряда должностных лиц Российской Федерации и ее субъектов, право законодательной инициативы, ежегодное направление парламенту Российской Федерации послания о состоянии конституционной законности в России (подлежавшего срочному рассмотрению) и т.д.
Начало судебной деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. В 1992 - 1993 годах Конституционным Судом Российской Федерации было рассмотрено 30 дел. Из них 22 - по ходатайствам государственных органов или групп парламентариев и 8 - по индивидуальным жалобам граждан. Конституционный Суд признал полностью или частично неконституционными 2 постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации, 9 законов и постановлений Верховного Совета Российской Федерации, 5 указов Президента Российской Федерации, 2 постановления Совета Министров Российской Федерации, 4 акта органов государственной власти республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд делал эти первые шаги в своей деятельности в условиях возникшего и обострившегося в 1993 г. кризиса власти, который привел, в частности, к временному прекращению судебной деятельности Конституционного Суда. Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным в его Указе от 21 сентября 1993 г. ¦ 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" Конституционному Суду было предложено не проводить заседаний. Одновременно была прервана деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Были введены в действие временные положения о федеральных органах власти, о выборах Государственной Думы.
Обосновывая эти меры, выходящие за пределы нормальной конституционной практики, Президент Российской Федерации в Указе ссылался на то, что руководство Верховного Совета остановило процесс конституционной реформы, противодействовало социально-экономическим реформам, попирало волю народа, выраженную на выборах и на референдуме 25 апреля 1993 г., разрушало основы конституционного строя Российской Федерации (народовластие, разделение властей, федерализм), создавая тем самым угрозу тяжких последствий для страны.
Конституционный Суд Российской Федерации был в числе тех органов государственной власти, которые не согласились с Указом ¦ 1400. В связи с этим перерыв в судебной деятельности Конституционного Суда был продлен. Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. было постановлено не созывать заседания Конституционного Суда до принятия новой Конституции Российской Федерации, сохранить за судьями Конституционного Суда законные права и гарантии, обеспечить деятельность судей и аппарата Конституционного Суда по подготовке предложений об организационно-правовых формах конституционного правосудия, по подготовке необходимых материалов по находящимся в производстве Конституционного Суда делам для последующего их рассмотрения.
В течение этого времени судьи и сотрудники Конституционного Суда активно участвовали в работе Конституционного Совещания, готовившего проект новой Конституции Российской Федерации, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. одновременно с выборами нового парламента - Федерального Собрания, и в подготовке проекта нового Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Конституция Российской Федерации упоминает о Конституционном Суде Российской Федерации в трех группах своих предписаний: в ст. 125, специально посвященной Конституционному Суду Российской Федерации, в статьях 82, 83, 93, 100, 102, 104, 128, касающихся, в частности, некоторых отдельных черт его статуса, в статьях 118 - 124, где речь идет об общих принципах судоустройства, относящихся также и к Конституционному Суду Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" определил Конституционный Суд как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Общее законное число судей Конституционного Суда было увеличено до 19. В связи с этим были дополнительно назначены судьями Конституционного Суда в 1994 г. Ю.М.Данилов, В.А.Туманов, В.Г.Стрекозов, О.С.Хохрякова, В.Г.Ярославцев, в 1995 г. - М.В.Баглай, а после ухода в отставку В.А.Туманова и Н.Т. Ведерникова и смерти Э.М. Аметистова и В.И. Олейника на образовавшиеся вакансии были назначены: в 1997 г. - Л.М.Жаркова, в 1998 г. - А.Я.Слива, в 1999 г. - Г.А.Жилин, в 2000 г. - Н.С. Бондарь. Было предусмотрено создание двух палат Конституционного Суда. Из его компетенции была исключена проверка конституционности политических партий и других общественных объединений, а также правоприменительной практики, но на Конституционный Суд были возложены такие полномочия, как дача общеобязательного толкования Конституции Российской Федерации, проверка соблюдения порядка выдвижения Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в совершении тяжкого преступления, а также была предусмотрена и возможность установления дополнительных полномочий Конституционного Суда, что было сделано, в частности, Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации". Конституционный Суд разработал и утвердил свой Регламент, регулирующий внутреннюю деятельность Конституционного Суда.
Компетенция. Конституция Российской Федерации установила в статье 125 четыре группы полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Это проверка конституционности законов, иных правовых нормативных актов и договоров, осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов); разрешение споров о компетенции; толкование Конституции Российской Федерации; дача заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или в другом тяжком преступлении. Кроме того, Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" 1995 г. ввел новое полномочие Конституционного Суда Российской Федерации - проверять по запросу Президента Российской Федерации до назначения референдума соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в отношении инициативы референдума.
Структура. Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и в заседаниях палат, одна из которых состоит из 10, а другая - из 9 судей. В пленарных заседаниях Конституционный Суд вправе рассмотреть любой вопрос, но некоторые дела подлежат рассмотрению и разрешению только в пленарных заседаниях (дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов других субъектов Российской Федерации; о толковании Конституции Российской Федерации; дача заключения о соблюдении порядка выдвижения против Президента Российской Федерации обвинения в тяжком преступлении, принятие послания Конституционного Суда, решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой по вопросам ведения Конституционного Суда, избрание Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судьи-секретаря; формирование персонального состава палат, принятие Регламента и др.). Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда избираются на три года тайным голосованием большинством от общего числа судей. В заседаниях палат рассматривается и разрешается большинство дел, входящих в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации. Заседания проходят под председательством одного из судей - членов палаты в порядке установленной очередности. Председатель Конституционного Суда руководит подготовкой его пленарных заседаний и председательствует на них, вносит на рассмотрение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению на заседаниях, представляет Конституционный Суд перед государственными органами, общественными объединениями и т.д. В Регламенте Конституционного Суда устанавливаются порядок определения состава палат, распределения дел между ними, определение очередности их рассмотрения, некоторые правила процедуры заседаний, делопроизводства в Суде, требования к работникам аппарата Конституционного Суда и др.
Новейшая история
Текущее десятилетие стало временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы Конституционного Суда. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. А в марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи Конституционного Суда перестали быть ограничены определенным сроком. Согласно новым положениям закона судьи исполняют свои полномочия со дня назначения на должность и до достижения ими семидесятилетнего возраста.
Следующие изменения законодательной основы осуществления конституционного правосудия имели место зимой 2007 года. Статья 115 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», устанавливающая место постоянного пребывания Конституционного Суда, была изложена в следующей редакции: «Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург».
Указанная поправка вступила в силу 5 февраля 2007 года, а уже с 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.
Новое совершенствование Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» произошло в июне 2009 года. Законодатель предусмотрел новый порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей, которых стало два, так как вместо должности судьи-секретаря была введена должность второго заместителя Председателя Конституционного Суда. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.
Большой блок изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» был принят в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства. В частности, Конституционный Суд получил возможность, при определенных условиях, разрешать дела без проведения слушаний. Это позволило Суду, сократив сроки рассмотрения ряда категорий дел, повысить оперативность и эффективность защиты нарушенных прав и свобод граждан Российской Федерации.
В 2014 году была расширена компетенция Конституционного Суда в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также в сфере разрешения коллизий между российским законодательством и международными правовыми актами в их интерпретации межгосударственными органами по защите прав и свобод человека. Изменения 2010 и 2014 годов также затронули правовое регулирование ряда процедурных вопросов деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в части реализации права граждан и их объединений на обращение в Суд.