Правовой статус правительства Италии
Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти Италии. Официальное его название — Совет министров. В состав правительства входят председатель Совета министров (глава правительства) и министры.
Президент Италии назначает председателя Совета министров и, по его предложению, министров. Глава государства учитывает при этом расстановку политических сил и итоги парламентских выборов. Италия — парламентская республика и поэтому правительство должно получить доверие обеих палат парламента — палаты депутатов и сената. Абсолютное большинство послевоенных правительств было образовано на коалиционной основе.
Не позднее 10 дней после сформирования Совета министров его правительственная программа представляется палатам для получения вотума доверия. Существенной особенностью Италии является то, что верхняя палата непосредственно участвует в формировании правительства.
Совет министров широко использует право законодательной инициативы в парламенте. Существует институт делегированного законодательства, при котором правительство непосредственно осуществляет законодательные полномочия по поручению или с согласия парламента.
Согласно Конституции Италии (ст. 76) актами делегированного законодательства являются законодательные декреты. Конституцией установлены определенные рамки для передачи полномочий парламента. Во-первых, адресатом делегирования может быть только правительство; во-вторых, передача законодательных полномочий парламента ограничена во времени и кругом вопросов; в-третьих, парламент определяет руководящие критерии и принципы, которым должно следовать правительство в своей деятельности.
Совет министров не может издавать декреты-законы по конституционным и избирательным вопросам, вопросам ратификации международных договоров, установления бюджета и сметы расходов. На практике декреты-законы довольно часто использовались для осуществления серьезных реформ организационного характера — создания Министерства природного и культурного достояния, регламентации государственной службы, упразднения и введения штатных должностей преподавателей университетов.
Правительство издает многочисленные подзаконные акты в сфере компетенции органа публичной администрации, подлежащие регистрации в установленном порядке. Для данных актов характерна определенная субординация: правительственные документы обладают верховенством по отношению к аналогичным актам, изданным другими субъектами.
Министры коллегиально ответственны за действия Совета министров, индивидуально — за деятельность своих ведомств. Голосование в парламенте одной или обеих палат против какого-либо правительственного предложения необязательно влечет его отставку.
Правительство в своей работе учитывает расстановку сил в парламенте, общественное мнение. Непопулярная политика или ошибки в деятельности исполнительной власти приводят к правительственным кризисам, утрате доверия со стороны парламента. Так, в 1947—1995 гг. в Италии было 53 правительственных кризиса, в результате которых сменилось 48 правительств.
Полномочия председателя Совета министров весьма обширны. Он руководит работой правительства, координирует деятельность министерств.
По законодательству существует ограниченный иммунитет членов правительства.
В 1988 г. был принят закон о Совете министров, определяющий в соответствии с конституционными нормами статус, структуру правительства и полномочия министров.
Конституционный суд Италии
В послевоенный период после длительных дискуссий в Италии был создан Конституционный суд, который рассматривается не как орган правосудия, а как специальный контрольный орган и гарантия реализации Основного Закона.
Он выносит решения:
- по спорам о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей;
— спорам о компетенции между различными властями государства, между государством и областями, между областями;
— обвинениям, выдвинутым в соответствии с конституционными нормами против президента Республики.
Последним наиболее известным делом, рассматриваемым в Конституционном суде в конце 2003 г., были разбирательства по поводу соответствия Конституции закона Республики об иммунитете, обеспечивающего неприкосновенность от судебного преследования в период действия мандатов пятерым высокопоставленным руководителям государства, включая премьер-министра.
Кроме того, Конституционный суд принимает решения о допустимости требований проведения референдумов, об отмене действующих законодательных актов. В случае неясности, пробельное™ оспариваемых законодательных актов, Конституционный суд вправе включать в них «дополнительные» или «заменяющие» положения.
Конституционный суд состоит из 15 судей, причем 1/3 судейского корпуса назначает президент, 1/3 — парламент на совместном заседании палат, 1 /3 — магистратуры. Срок судейских полномочий — девять лет без права повторного переизбрания. Члены Конституционного суда отбираются среди судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы.
Должность судьи Конституционного суда несовместима с обязанностью парламентария или члена областного совета, министра, а также с занятием предпринимательской деятельностью.
В стране действуют суды общей юрисдикции, включая Кассационный суд Республики, специализированные суды, единоличных мировых судей. Административная юстиция представлена Государственным советом, который является не только судебным, но и консультативным органом. Счетный суд осуществляет предварительный контроль законности актов правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства, участвует в контроле за финансовой деятельностью корпораций.