Особенности американского федерализма

Классический федерализм в Северной Америке, постро­енный на симметрии конституционного статуса субъектов Федерации, имеет более чем двухсотлетнюю историю. От­цы-основатели американской национальной государствен­ности, преобразуя конфедерацию в федерацию, основанием будущего государственного устройства усматривали макси­мальную интеграцию самостоятельных частей государства на основе принципа «дискреционного надзора», предпола­гающего в частности, что активными участниками феде­ративных отношений должны быть не только штаты, но и в некоторых случаях граждане. Центральным элементом американского федерализма являются правомочия отдель­ных штатов определять свою собственную политическую структуру, впрочем, как и саму политику, а также воздейст­вовать на центральные (федеральные) органы государст­венной власти.

Американская федерация состоит из 50 штатов и феде­рального округа Колумбия. Под суверенитетом США нахо­дятся зависимые территории, имеющие особый статус.

При анализе американского федерализма необходимо учитывать императивный характер принципов и требо­ваний, обеспечивающих эффективное функционирование этой формы государственного строительства. К таким тра­диционным чертам относятся:

— безусловный приоритет федеральной Конституции и федеральных законов по отношению к правовым уста­новлениям штатов;

— наличие двух уровней управления (Федерации и ее субъектов), обеспечение распределения для каждого из этих уровней финансовых годовых доходов;

— одинаковый равноправный конституционный статус субъектов Федерации (отсутствие классификации штатов в соответствии с их национальным составом);

— четкое разграничение полномочий между Союзом и штатами (в основном в законодательной сфере, где ком­петенция Федерации сформулирована в виде четких полно­мочий конгресса). Причем полномочия Федерации имеют исключительный характер, а полномочия штатов — оста­точный: это вопросы принятия собственной конституции, определения региональной системы органов государствен­ной власти, административное деление, вопросы уголовного права, избирательное законодательство. Предметы исклю­чительного ведения штатов в Конституции специально не перечисляются, ими считаются вопросы, которые прямо не отнесены к ведению Федерации. Конституция США пред­полагает правовую возможность путем издания обычного закона конгрессом расширять конституционно установлен­ный круг предметов, находящихся в исключительном веде­нии (разд. 8 ст. I), что неоднократно использовалось в аме­риканской политической практике;

— конституционные гарантии территориальной целост­ности Федерации (отсутствие в Конституции права на се-цессию, т.е. на выход штата из состава Федерации (лат. secessio, от secedo — уход), подтвержденное несколькими ре­шениями Верховного суда США; отнесение решения всех вопросов, касающихся защиты целостности государства от посягательств со стороны внешних и внутренних вра­гов, исключительно к ведению Федерации: только амери­канский конгресс имеет право набирать и содержать армию, флот, издавать правила по управлению и организации воо­руженных сил, объявлять войну, определять порядок при­зыва на службу в милицию для обеспечения законов Союза, подавления восстаний и отражения вторжения на его тер­риторию противника.

Вместе с тем имеется определенное своеобразие в госу­дарственном устройстве США, обусловленное исторически­ми, географическими, этническими и иными факторами:

— выделен особый регион — федеральный округ Колум­бия, имеющий специальный статус столичного округа, в от­ношении которого согласно Конституции конгресс имеет исключительные законодательные полномочия. Такое вы­деление статуса объясняется месторасположением прави­тельства и его органов и соответственно сосредоточением важнейших финансовых и административных ресурсов, что, безусловно, ставит эту территорию в особое положение;

— присутствует достаточно широкий круг полномочий штатов в сфере собственной внутренней политики (штаты сами определяют «свой электорат», устанавливают обяза­тельные требования к прохождению партийных кандидатов на государственные посты через праймериз (первичные вы­боры); другие же штаты, в отличие от федерального зако­нодательного органа, могут создавать однопалатный парла­мент (штат Небраска), принимать законы, в соответствии с которыми суды и члены кабинета должны избираться (на федеральном уровне они назначаются); отдельные шта­ты вправе принимать законы о проведении петиционных референдумов);

— особый статус судебной системы, включающей феде­ральные суды и суды штатов.

Кроме того, установлен особый статус для неинкорпо­рированных территорий (Пуэрто-Рико, Гуам, Федератив­ные Штаты Микронезии, Виргинские острова, Восточное Самоа и т.д.). При этом следует учитывать, что, имея ста­тус ассоциированных государств, в Конституции США они не определяются как субъекты Федерации: эти так назы­ваемые примыкающие (ассоциированные) территории, как правило, имеют совещательный голос и в принципе могут прекратить или приостановить свои привилегированные отношения с Вашингтоном.


Наши рекомендации