Правовое положение президента
Реальное значение полномочий президента и его место в системе государственных органов во многом определяется установленной в государстве формой правления — президентской, парламентской или смешанной.
При парламентской форме правления, определяющей преимущественно представительский, церемониальный характер функций и роли главы государства, президент только формально утверждает или подтверждает политические (государственные) решения парламента либо правительства, но почти всегда не принимает их самостоятельно. Такое положение президента обусловлено способом его избрания — многостепенными выборами либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо специальной коллегией выборщиков, включающей депутатов национального парламента и представителей местных легислатур (Индия, Италия, Германия). Как правило, президент выдвигается политическими партиями, имеющими представительство в парламенте. Избирается он на определенный срок: в Швейцарии — на один гсд, в США — на четыре года, в Германии, Казахстане, Литве — на пять лет. Возможность переизбрания ограничена, чаще всего не более чем двумя сроками. Однако есть исключения. Так, в Республике Кирибати — небольшом островном тихоокеанском государстве — президент избирается всеобщим голосованием на четыре года с правом переизбрания не более чем на три срока.
В парламентских республиках ответственность за его деятельность возлагается на правительство, существует институт контрасигнатуры. На президента возлагается только судебная ответственность, основаниями для привлечения к которой является нарушение конституции, совершение тяжки* преступлений (умышленное нарушение закона, измена л т.д.) Признание президента виновным в соответствии с установленной процедурой влечет за собой отстранение от должности.
В целом можно констатировать ограничение фактических полномочий главы государства при парламентских формах правления, сужение его компетенции в пользу парламента и правительства. Наиболее отчетливо это проявляется при формировании правительства, где главную роль играет сам парламент, а не президент. Президент не может назначить правительство, которое не пользуется поддержкой парламентского большинства, иначе оно не получит вотума доверия парламента. Как правило, премьер-министром становится лидер партии, победившей на выборах. Если ни одна партия не имеет стабильного большинства в парламенте, то создается коалиционное правительство (Бельгия, Германия, Израиль). При неудачной попытке создать такое правительство президент с одобрения парламента назначает служебное (рабочее) правительство, задача которого — в короткий срок подготовить и провести досрочные выборы в парламент, чтобы последний создал постоянное правительство. В этом случае главе государства принадлежит право досрочного роспуска парламента, назначения внеочередных выборов.
При президентской и смешанной формах правления, напротив, «сильный» президент контролирует правительство, осуществляя исполнительную власть самостоятельно. Для стран с такими формами правления характерны прямые выборы президента всеобщим голосованием по мажоритарной системе, как правило, абсолютного большинства (страны Латинской Америки, государства — члены СНГ, Египет, Франция и т.д.). При президентской форме правления возможны и косвенные выборы президента путем голосования выборщиками (Аргентина, США). В ряде стран переизбрание президента ограничивается для одного и того же лица двумя сроками подряд (США), в других подобные ограничения отсутствуют (Египет, ряд государств Тропической Африки, некоторые государства — члены СНГ). При анализе компетенции главы государства в президентской республике следует учитывать, что система государственной власти построена на принципе разделения властей. Президент не может распустить парламент, а парламент, в свою очередь, не имеет полномочий отправить формируемое президентом правительство в отставку.
В смешанных республиках, как правило, президент по конституции объявляется только главой государства, а не главой исполнительной власти. Последняя согласно конституционным нормам принадлежит правительству (Португалия, Россия, Украина, Франция), при этом существует должность председателя правительства (премьер-министра). Членов правительства назначает президент, в отношении назначения премьер-министра могут действовать особые конституционные требования (по согласованию кандидатуры с парламентом), «силовые» министры и. министр иностранных дел непосредственно подчинены главе государства. Иными словами, фактически руководителем правительства является президент. Однако правительство несет политическую ответственность перед парламентом, де-юре являясь самостоятельным органом. Президент рассматривается как арбитр в спорах с другими властями, государственными органами.