Глава 3. Источники избирательного права

Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Россия не имеет пока значительного опыта проведения избирательных кампаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы. В ходе избирательных кампаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд.

Буквально все этапы избирательного процесса сохраняют возможность совершения нарушений, избежать которых можно только через детальное правовое регулирование. Поэтому избирательное право требует наличие четкой законодательной системы, которая могла бы регулировать различные спорные вопросы, возникающие в ходе его реализации. Избирательное законодательство обширно по своему составу. Его можно различать как по уровню нормативного регулирования выборов, так и по уровню органов, выборы в которые регулируются соответствующим законодательством.

По уровню нормативного регулирования законодательство о выборах подразделяется на федеральное избирательное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации. По уровню органов, порядок формирования которых регулируется соответствующими правовыми нормами, следует различать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти, законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, законодательство о выборах в органы местного самоуправления.

Кроме того, есть и международно-правовые документы, регулирующие избирательное право.

Первая классификация (по уровню нормативного регулирования) представляется предпочтительней, так как она более проста в понимании и позволяет избежать излишних ошибок при изучении законодательства в области избирательного права. Поэтому, подразделение избирательного законодательства на федеральное и законодательство субъектов федерации, позволяет охватить всю совокупность законодательных актов, регулирующих порядок проведения выборов в органы государственной власти всех уровней и органы местного самоуправления.

Федеральное законодательство о выборах включает, прежде всего, следующие правовые источники:

1) Конституция РФ, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы;

2) Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», включающий общие для Федерации и ее субъектов требования к порядку организации выборов, составляющие основные гарантии избирательных прав граждан. Значение этого Закона исключительно велико: акты законодательных органов государственной власти субъектов РФ о выборах в свои органы власти, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить данному Федеральному закону;

3) федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2006 г.), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции от 30.12.06 г.), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 1.12.06 г.) и «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в редакции от 12.07.06 г.);

4) Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» (в редакции от 30 декабря 2006 г.), регулирующий порядок реализации права граждан на участие в референдуме и проведения референдума;

5) другие федеральные избирательные законы;

6) указы Президента РФ, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов, например о сроках проведения выборов в Государственную Думу и др.;

7) нормативные акты Центральной избирательной комиссии и, постановления, инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов (например, о порядке формирования участковой избирательной комиссии, о порядке поступления денежных средств в избирательные фонды ипрочее);

8) конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и принимаемые ими законы, акты глав администраций и избирательных комиссий, регламентирующие порядок избрания глав администраций (президентов) и депутатов законодательных органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Конституция (Основной закон государства), обладает высшей юридической силой. Ни один закон либо другой нормативный акт, кем бы они не принимались, не могут противоречить Конституции. Конституция регулирует наиболее важные аспекты жизни общества, закрепляя основные принципы, политику государства по тем или иным вопросам. А нормы текущего законодательства уже реально регулируют соответствующие общественные отношения, строго и неукоснительно руководствуясь нормами и принципами Конституции. Конституция РФ является базовым законом для развития избирательного законодательства. В конституции закрепляется система государственных органов, формируемых на основе выборов (органы государственной власти и органы местного самоуправления), а так же провозглашаются основополагающие принципы, на которых должно базироваться избирательное законодательство, регулируются основные вопросы, связанные с избранием Президента РФ, Государственной Думы РФ и других. В Конституции закреплено, что свободные выборы (наряду с референдумом) являются высшим непосредственным выражением власти народа, а соответственно определены избирательные права российских граждан.

Особую нишу составляют Указы Президента Российской Федерации. Характер указов, принимаемых Президентом по вопросам, входящим в сферу избирательного права, разнообразен. В частности, можно выделить указы, принимаемые Президентом в связи с осуществлением им своих конституционных полномочий. Так, например, в соответствии со статьей 84 Конституции РФ Президент назначает выборы Государственной Думы. Реализуя это полномочие, Президент принимает Указ «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ нового созыва» (от 14 июля 1995 г.). Кроме того, Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, в том числе избирательных прав. Так, в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, повышения правовой культуры избирателей Президент принимает Указ «О федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации».

Акты Центральной избирательной комиссии тоже имеют достаточное значение в системе источников избирательного права. Центральная избирательная комиссия РФ своими актами (постановлениями, положениями и др.) регулирует отдельные вопросы избирательного процесса. К ним можно отнести: Постановление «О порядке представления сведений об избирателях, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках»; Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков по выборам депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации; Положение о порядке избрания Председателя, заместителя председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; и другие.

Субъекты Российской Федерации в пределах предоставленных им Конституцией РФ и федеральными законами полномочий сами разрабатывают нормативные акты, регламентирующие порядок выборов президентов республик; губернаторов краев, областей; органов законодательной (представительной) власти и органов местного самоуправления. Но следует отметить, что при принятии законов о выборах региональные законодатели руководствуются соответствующими нормами федерального законодательства, устанавливающего как бы единые общие стандарты, обеспечивающие необходимую степень единообразия правового регулирования выборов на всей территории РФ.

Традиционным для мировой практики, в том числе и российской, является закрепление на высшем, конституционном, уровне таких принципов, как всеобщее, равное избирательное право при тайном голосовании. В связи с этим можно говорить, что российское избирательное законодательство строится в соответствии с общепризнанными нормами международного права в области прав человека.

1. Во Всеобщей Декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, в (ст.21) записано: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования”;

2. Эти положения нашли свое подтверждение и в других последующих международно-правовых актах, как, например, в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом в 1966 году. В статье 25 закрепляется право и возможность каждого гражданина, без какой бы то ни было дискриминации:

· Принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

· Голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

· Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Протокол № 1) содержит следующее положение (ст. 3): Высокие договаривающиеся стороны обязуются проводить свободные выборы с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечат свободное волеизъявление народа в выборе законодательной власти.

Следует отметить, что Венецианской комиссией Совета Европы разработаны Руководящие принципы относительно выборов (2002 г.), которые устанавливают в качестве общеевропейских следующие пять принципов: всеобщее, равное, свободное, тайное и прямое избирательное право. Кроме того, выборы должны проводиться регулярно. В этом документе содержатся рекомендации по проведению выборов, обеспечивающие гарантии избирательных прав граждан. Российской Федерацией (Федеральный закон от 2 июля 2003 г.) ратифицирована Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах участниках Содружества Независимых Государств, подписанная в Кишиневе 7 октября 2002 года. Закрепленные в международно-правовых актах принципы организации и проведения выборов не являются исчерпывающими.

В частности, очень важно видеть неразрывную связь избирательных прав граждан с другими основными правами. И особенно с правом принимать участие в управлении страной, правом на свободу убеждений и их выражения, правом на свободу ассоциаций, правом на проведение мирных собраний и демонстраций и др. Международно-правовые стандарты носят самый общий характер, они универсальны и потому абсолютно и во всем подходят для любого демократического государства. Эти стандарты служат важной гарантией избирательных прав граждан в каждой стране, признающей себя частью мирового сообщества. В международно-правовых актах и документах сформулированы требования, выполнение которых является обязательным условием для того чтобы выборы признавались легитимными. Таковыми являются требования, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными.

Заключение

В процессе выборов органов государственной власти и местного самоуправления между государством, различными органами, гражданами и их объединениями складываются своеобразные общественные отношения, которые регулируются избирательным правом. Избирательное право это понятие, представляющее, собой целую систему, состоящую из различных элементов и частей. Российское избирательное право как объективный юридический феномен включает в себя общую и особенную часть. Общая включает в себя принципы избирательного права, субъекты избирательного права, финансовое обеспечение выборов, избирательный процесс, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование действий и решений, нарушающих избирательные права граждан, ответственность за нарушение избирательного законодательства. Особенную часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Кроме этого избирательное право рассматривается и как отрасль конституционного права и как учебная дисциплина. Тогда, исходя из этого, избирательное право включает в себя предмет и источники избирательного права России, историю проведения выборов и развития избирательного законодательства, избирательно-правовые нормы и отношения, избирательные системы и их виды.

Принципы избирательного права - это обязательные требования и условия, без соблюдения которых, любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ.

Оценивая всю совокупность принципов, положенных в основу современного российского избирательного права, нельзя не признать, что они отражают демократическую природу выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия и, как следствие, призваны, служить безусловными ориентирами в организации и проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов, в РФ.

Наши рекомендации