I. Общая характеристика курсовой работы
Курсовая работа является одним из первых научных исследований теоретического характера, которые студент осуществляет в период обучения в вузе. Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя - научного руководителя, который назначается кафедрой. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать умение вести самостоятельную исследовательскую деятельность.
Курсовая работа должна обладать следующими признаками:
- представлять собой самостоятельное исследование;
- исследование должно быть научным: т.е. проведенным с использованием методов научного познания, применением логических законов и правил, формулированием аргументированных выводов и оценкой полученных результатов;
- работа должна содержать аналитический обзор литературы по избранной теме, основываться на теоретических и практических источниках, нормативных правовых актах, результатах судебной практики, иных правоприменительных решений и статистических данных и т.п.;
- иметь установленную структуру;
- все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны, стиль изложения – научный;
- работа должна быть оформлена в соответствии с правилами оформления научных работ;
- соответствовать по объему установленным требованиям.
II. Основные этапы выполнений курсовой работы
К основным этапам выполнения курсовой работы следует отнести следующие:
- выбор темы;
- составление плана работы;
- сбор материала;
- изложение и оформление текста работы;
- защита курсовой работы.
Выбор темы
Работа над курсовой работой начинается с выбора конкретной темы исследования. Первый и наиболее распространенный способ – это использование одной из тем, рекомендованных кафедрой. Перечень таких тем содержится в сборнике методических материалов по курсу «Теории государства и права» для студентов всех форм обучения на 2007/08 и 2009/10 учебные годы (Приложение 1).
Студентам заочной формы обучения в целях углубленного изучения всех вопросов из программы курса теории государства и права не рекомендуется выбирать для курсовых работ темы из числа вопросов, вынесенных для обсуждения на семинарские и практические занятия.
Студент вправе также избрать для исследования проблему, не включенную в перечень рекомендованных тем и выходящую за пределы основной тематики. В этом случае выбранная тема должна быть согласована и утверждена научным руководителем.
Темы курсовых работ должны обладать актуальностью в теоретическом и практическом плане и представлять определенный интерес для автора. Кроме того, если студент заранее определился со специализацией и, возможно, приблизительной темой выпускной квалификационной работы, для курсовой работы ему целесообразно выбрать проблему, которую можно будет развить в дальнейших научных исследованиях и (или) использовать в последующей практической деятельности.
2. Составление плана работы
Курсовая работа характеризуется обязательным наличием отдельных частей и определенным порядком их изложения. В частности, она должна включать введение, основную часть, заключение, библиографический список и при необходимости приложения.
Основная часть работы по усмотрению автора может быть структурирована на следующие элементы: параграфы, главы, разделы, части. Ввиду незначительного объема курсовой работы входящий в нее материал целесообразно поделить только на параграфы либо на главы и параграфы.
Студентам необходимо знать, что главы по объему шире и должны иметь обязательное деление на два и более параграфа (т.е. не могут состоять из одного параграфа). Кроме того, каждый параграф должен раскрывать соответствующий вопрос, вынесенный в качестве заголовка, достаточно полно, следовательно, быть объемом не менее двух страниц. Тема работы по содержанию шире тем (заголовков) ее структурных элементов и, следовательно, не может совпадать с названием главы и (или) параграфа. Название параграфа соответственно не может совпадать с названием главы и т.д. Кроме того, студент не должен допускать логических ошибок при структурировании материала и выбирать единый критерий для выделения параграфов в рамках одной главы.
При составлении плана работы нужно исходить из того, что ее структурные элементы (главы, параграфы) по содержанию в совокупности должны носить исчерпывающий (или достаточный) для раскрытия темы характер и в идеале позволяют получить полное и цельное представление об исследуемой проблеме. Таким образом, ошибкой будет как включение в план работы вопросов, выходящих за пределы выбранной темы, так и не включение в него вопросов, которые призваны раскрыть основные аспекты исследуемой проблемы.
Правильное составление плана работы во многом зависит от глубины изучения студентом выбранной темы исследования и логики мышления. Тем не менее, ввиду сложности данного этапа работы представляется целесообразным при составлении плана работы прибегать к помощи научного руководителя, особенно студентам первого года обучения, ввиду отсутствия у них навыков проведения научных исследований.
Сбор материала
При подготовке к написанию курсовой работы студент должен просмотреть как можно больше доступных источников, связанных с темой курсовой работы. Во-первых, это позволит получить представление об исследованности выбранной проблемы в науке в целом, понять какие аспекты темы наиболее полно изучены, какие являются дискуссионными и (или) неисследованными и требуют дальнейшего изучения. Во-вторых, часть просмотренных студентом источников будет непосредственно использована при написании курсовой работы, в т.ч. путем прямого или косвенного цитирования.
При сборе материала следует прибегать к библиотечным ресурсам, используя систематический и алфавитный каталоги. В систематическом каталоге карточки располагаются по отраслям знаний, а в пределах одной отрасли – по отдельным темам. Названия печатных произведений по юридическим наукам помещены в разделе 34 систематического каталога «Государство и право». В алфавитном каталоге источник следует искать по фамилии автора или по первой букве, с которой начинается заглавие книги, если авторов несколько, и фамилия ни одного из них не обозначена на титуле. Данные об авторах можно взять из списков литературы к курсу теории государства и права, которые содержатся в сборнике методических материалов; а также в учебниках и иных имеющихся в распоряжении студента источниках, в т.ч. в сносках, в списках использованной литературы и т.п.
Следует использовать также поиск и электронные библиотеки в сети Интернет.
Для подготовки курсовой работы требуется изучить и использовать научные достижения в исследуемой области (включая последние), поэтому научные журналы в качестве источников обязательны. Кроме того, они, как правило, в отличие от монографий и диссертационных исследований представлены в преобладающем числе библиотек. Вопросы теории государства и права исследуются в научных публикациях таких изданий, как: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Современное право», «Российская Федерация», «Право и власть», «Право и экономика», «Российская юстиция», «Законность», «Закон» и др. Полезную информацию можно получить также и из отраслевых юридических журналов. Работая с периодическими изданиями, студент должен знать, что в последнем (реже в первом) номере соответствующего журнала текущего года помещается указатель опубликованных в данном журнале за год работ, что значительно облегчает поиск необходимых источников.
Эмпирический материал студентам юридического вуза следует искать в «Бюллетене Верховного Суда РФ», «Вестнике Высшего арбитражного суда РФ», в архивах и на официальных сайтах судов общей юрисдикции и арбитражных судов различных уровней, органов внутренних дел, юстиции, прокуратуры и др.
Нормативно-правовые акты (НПА) по исследуемой проблеме также подлежат обязательному изучению и использованию. Источником опубликования НПА является Российская газета и Собрание законодательства РФ. Другим более удобным вариантом работы с НПА являются справочные правовые системы (СПС), такие как «Гарант», «Консультант Плюс» и др. Их преимущество заключается в наличии различных вариантов поиска: тематического, по ситуации, по реквизитам и т.п. Кроме того, используя СПС, студент овладевает информацией обо всех редакциях, изменениях и дополнениях, которые претерпевал тот или иной закон или подзаконный акт, источниках опубликования и др. (рубрика СПС «справка о документе»).
Целесообразно использовать в работе энциклопедические, философские и иные словари, в частности, для раскрытия в ходе курсового исследования общетеоретических и иных понятий.
Таким образом, при сборе материала студент должен подобрать соответствующее количество источников для исследования, которое может быть представлено: учебными пособиями, монографиями, научными статьями, нормативно-правовыми актами, материалами судебной практики, а также словарями и энциклопедиями и др. Требуемое количество источников для курсовой работы – 20 и более, желательно, чтобы учебные пособия не превышали в общем количестве 1\5 всех источников. При составлении библиографического списка студент может использовать простое правило: количество источников в научной работе (курсовая, выпускная квалификационная работы, кандидатская диссертация и т.д.) приблизительно равняется количеству ее страниц.
К изучению научных источников следует подходить серьезно: уяснить содержание, проанализировать позицию автора, дать соответствующую оценку. Целесообразно в ходе работы делать соответствующие выписки (заметки и цитаты) из текста с указанием источника, его исходных данных, общего количества страниц, чтобы в последующем при оформлении библиографического списка избежать повторного поиска использованного библиотечного ресурса.
Изложение текста работы
Курсовая работа характеризуется определенным композиционным построением. В частности, она должна включать введение, основную часть, заключение, библиографический список и при необходимости приложения.
1) Введение– очень важная часть работы, которая позволяет оценить правильность выбора темы, ее актуальность и значимость, цель, задачи и иные квалификационные критерии работы.
Актуальность темы предполагает разъяснение ее важности для науки в целом и причин, обусловивших необходимость исследования данной конкретной проблемы на современном этапе развития (в настоящий момент). Будет ошибочным полагать, что актуальность может быть объяснена только частным интересом автора работы к исследуемой тематике. Целесообразно при освещении актуальности показать значимость данного вопроса или проблемы для науки теории государства и права и иных юридических наук. По отдельным темам курса уместно также показать их значимость для практической деятельности, состояние нормативно-правового регулирования по исследуемой тематике (с указанием на коллизии, пробелы в законодательстве, если таковые имеются); характер сложившейся правоприменительной практики (ее единообразие или его отсутствие с указанием причин) и т.п. Приведенные в ходе раскрытия актуальности работы причины позволят студенту аргументировано объяснить выбор темы исследования. Объем изложения актуальности в курсовой работе – не более одной страницы (при этом одного-двух предложений будет не достаточно).
Далее во введении проводится обзор литературы (1-2 абзаца) по исследуемой проблематике (иначе: «исследованность проблемы в науке»). В этой части введения студент приводит всех известных ему ученых, внесших вклад в изучение выбранной для курсовой работы темы. Это должно быть не простое перечисление фамилий, а систематизированные знания с указанием конкретных аспектов проблемы, рассматриваемых теми или иными учеными, выделение дискуссионных вопросов и сторон темы, недостаточно полно исследованных до настоящего времени и т.п. Следует обратить внимание на то, что труды указанных в обзоре литературы ученых призваны свидетельствовать о предварительном глубоком изучении студентом темы курсовой работы, и не обязательно должны быть использованы непосредственно в ходе исследования (основном тексте), и, соответственно, могут не войти в библиографический список курсовой работы.
Во введении должна быть сформулирована цель и необходимые для ее достижения задачи исследования (1-2 абзаца). Задачи исследования, как правило, корреспондируют выбранному плану работы и начинаются со слов: «изучить», «рассмотреть», «проанализировать», «исследовать», «выявить признаки», «описать», «провести сравнительный анализ», «установить», «сформулировать» и т.п.
Во введении следует также сформулировать объект и предмет исследования. Объект по объему шире и соответствует исследуемому явлению, отношениям, ситуации в целом. Предмет – это конкретная часть (сторона) исследуемого явления. (Например: Тема работы – Правосистематизирующая практика субъектов Российской Федерации. Объект исследования -систематизация правовых актов как относительно самостоятельный тип юридической практики. Предмет исследования –особенности правосистематизирующей практики субъектов Российской Федерации.).
Помимо указанных выше основных (обязательных) композиционных элементов введения курсовой работы в него желательно включать и иные – факультативные или дополнительные разделы (текстуально ориентировочно по одному абзацу на каждый элемент). К ним следует отнести: методологическую основу исследования, практическую и теоретическую значимость работы, ее теоретическую и эмпирическую базу исследования, а также апробацию результатов, если таковая имеется.
При освещении методологии студенту следует знать, что чаще всего входе исследования используется диалектический метод научного познания, с позиций которого явления и объекты рассматриваются комплексно, в движении, взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и средой. На диалектическом методе основываются общенаучные (логический, системно-структурный, функциональный, исторический и др.) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительный, филологический и др.) методы. В отдельных случаях могут быть использованы и иные современные методы исследования: синергетический, правового моделирования, интервьюирования, экспертной оценки и т.д.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что ее отдельные положения, а также сформулированные студентом выводы и предложения могут найти практическое применение в правотворческой, правореализационной или правоприменительной юридической деятельности.
Теоретическая значимость работы свидетельствует о том, что ее основные положения позволяют получить цельное представление об исследуемой проблеме и, возможно, дополняют и развивают отдельные разделы теории права и государства и отраслевых юридических наук. В идеале они также позволяют привлечь внимание к наиболее важным и перспективным направлениям научных исследований по теме курсовой работы, будут полезными для других студентов при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Теоретическую основу курсовой работы составляют, как правило, труды отечественных и зарубежных ученых, так или иначе затрагивающих рассматриваемую проблему. Монографии, диссертации, научные статьи и иные публикации могут быть указаны в качестве теоретической базы курсовой работы, если они были непосредственно использованы студентом в ходе курсового исследования и включены в библиографический список.
Нормативно-правовая и эмпирическая основа (если таковая имеется)можетсостоять из Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, законодательства субъектов Российской Федерации, других нормативных правовых актов (в т.ч. международных), а также официальных материалов и документов различных органов и организаций.
Апробация результатов курсовой работы должна проводиться студентом посредством отражения ее основных результатов в рефератах, выступлениях на семинарских и практических занятиях, докладах на научных студенческих конференциях, которые ежегодно проводятся в МГЮА и других юридических вузах.
Введение курсовой работы традиционно заканчивается освещением ее структуры (например: «курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка»). Раскрывать в данном разделе введения содержание глав и параграфов курсовой работы не требуется.
2) Основная часть работы должна соответствовать ее теме и полностью ее раскрывать. В главах и параграфах студентом должны быть рассмотрены различные взгляды ученых на исследуемую проблему, сложившиеся в науке теории государства и права, приведена их оценка, и обязательно сформулировано мнение автора по всем исследуемым вопросам темы.
В ходе работы студентом должны быть раскрыты общетеоретические понятия по исследуемой проблематике, названы существенные и отличительные признаки изучаемых явлений правовой действительности, рассмотрено их содержание и т.п. Теоретический материал должен быть подкреплен эмпирической основой (НПА, судебной практикой, статистическими данными и т.п.).
Заслуживают высокой оценки попытки студента сформулировать в курсовой работе авторские дефиниции, выделение им собственных критериев классификации рассматриваемых процессов или явлений, их расширенная характеристика, выходящая за пределы изложенной в учебных пособиях, и т.п.
Каждый параграф (глава) курсовой работы заканчивается предварительным выводом и (или) обобщением изложенного материала.
3) Заключениекурсовой работы (1-2 страницы) – это подведение студентом ее итогов. Если исследование было проведено правильно, то сформулированные в его заключении выводы должны корреспондировать тем задачам, которые были поставлены в начале работы (они отражены во введении).
Следует обратить внимание на то, что заключение предназначено не для краткого повторения изложенного в основной части материала, а для обобщенной оценки проделанной работы. Следовательно, заключение должно содержать итоговые выводы и предложения, сформулированные автором по окончанию работы (если последние имеются).
Если в ходе работы студент выявил проблемы, прямо или косвенно связанные с темой его исследования, они также должны найти отражение в заключении, в т.ч. в качестве предложений о направлениях дальнейшего научного поиска.
4) Библиографический список по общему правилу содержит все источники, использованные студентом в курсовой работе путем прямого (дословная цитата, заключаемая в кавычки) и косвенного (свободное воспроизведение студентом мысли автора, максимально полно отражающее ее смысл) цитирования. Источники, на которые в курсовой работе ссылок нет, в список использованной литературы включать нельзя.
Следует обратить особое внимание на то, что использование в ходе работы заимствованного материала без ссылок на его автора или источник его опубликования (плагиат) является недопустимым и может повлечь неудовлетворительную оценку курсовой работы.
Объем курсовой работы не должен превышать 30-40 страниц машинописного текста. Необходимо соблюдать и пропорциональность частей работы: введение обычно занимает 2-4 страниц, заключение – 4-6 страниц, список использованной литературы – 1-2 страницы, большую часть работы занимает основная часть.
При подготовке текста курсовой работы отдельное внимание студентам следует обратить на стиль ее изложения, который должен быть научным. Он предполагает логичность и последовательность изложения материала, наличие мотивированных выводов, использование специальной юридической терминологии, лаконичность фраз и т.п. Исключается использование разговорной лексики, экспрессивных высказываний, эмоциональных оценочных суждений, в т.ч. выраженных восклицательными и вопросительными предложениями, многоточиями и т.п. Повествование ведется от 3 лица, допустимо использование местоимений 1 лица во мн. числе («мы»; «по нашему мнению»; «по мнению автора» и т.п.).
Оформление текста работы
Важнейшим этапом подготовки курсовой работы является ее оформление. Прежде всего, работа должна быть написана грамотно, быть тщательно вычитанной и выверенной, исключать орфографические, пунктуационные, стилистические и фактические ошибки. Работа печатается на пишущей машинке или набирается и распечатывается с помощью компьютера на одной стороне стандартных листов белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм). Шрифт компьютерного набора - Times New Roman, размер шрифта - 14, междустрочный интервал - полуторный (на машинке - через два интервала), выравнивание по ширине, поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 15-20 мм. Схемы, формулы, рисунки и таблицы могут быть выполнены черной тушью. Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами, нумерация сквозная по всему тексту, начиная с титульного листа, однако на титульном листе номер страницы не проставляется. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию страниц. "Содержание", "Введение", главы курсовой работы, "Заключение", "Список литературы", "Приложения" набираются (печатаются) с новой страницы. Заголовки глав следует располагать по центру строки, печатать прописными буквами полужирным шрифтом, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются, точка в конце названия не ставится.
В курсовой работе для объективности изложения материала, как правило, используются цитаты - точные, буквальные выдержки из какого-либо текста со ссылкой на источник. При цитировании не по первоисточнику следует указать: цит. по: (цитируется по:). При передаче мыслей автора своими словами (непрямое цитирование) также необходима ссылка на источник. Библиографическое описание источника содержится в сноске и должно включать его название, автора, издательство, место (город), год издания и номер страницы, на которой в нем размещена используемая студентом цитата. Например:
1. Сидорчук М.В. О систематизации законодательства в России (1826-1932) // Правоведение. - 1990. - № 6. – С.14.
Сноски оформляются согласно изложенным выше правилам, но в отличие от основного текста размер используемого шрифта - 12, междустрочный интервал – одинарный.
Рекомендуется использовать подстрочные ссылки, т.е. вынесенные из текста вниз страницы. От основного текста сноска отделяется сплошной чертой. Знак сноски следует располагать в той части основного текста, где находится информация, ссылку на которую автор приводит внизу страницы: если примечание относится к отдельному слову, знак ссылки должен стоять непосредственно у этого слова; если примечание относится к предложению или группе предложений, то знак ссылки стоит в конце; если поясняющий текст предшествует цитате или включен в ее середину, то знак сноски ставится после цитаты.
При повторном использовании источника в ходе работы в сноске указывается только фамилия автора и номер страницы, где размещена используемая студентом цитата. Например:
Марченко М.Н. Указ. соч. С.23.
При повторном (многократном) использовании одного и того же источника в пределах одной страницы курсовой работы указывается только номер страницы, где размещена используемая студентом цитата. Например:
Там же. С.28.
Оформления списка использованной литературы требует особых пояснений. Библиографический список состоит из отдельных позиций – всех источников, использованных студентом в ходе работы. Каждая позиция представляет собой самостоятельное библиографическое описание. Библиографические списки могут иметь следующее построение: алфавитное, хронологическое, алфавитно-хронологическое, систематическое и др. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, будет структурирование списка курсовой работы по видам источников. Так, студент может выделить в списке использованной литературы следующие разделы:
- Нормативные правовые акты и другие официальные материалы;
- Книги, монографии, учебные пособия, статьи;
- Словари, справочники, энциклопедии;
- Электронные ресурсы.
Библиографическое описание каждого источника должно включать его название, автора, издательство, место (город), год издания и общее количество страниц в источнике. Например:
1. Марченко М.Н. Источники права: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 760 с.
Образец титульного листа работы и иные обязательные для студентов рекомендации по ее оформлению приведены также в сборнике методических материалов по курсу «Теории государства и права» для студентов всех форм обучения на 2007/08 и 2009/10 учебные годы.
Защита курсовой работы
Защита курсовой работы проводится устно перед научным руководителем либо на заседании специально созданной для этих целей комиссии. В процессе защиты студент должен изложить основные результаты проведенного исследования и ответить на все вопросы, как поставленные в рецензии, так и заданные ему в ходе проведения защиты.
Результаты курсовой работы подлежат комплексной оценке за содержание, оформление и выступление на защите. Курсовые работы, оцененные на «отлично», могут быть рекомендованы для участия в конкурсе студенческих работ, студенческих научно-практических конференциях, а также для опубликования в соответствующих сборниках научных трудов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
2. Предмет и методология теории государства и права
3. Власть и социальные нормы в первобытных обществах
4. Происхождение государства
5. Происхождение права
6. Понятие государства
7. Тоталитарное государство
8. Демократическое государство
9. Социальное государство
10. Унитарное и федеративное государство
11. Государство и гражданское общество
12. Государство и политические партии
13. Представительная и прямая демократия
14. Государство в политической системе общества
15. Формирование правового государства в современной России: теория, практика, перспективы
16. Функции государства
17. Государство и церковь
18. Форма государства: исторический опыт и современные проблемы
19. Концепция правового государства: история и современность
20. Разделение властей в государстве: теория и опыт
21. Государство и национальная структура общества
22. Государство и экономика
23. Государство и экология
24. Государство и бюрократия
25. Советская форма правления: теория и опыт
26. Механизм государства
27. Органы государственной власти: понятие, виды
28. Политический режим в современной России
29. Политический плюрализм в условиях формирования правового государства
30. Понятие права
31. Формы (источники) права
32. Социальные и технические нормы
33. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
34. Классовое и общесоциальное в праве
35. Право как мера свободы личности
36. Объективное и субъективное в праве
37. Право как средство воздействия на экономику: возможности и пределы
38. Социально-политические интересы и право
39. Право и политика
40. Право и моральные ценности
41. право и социальная справедливость
42. Право и национальные традиции
43. Правовая реформа в современной России
44. правовые системы в современном мире
45. Система права и система законодательства
46. Система и структуру права
47. Правовое регулирование общественных отношений
48. Правотворчество
49. Систематизация нормативных правовых актов
50. Реализация права
51. Применение права
52. Норма права
53. Толкование права
54. Юридическая техника
55. Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина
56. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
57. Правонарушение и юридическая ответственность
58. Законность и ее гарантии
59. Методы обеспечения законности и правопорядка
60. Правосознание и правовая культура
61. Права и свободы человека, права народа
62. Прямое действие норм Конституции
63. Правовой нигилизм и пути его преодоления
64. Юридические факты: понятие и классификация
65. Сообщества, содружества как новые формы интеграции государств
66. Государство и рыночная экономика
67. Власть и средства массовой информации
68. Научно-техническая революция и развитие права
69. Глобальные проблемы человечества и функции государства
70. Правоотношение
71. Частное и публичное право
72. Лоббизм в правотворческой деятельности
Титульный лист Образец
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЛИАЛ МГЮА В Г. ВОЛОГДЕ
КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Курсовая работа
Тема:
«КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
Выполнил:
студент 1-го курса (12 гр.)
Иванов И.И.
Научный руководитель:
доцент С.С. Смирнов
Института правоведения
Вологда 2009
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ