СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 032700 «Юриспруденция»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Пензенский государственный педагогический университет

Имени В.Г. Белинского

Планы семинарских занятий

к программе учебной дисциплины

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 032700 «Юриспруденция»

Исторический факультет

Кафедра истории и права

Пенза – 2007

Тема 1. Административное право как отрасль права (2 часа)

Вопросы:

1. Предмет административного права. Отношения, регулируемы административным правом.

2. Понятие, признаки и суть метода административного права.

3. Система административного права.

4. Место административного права в системе права РФ (связь финансового права с другими отраслями права).

5. Принципы административного права.

Методические рекомендации

Приступая к изучению какой-либо отрасли права, необходимо, прежде всего, иметь общее представление об этой отрасли. Именно эту цель преследует изучение тех вопросов, которые предлагаются студентам для рассмотрения и изучения в рамках первого вводного занятия.

В первую очередь, конечно, следует рассмотреть, что собой представляют сами понятия «управление», «государственное управление» и «исполнительная власть», а также определить место исполнительной власти в системе разделения властей. Важно охарактеризовать общественные отношения, регулируемые административным правом, привести их классификации, выявить функции административного права и особенности административно-правового регулирования, т.е. определить предмет изучаемой отрасли права.

Второй вопрос касается метода административного права. Известно, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, по предмету и методу правового регулирования. Основой разграничения отраслей, чаще всего, выступает предмет, однако и метод имеет немаловажное значение, так как именно он определяет пути и способы достижения поставленных целей. В целом административно-правовой метод можно охарактеризовать как императивный, или метод властных предписаний, основанный на неравноправии сторон и распорядительности волеизъявления. Однако этот метод имеет и свои особенные признаки, отличающие его от методов финансового, земельного и других отраслей права, а также набор определенных правовых средств воздействия: предписаний, запретов и т.д.

Третий вопрос занятия посвящен системе российского административного права. Студентам следует дать юридическое понятие системы как внутреннего строения отрасли права, обосновать необходимость систематизации административно-правовых норм. Самый важный компонент этого вопроса – характеристика частей административного права: Общей и Особенной. Кроме того, небезынтересно заметить, что ввиду предвидящегося реформирования административного законодательства в ближайшее время возможно появление еще одной, третьей, части данной отрасли – административного процесса.

Рассмотрение четвертого вопроса имеет целью определить место изучаемой отрасли права в системе права Российской Федерации. В литературе, посвященной административно-правовым вопросам, существует несколько точек зрения относительно самостоятельности административного права, а также перспектив его дальнейшего развития. Эти точки зрения желательно привести и обосновать. Наиболее полному раскрытию этих вопросов поможет сравнение административного и иных отраслей права по предмету и методу их правового регулирования, определение общих точек соприкосновения данной отрасли с конституционным, финансовым, уголовным, гражданским и иными отраслями права. Необходимо также обосновать распространенное мнение о том, что административное право наиболее тесно связано с конституционным правом.

Последний вопрос посвящен принципам административного права. Этот раздел также представляет собой значительный интерес, так как принципы любой отрасли права, в том числе и административного, являются наиболее общими руководящими идеями и положениями, определяющими наиболее су­щественные стороны данного вида деятельности, задающими основное направление для развития административного законодательства. В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех законодательных предписаний, регулирующих административные правовые отношения. В рамках данного вопроса нужно остановиться на характеристике принципов административного права, причем как на законодательно закрепленных, так и на тех, которые вытекают из смысла различных правовых актов.

Рекомендуемая литература

УЧЕБНАЯ:

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2005.

2. Административное право России: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. И. Мигачева, С. В. Тихомирова. М., 2006.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

4. Алексеев С. С. Общая теория права: Курс лекций: В 2т. Т.1. М., 1982.

5. Алехин А. П., Кормолцкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

6. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 2004.

7. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2005.

8. Бахрах Д. Н., Россинский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М., 2005.

9. Братановский С. Н. Административное право России: Учебное пособие. М., 2003.

10. Габричидзе Б. Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. М., 2004.

11. Государственное управление и административное право. М., 1978.

12. Елистратов А. И. Исполнительная власть в Российской Федерации. М., 1996.

13. Лунев А. Е. Теоретические проблемы государственного управления. М., 1974.

14. Панова И. Реформа административного производства назрела // Российская юстиция. №1. 2000.

15. Старилов Ю. Н. О сущности и новой системе административного права: некоторые итоги дискуссии // Государство и право. №5. 2000.

16. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2003.

17. Теория государства и права: Курс лекций. М., 2001.

НОРМАТИВНАЯ:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12.2004 N 214-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ, от 07.03.2005 N 14-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.03.2005 N 19-ФЗ, от 21.03.2005 N 21-ФЗ, от 22.04.2005 N 38-ФЗ, от 18.06.2005 N 66-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 02.07.2005 N 82-ФЗ).

Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения (2 часа)

Вопросы:

1. Нормы административного права

2. Источники административно-правовых норм

3. Понятие, особенности и виды административных правоотношений

4. Структура административно-правовых отношений

5. Юридические факты в административном праве

Методические рекомендации

Данное семинарское занятие подобно предыдущему является теоретическим. Он посвящено административно-правовым нормам и отношениям. Раскрывая первый вопрос, студенты в первую очередь должны остановиться на понятии административно-правовой нормы, ее особенностях и отличиях от норм всех иных отраслей права. Здесь же следует привести структуру норм, способы их реализации и их классификации по различным основаниям. При этом важно обратить внимание на деление норм административного права на материальные и процессуальные, так как административное право – это комплексная отрасль.

Второй вопрос касается источников норм административного права. Приступая к его изучению, следует, прежде всего, остановиться на понятии источника нормы, а также отметить, что в науке выделяют несколько оснований для классификаций источников. Одно из наиболее распространенных – классификация источников по их юридической силе (Конституция, международные договоры, акты Президента и др.). Следует знать и официальные издания органов государственной власти, в которых можно найти тексты тех или иных нормативно-правовых актов.

Вопрос об административных правоотношениях предполагает выделение их основных особенностей и дачу понятия этих специфических отношений. Для административных правоотношений характерно неравноправие сторон, так как одной стороной в них всегда является орган государственной власти или его уполномоченное должностное лицо. Следовательно, они всегда являются отношениями власти-подчинения, властеотношениями, которые могут возникать по односторонней инициативе государства без согласия второй стороны.

Четвертый вопрос заключается в рассмотрении структуры административного правоотношения. Как и любое другое правовое отношение, административное имеет четырехзвенную структуру: субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность. Наиболее специфичным в административном праве по сравнению с другими отраслями права является состав субъектов. Поэтому студенты должны подробно охарактеризовать именно субъектный состав административных правоотношений.

Последний вопрос занятия – об юридических фактах в административном праве. Проблема эта крайне важна, так как юридические факты являются основанием возникновения и прекращения всех административных правоотношений. Студентам следует остановиться на классификации фактов на юридические действия и события с их дальнейшей детализацией.

Рекомендуемая литература

УЧЕБНАЯ:

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2005.

2. Административное право России: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. И. Мигачева, С. В. Тихомирова. М., 2006.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

4. Алексеев С. С. Общая теория права: Курс лекций: В 2т. Т.1. М., 1982.

5. Алехин А. П., Кормолцкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

6. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 2004.

7. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2005.

8. Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. №3. С.13-21.

9. Бахрах Д. Н., Россинский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М., 2005.

10. Бельский К. С. Феноменология административного права: Учебник. Смоленск, 1995.

11. Братановский С. Н. Административное право России: Учебное пособие. М., 2003.

12. Габричидзе Б. Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. М., 2004.

13. Государственное управление и административное право. М., 1978.

14. Елистратов А. И. Должностное лицо и гражданин // Правоведение. 1994. №4.

15. Козлов Ю. М. Административные правоотношения. М., 1976.

16. Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М., 1978.

17. Сорокин В. Д. Административно-процессуальные отношения. Л., 1968.

18. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2003.

19. Теория государства и права: Курс лекций. М., 2001.

20. Тихомиров А. Ю. Курс административного права и процесса. М., 1998.

НОРМАТИВНАЯ:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12.2004 N 214-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ, от 07.03.2005 N 14-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.03.2005 N 19-ФЗ, от 21.03.2005 N 21-ФЗ, от 22.04.2005 N 38-ФЗ, от 18.06.2005 N 66-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 02.07.2005 N 82-ФЗ).

3. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» (в ред. Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 № 3-ФКЗ, от 19.06.2004 № 4-ФКЗ, от 03.11.2004 № 6-ФКЗ, от 01.06.2005 № 4-ФКЗ).

4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Тема 3. Индивидуальные субъекты Административного права (2 часа)

Вопросы:

1. Административно-правовой статус индивидуальных субъектов

2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

3. Особенности правового статуса иностранцев и апатридов

4. Обеспечение и защита прав граждан

5. Административные жалобы граждан

Методические рекомендации

Данное семинарское занятие – одно из самых значимых для студентов, так как оно посвящено правам, способам их защиты, обязанностям индивидуальных субъектов административного права, в том числе и граждан РФ.

Первый вопрос касается административно-правового статуса индивидуального субъекта. Студенты должны определить правовую основу, дать понятие этого термина, соотнести его с набором прав и обязанностей каждого субъекта. При этом важно найти наиболее существенные точки соприкосновения административно-правового статуса индивидуального субъекта с одной стороны, и административных право- и дееспособности – с другой, определить отличие административных право- и дееспособности от аналогичных категорий иных отраслей права.

Содержание второго вопроса тесно соотносится с Конституционным правом, в рамках которого студенты уже рассматривали основные конституционные права и обязанности граждан, в том числе и в сфере государственно управления. Однако для реализации этих прав и обязанностей обычно нужен административно-правовой механизм, участие органов исполнительной власти. Студентам следует не только привести перечень основных прав и свобод граждан, но и раскрыть их содержание.

Третий вопрос выявляет особенности правового статуса иных индивидуальных субъектов – иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов) – по сравнению с гражданами РФ. Здесь важно выяснить, какие и в каком объеме различия в правах и обязанностях упомянутых категорий индивидуальных субъектов имеются в России, в каких нормативных актах закреплены данные права и обязанности и т.п.

Четвертый вопрос – обеспечение и защита прав граждан – раскрывает основные гарантии (средства защиты) реализации прав индивидуальных субъектов в сфере государственного управления и их главные направления. Граждане, осуществляя защиту своих прав, могут обращаться во все органы государственной власти и местного самоуправления, средства массовой информации, общественные объединения и т.д. с различными по характеру и содержанию жалобами предложениями.

Последний пятый вопрос представляет собой конкретизацию предыдущего. В нем должны быть подробно рассмотрены все стадии производства по административным жалобам: стадия первичной обработки, проверка жалобы, принятие по ней решения и его исполнение. Студентам важно знать виды административных жалоб, основания, сроки и способы их подачи, органы, в которые приносятся жалобы, действия, которые вправе предпринять граждане в случае неудовлетворения своих требований или оставления их без рассмотрения и др.

Рекомендуемая литература

УЧЕБНАЯ:

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2005.

2. Административное право России: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. И. Мигачева, С. В. Тихомирова. М., 2006.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

4. Алехин А. П., Кормолцкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

5. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2005.

6. Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. №3. С.13-21.

7. Бахрах Д. Н. Общие и специальные жалобы // Правоведение. 1987. №6. С.35-43.

8. Бахрах Д. Н., Россинский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М., 2005.

9. Бойцова В. В., Бойцов В. Я. Административная юстиция – к продол­жению дискуссии о содержании и значении // Государство и право. 1994. № 5. С. 36-49.

10. Братановский С. Н. Административное право России: Учебное пособие. М., 2003.

11. Елистратов А. И. Должностное лицо и гражданин // Правоведение. 1994. № 4. С. 45-48.

12. Новоселов В. И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов, 1977.

13. Тихомиров А. Ю. Курс административного права и процесса. М., 1998.

14. Хаманева Н. Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997.

НОРМАТИВНАЯ:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Закон РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ).

3. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места жительства» (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ).

4. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 05.03.2004 N 9-ФЗ, от 30.06.2004 N 61-ФЗ, от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 N 13-П).

5. ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ).

6. ФЗ от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 02.11.2004 N 127-ФЗ).

7. ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. Федеральных законов от 17.05.1997 N 78-ФЗ, от 19.07.1998 N 112-ФЗ, от 12.03.2002 N 26-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ).

8. ФЗ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г., 15 июня, 18 июля, 30 декабря 2006 г.)

9. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в ред. Указов Президиума ВС СССР от 04.03.1980 N 1662-X, от 02.02.1988 N 8422-XI)

10. Приказ Министерства Внутренних Дел РФ от 6 февраля 2003 г. № 82 «Об организации деятельности органов внутренних дел РФ по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 27.12.2003 N 1038).

Правонарушениях

Вопросы:

1. Понятие, правовая основа и принципы производства по делам об административных правонарушениях

2. Стадии и виды производства

3. Возбуждение дела об административном правонарушении

4. Рассмотрение дела об административном правонарушении

5. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Методические рекомендации

Производство по делам об административных правонарушениях – процессуальный раздел административного права, в котором наиболее полно представлена деятельность органов исполнительной власти и судов по разрешению индивидуальных административных споров. В первом вопросе данного раздела следует дать определение производства, подробно остановиться на законодательстве, которое его регламентирует, определить основные процессуальные правовые акты. В заключение ответа важно привести основные принципы производства. При этом нужно отметить, что некоторые из принципов содержаться в КоАП, остальные – в иных административно-правовых актах.

Производство по делам об административных правонарушениях делиться на стадии, которые представляют собой относительно обособленные части производства. Их общей характеристике посвящен второй вопрос занятия. Студенты должны назвать эти стадии, вкратце описать те процессуальные действия, которые совершаются на каждой из них, определить, какие стадии обязательны при любом производстве, а какие являются факультативными. В зависимости от тяжести совершенного правонарушения, наличия тех или иных стадий процесса и активности лиц, участвующих в нем, производство по делу делят на виды, знать которые необходимо студентам.

Третий вопрос касается возбуждения дела об административном правонарушении. Студентам следует выяснить, что является основанием для возбуждения соответствующего дела, с какого момента дело считается возбужденным. Центральный момент ответа – подробная характеристика протокола об административном правонарушении, сроков его составления, последующей отправки, содержания, процессуальных действий, которые вправе или обязаны совершать при составлении протокола участники производства. Не менее важно знать субъектов, которые вправе составлять протоколы. Кроме того, учащиеся должны пояснить, что представляет собой административное расследование, и в каких случаях оно имеет место.

Четвертый вопрос затрагивает рассмотрение дела об административном правонарушении. При ответе на него необходимо пояснить, с каких действий начинается рассмотрение дела, что при этом выясняется, где рассматриваются дела об административных правонарушениях, какие существуют общие и специальные сроки совершения соответствующих процессуальных действий, каков порядок их совершения. Здесь же следует перечислить органы, которые уполномочены рассматривать административные дела, а также виды решений, принимаемых по итогам рассмотрения тех или иных категорий дел.

Последний вопрос посвящен стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Раскрывая данный вопрос, нужно отметить, с какого момента постановление вступает в законную силу, насколько обязательным является его исполнение, какие органы обращают постановление к исполнению и непосредственно исполняют его, что такое отсрочка, рассрочка, приостановление и прекращение исполнения постановления, в каких случаях применяются соответствующие решения. Очень важно привести понятие давности исполнения постановления по делу об административном правонарушении и знать сроки давности, а также случаи и порядок окончания производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.

Рекомендуемая литература

УЧЕБНАЯ:

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2005.

2. Административное право России: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. И. Мигачева, С. В. Тихомирова. М., 2006.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

4. Алехин А. П., Кормолцкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

5. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2005.

6. Бахрах Д. Н., Россинский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М., 2005.

7. Боннер А. Т. Исполнительно производство: отрасль российского права или стадия процесса? // Законодательство. 2004. № 4. С. 14-18.

8. Братановский С. Н. Административное право России: Учебное пособие. М., 2003.

9. Коренев А. П. Административное право России. М., 2001.

10. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Е. Н. Сидоренко. М., 2006.

11. Панова В. И. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. Саратов, 2001.

12. Панова И. Реформа административного производства назрела // Российская юстиция. №1. 2000.

13. Панкова О. В. Проблемы применения КоАП в производстве по делам о налоговых правонарушениях // Законодательство. 2003. № 10. С. 54-61.

14. Сорокин В. Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 2002.

15. Старилов Ю. Н. Административная юстиция. Теория, история и перспективы. М., 2001.

16. Хазанов С. Д. Правовой режим разрешения в арбитражных судах административно-деликтных споров // Российский юридический журнал. 2002. № 1. С. 28-36.

НОРМАТИВНАЯ:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12.2004 N 214-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ, от 07.03.2005 N 14-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.03.2005 N 19-ФЗ, от 21.03.2005 N 21-ФЗ, от 22.04.2005 N 38-ФЗ, от 18.06.2005 N 66-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 02.07.2005 N 82-ФЗ).

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г., 18 июля, 31 декабря 2005 г., 10 января, 18 февраля, 19, 30 декабря 2006 г.).

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта, 27 декабря 2005 г.).

4. ФЗ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. Федеральных законов от 27.12.2005 N 197-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ).

5. Закон РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ).

6. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» (с изменениями от 24 марта 2006 г.).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Пензенский государственный педагогический университет

Имени В.Г. Белинского

Планы семинарских занятий

к программе учебной дисциплины

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 032700 «Юриспруденция»

Исторический факультет

Кафедра истории и права

Пенза – 2007

Тема 1. Административное право как отрасль права (2 часа)

Вопросы:

1. Предмет административного права. Отношения, регулируемы административным правом.

2. Понятие, признаки и суть метода административного права.

3. Система административного права.

4. Место административного права в системе права РФ (связь финансового права с другими отраслями права).

5. Принципы административного права.

Методические рекомендации

Приступая к изучению какой-либо отрасли права, необходимо, прежде всего, иметь общее представление об этой отрасли. Именно эту цель преследует изучение тех вопросов, которые предлагаются студентам для рассмотрения и изучения в рамках первого вводного занятия.

В первую очередь, конечно, следует рассмотреть, что собой представляют сами понятия «управление», «государственное управление» и «исполнительная власть», а также определить место исполнительной власти в системе разделения властей. Важно охарактеризовать общественные отношения, регулируемые административным правом, привести их классификации, выявить функции административного права и особенности административно-правового регулирования, т.е. определить предмет изучаемой отрасли права.

Второй вопрос касается метода административного права. Известно, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, по предмету и методу правового регулирования. Основой разграничения отраслей, чаще всего, выступает предмет, однако и метод имеет немаловажное значение, так как именно он определяет пути и способы достижения поставленных целей. В целом административно-правовой метод можно охарактеризовать как императивный, или метод властных предписаний, основанный на неравноправии сторон и распорядительности волеизъявления. Однако этот метод имеет и свои особенные признаки, отличающие его от методов финансового, земельного и других отраслей права, а также набор определенных правовых средств воздействия: предписаний, запретов и т.д.

Третий вопрос занятия посвящен системе российского административного права. Студентам следует дать юридическое понятие системы как внутреннего строения отрасли права, обосновать необходимость систематизации административно-правовых норм. Самый важный компонент этого вопроса – характеристика частей административного права: Общей и Особенной. Кроме того, небезынтересно заметить, что ввиду предвидящегося реформирования административного законодательства в ближайшее время возможно появление еще одной, третьей, части данной отрасли – административного процесса.

Рассмотрение четвертого вопроса имеет целью определить место изучаемой отрасли права в системе права Российской Федерации. В литературе, посвященной административно-правовым вопросам, существует несколько точек зрения относительно самостоятельности административного права, а также перспектив его дальнейшего развития. Эти точки зрения желательно привести и обосновать. Наиболее полному раскрытию этих вопросов поможет сравнение административного и иных отраслей права по предмету и методу их правового регулирования, определение общих точек соприкосновения данной отрасли с конституционным, финансовым, уголовным, гражданским и иными отраслями права. Необходимо также обосновать распространенное мнение о том, что административное право наиболее тесно связано с конституционным правом.

Последний вопрос посвящен принципам административного права. Этот раздел также представляет собой значительный интерес, так как принципы любой отрасли права, в том числе и административного, являются наиболее общими руководящими идеями и положениями, определяющими наиболее су­щественные стороны данного вида деятельности, задающими основное направление для развития административного законодательства. В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех законодательных предписаний, регулирующих административные правовые отношения. В рамках данного вопроса нужно остановиться на характеристике принципов административного права, причем как на законодательно закрепленных, так и на тех, которые вытекают из смысла различных правовых актов.

Рекомендуемая литература

УЧЕБНАЯ:

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2005.

2. Административное право России: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. И. Мигачева, С. В. Тихомирова. М., 2006.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

4. Алексеев С. С. Общая теория права: Курс лекций: В 2т. Т.1. М., 1982.

5. Алехин А. П., Кормолцкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

6. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 2004.

7. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2005.

8. Бахрах Д. Н., Россинский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М., 2005.

9. Братановский С. Н. Административное право России: Учебное пособие. М., 2003.

10. Габричидзе Б. Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. М., 2004.

11. Государственное управление и административное право. М., 1978.

12. Елистратов А. И. Исполнительная власть в Российской Федерации. М., 1996.

13. Лунев А. Е. Теоретические проблемы государственного управления. М., 1974.

14. Панова И. Реформа административного производства назрела // Российская юстиция. №1. 2000.

15. Старилов Ю. Н. О сущности и новой системе административного права: некоторые итоги дискуссии // Государство и право. №5. 2000.

16. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2003.

17. Теория государства и права: Курс лекций. М., 2001.

НОРМАТИВНАЯ:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12.2004 N 214-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ, от 07.03.2005 N 14-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.03.2005 N 19-ФЗ, от 21.03.2005 N 21-ФЗ, от 22.04.2005 N 38-ФЗ, от 18.06.2005 N 66-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 02.07.2005 N 82-ФЗ).

Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения (2 часа)

Вопросы:

1. Нормы административного права

2. Источники административно-правовых норм

3. Понятие, особенности и виды административных правоотношений

4. Структура административно-правовых отношений

5. Юридические факты в административном праве

Методические рекомендации

Данное семинарское занятие подобно предыдущему является теоретическим. Он посвящено административно-правовым нормам и отношениям. Раскрывая первый вопрос, студенты в первую очередь должны остановиться на понятии административно-правовой нормы, ее особенностях и отличиях от норм всех иных отраслей права. Здесь же следует привести структуру норм, способы их реализации и их классификации по различным основаниям. При этом важно обратить внимание на деление норм административного права на материальные и процессуальные, так как административное право – это комплексная отрасль.

Второй вопрос касается источников норм административного права. Приступая к его изучению, следует, прежде всего, остановиться на понятии источника нормы, а также отметить, что в науке выделяют несколько оснований для классификаций источников. Одно из наиболее распространенных – классификация источников по их юридической силе (Конституция, международные договоры, акты Президента и др.). Следует знать и официальные издания органов государственной власти, в которых можно найти тексты тех или иных нормативно-правовых актов.

Вопрос об административных правоотношениях предполагает выделение их основных особенностей и дачу понятия этих специфических отношений. Для административных правоотношений характерно неравноправие сторон, так как одной стороной в них всегда является орган государственной власти или его уполномоченное должностное лицо. Следовательно, они всегда являются отношениями власти-подчинения, властеотношениями, которые могут возникать по односторонней инициативе государства без согласия второй стороны.

Четвертый вопрос заключается в рассмотрении структуры административного правоотношения. Как и любое другое правовое отношение, административное имеет четырехзвенную структуру: субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность. Наиболее специфичным в административном праве по сравнению с другими отраслями права является состав субъектов. Поэтому студенты должны подробно охарактеризовать именно субъектный состав административных правоотношений.

Последний вопрос занятия – об юридических фактах в административном праве. Проблема эта крайне важна, так как юридические факты являются основанием возникновения и прекращения всех административных правоотношений. Студентам следует остановиться на классификации фактов на юридические действия и события с их дальнейшей детализацией.

Рекомендуемая литература

УЧЕБНАЯ:

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2005.

2. Административное право России: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова, Ю. И. Мигачева, С. В. Тихомирова. М., 2006.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.

4. Алексеев С. С. Общая теория права: Курс лекций: В 2т. Т.1. М., 1982.

5. Алехин А. П., Кормолцкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2000.

6. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 2004.

7. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник. М., 2005.

8. Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. №3. С.13-21.

9. Бахрах Д. Н., Россинский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М., 2005.

10. Бельский К. С. Феноменология административного права: Учебник. Смоленск, 1995.

11. Братановский С. Н. Административное право России: Учебное пособие. М., 2003.

12. Габричидзе Б. Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. М., 2004.

13. Государственное управление и административное право. М., 1978.

14. Елистратов А. И. Должностное лицо и гражданин // Правоведение. 1994. №4.

15. Козлов Ю. М. Административные правоотношения. М., 1976.

16. Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М., 1978.

17. Сорокин В. Д. Административно-процессуальные отношения. Л., 1968.

18. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2003.

19. Теория государства и права: Курс лекций. М., 2001.

20. Тихомиров А. Ю. Курс администр

Наши рекомендации