ВОПРОС 54. Основные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации

1. Конституционные основы местного самоуправления в РФ

2. Формы осуществления местного самоуправления

1. Местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность граждан по решению вопросов местного значения, осуществляемая на уровне, следующим за уровнем субъекта Федерацйи.

Конституционные основы местного самоуправления составляют следующие положения:

ü органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

ü местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;

ü население муниципальных образований самостоятельно решает вопросы местного значения, владеет, пользуется и распоряжается муципальной собственностью;

ü население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления;

ü границы муниципальных территорий не могут быть.изменены без у .ла мнений жителей данных территорий;

ü местное самоуправление осуществляется гражданами как непосредственно, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.

В предмет ведения органов местного самоуправления, закрепленых конституционно входят:

ü управление муниципальной собственностью;

ü установление местных налогов и сборов;

ü формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;ос

ü уществление охраны общественного порядка;

ü иные вопросы местного значения.

Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключанные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Укз Президента РФ от 15.10.99 №1270 утверждает Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ для решения практических задач в сфере местного самоуправления, а также разрботки соответствующих нормативных правовых актов. В документе предлагается возлагать конкретные полномочия на органы власти, способные максимально эффективно их осуществлять.

2. Местное самоуправление может осуществляться гражданами

ü непосредственно;

ü через органы местного самоуправления

Формами непосредственного осуществления местного самоуправленияявляются:

ü местные референдумы;

ü муниципальные выборы;

ü собрание (сход) граждан;

ü народная правотворческая инициатива;

ü обращения граждан в органы местного самоуправления;

ü территориальное общественно самоуправление.

Местный референдумпроводится по вопросам местного значения, и его решения по юридической силе выше юридической силы актов органов местного самоуправления.

Местный референдум проводится обязательно:

ü в случае изменения границ территории;

ü при определении структуры органов местного самоуправления.

Местный референдум назначается органом местного самоуправления. Инициатива проведения данного референдума может принадлежать как указанному органу, так и гражданам. В референдуме могут участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования и и меющие право голоса. Голосование проходит тайно. Решение местного референдума является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Самой распространенной формой непосредственного народного волеизъявления являются муниципальные выборы. Они проходят на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. С помощью выборов формируются как представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления.

Устав муниципального образования может предусматривать возможность собраний (сходов) граждан, на которых решаются, как правило, локальные вопросы, непосредственно затрагивающие интересы жителей отдельных районов муниципального образования.

Народная правотворческая инациатива - внесение населением в органы местного самоуправления проектов правовых актов по вопросам местного значения - должна быть обязательно рассмотрена на открытом заседании с участием представителей населения и также является одной из форм прямого народного волеизъявления. К данным формам относятся и индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления и к их должностным лицам. Последние обязаны дать ответ на подобные обращения в течение .месяца и в случае нарушения порядка и сроков ответов на обращения граждан могут быть привлечены к административной ответственности.

Территориальным общественным самоуправлением является самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или создаваемыми им органами территориального общественного самоуправления. Также граждане могут осуществлять местное самоуправление в иных формах, не противоречащих Конституции и федеральным законам, законам субъектов РФ.

Помимо непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, оно может проводиться через органы местного самоуправления и их должностных лиц. Наличие данных органов в муниципальных образованиях обязательно. По общему правилу, это представительный орган местного самоуправления и глава муниципального образования.

Разновидность, наименование, сроки их полномочий определяются муниципальными образованиями самостоятельно и закрепляются в уставе.

Представительный орган и глава избираются населением на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Данные органы наделяются собственной компетенцией, а депутаты представительного органа, глава - особым статусом. Глава может избираться и представительным органом. Помимо указанных, к осуществлению местного самоуправления могут привлекаться и иные должностные лица для выполнения функций исполнительного характера.

Наши рекомендации