Институт Президента в конституционной системе государственной власти России
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
В Конституции главам, посвященным трем ветвям власти, предшествует глава 4 «Президент РФ». Это указывает на важность и особое значение Президента в организации государственной власти. По совокупности и значимости полномочий и функций, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации. Понятие функции и полномочия главы государства близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Согласно Конституции Президент РФ как институт государственной власти не относится ни к одной из трех ветвей власти. Он стоит выше них, контролирует их деятельность и вообще наделен обширными полномочиями.
Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ, согласно которой он:
1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
3) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
4) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Конституционные нормы наделяют его важными полномочиями по взаимодействию с Правительством РФ, законодательной (представительной), судебной властью.
Конституция установила «параметры» функционирования института Президента:
а) свободные, всенародные, прямые и альтернативные выборы (последние выборы происходили летом 1996 года);
б) четырехлетний срок полномочий;
в) запрет на занятие указанного поста более сроков подряд (ст. 81);
г) возможность отрешения от должности (ст. 93 Конституции РФ).
Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. В статус Президента РФ так же входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.
Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их выполнение с истечением его срока пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным главой государства.
2. Порядок избрания, полномочия и ответственность Президента РФ.
Порядок выборов Президента определяется Конституцией Российской Федерации (ст. 81) и на ее основе Федеральным законом от 13 января 2003г. «О выборах Президента Российской Федерации». В соответствии с Конституцией выборы главы государства осуществляются наиболее демократическим путем – на основе всеобщего, равного ипрямого избирательного права при тайном голосовании.
Конституция определила те требования, которым должен отвечать кандидат в Президенты. Для осуществления в высокой мере ответственных функций главы государства кандидат в Президенты должен обладать жизненным опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с законодательством зарубежных стран, это достаточно низкий возрастной уровень.
В Конституции Российской Федерации, в отличие от других стран нет таких ограничений для кандидатов в Президенты как: 1) принцип равного гражданства, т.е. не оговаривается, что лицо должно быть гражданином Российской Федерации по рождению; 2)обладание государственным языком; 3) принадлежность к определенной национальности. Так же в Конституции 1993 года не указывается предельно допустимый верхний возрастной ценз.
Новшеством явилось введение требования, а постоянном проживании в Российской Федерации не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом. Этого требования не было в нормах прежней Конституции, а оно целесообразно, поскольку Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, а его должны знать избиратели.
Конституцией и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» определяется процедура подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, которую можно разбить на несколько этапов.
Первый этап- принятие и объявление решения Совета Федерации о назначении выборов Президента.
Второй этап- подготовка проведения выборов - включает формирование списков избирателей, формирование избирательных участков, разнообразную подготовительную деятельность избирательных комиссий различных уровней.
Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.
Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может, занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Третий этап – проведение предвыборной агитации, которую осуществляют как непосредственно сами кандидаты, так и выдвинувшие их организации
Четвертый этап – само голосование. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня его избрания.
Пятый этап – подсчет голосов за выдвинутых кандидатов на всех избирательных участках, оформление результатов выборов.
Заключительным этапом является опубликование результатов прошедших выборов, а так же церемония вступления Президента РФ в должность и начало исполнения им возложенных на него обязанностей.
Процедура вступления в должность происходит на 30 день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст. 82 Конституции. Он сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России – Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.
В соответствии с Указом Президента от 5 августа 1996 г. официальными символами президентской власти являются: штандарт (флаг) Президента Российской Федерации; Знак Президента Российской Федерации; специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации.
Местонахождением оригинала штандарта (флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России – Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается и поднимается на его транспортных средствах.
Знак Президента Российской Федерации возлагается на Президента как главу государства на период его полномочий Председателем Совета Федерации. Использование Знака определяется нормами Государственного протокола.
На специальном экземпляре текста Конституции Российской Федерации Президент приносит присягу.
Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им присяги.
Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1 ст. 92 Конституции).
В соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное Собрание – парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.
В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически, реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства.
Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного - Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации (ч. 1 ст. 128). В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.
На Президента возложен Конституцией ряд полномочий, связанных с деятельностью парламента (ст. 84). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией.
Президент подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции).
Президент Российской Федерации утверждает военную доктрину Российской Федерации является: Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания.
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президенту предоставлено право вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87 Конституции). С соблюдением последнего условия Президент Российской Федерации уполномочен объявлять и о введении на территории России чрезвычайного положения (ст. 88 Конституции).
Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. К таким полномочиям относятся:
- решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища;
- награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации и высших специальных званий;
- осуществление помилования;
- право назначения всероссийского референдума;
- право вносить законопроекты в государственную думу;
- подписание и обнародование федеральных законов.
Для выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации(ст.83, п. «и»). Ее статус, структура, задачи и организация деятельности урегулированы в Положении об Администрации Президента Российской Федерации.
Администрация по своему правовому статусу является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента.
Для обеспечения деятельности Президента Администрация создает необходимые организационные, информационные, консультативно-правовые, материально-технические и другие условия, без которых невозможны осуществление полномочий главы государства, связь Презента Российской Федерации с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.
Полномочия Президента досрочно прекращаются в случаях:
1) его отставки;
2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
3) отрешения от должности.
Во всех указанных случаях обязанности Президента временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
В соответствии со ст. 91 Конституции Президент обладает неприкосновенностью. Ее рамки конституционно ограничены одним условием – отрешением от должности.
Отрешение Президента от должности – высшая форма ответственности Президента.
Исходя из статуса главы государства, факта всенародного избрания Президента порядок его отрешения от должности не может быть упрощенным. Для этого требуется инициатива не менее одной трети депутатов Государственной Думы. В самой процедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд. Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента от должности. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.