Основные теории происхождения государства и права
Понятие,сущность и признаки государства.
Госуда́рство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.
Признаки государства
Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):
конституция,военная доктрина,законодательство.
Наличие руководства (аппарат управления): президент (правительство),парламент,суд.
Управление и планирование: нормирование жизни общества (система права), государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,
хозяйственная деятельность (экономика),
собственная денежная система,налоговые сборы.
Собственность (ресурсы): территория,население,государственная казна,границы и т. д.
Наличие подчиненных организаций:
охрана правопорядка,вооружённые силы,периферийные административные организации.
Наличие государственного языка (языков).
Суверенитет (способность государства выступать в международном правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо).
Публичная власть.Гражданство.Государственные символы.
Система права. Отрасли права.
Под системой права принято понимать совокупность взаимосвязанных, согласованных, расположенных в определенном порядке по институтам отраслям права юридических норм в соответствии с особенностями и характером регулируемых ими общественных отношений и составляющих вместе единое целое.
В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального:
конституционное (государственное) право;
административное право;
гражданское право;
предпринимательское право
трудовое право;
финансовое право;
уголовное право;
экологическое право;
семейное право;
военное право;
право социального обеспечения и др.
Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.
К процессуальным отраслям права относятся:
гражданско-процессуальное право;
уголовное процессуальное право
арбитражный процесс (особенность России)
Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.
Понятие и виды отпусков
В соответствии со ст. 107 ТК РФ отпуск является одним из видов времени отдыха. Следовательно, отпуск – это промежуток времени, в течение которого работник освобожден от исполнения трудовых обязанностей, используемых работником по своему усмотрению. Однако отпуск отличается от других видов времени отдыха своей продолжительностью. Отпуск является наиболее длительным непрерывным отдыхом работника.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством, отличающим отпуск от других видов времени отдыха, является его продолжительность. Продолжительность отпуска, отдельных видов отпусков определяется законодательством.
Законодательством установлена еженедельная непрерывная продолжительность времени отдыха 42 часа, при пятидневной рабочей неделе она предполагает двое суток выходных, при шестидневной рабочей неделе – не менее 42 часов, то есть чуть меньше двух суток. Отпуск должен быть больше непрерывного еженедельного отдыха, он исчисляется в календарных днях. В связи с чем минимальная продолжительность отпуска не может быть меньше трех календарных дней, то есть на один календарный день больше еженедельного непрерывного отдыха.
Еженедельный непрерывный отдых может быть присоединен к отпуску, но в его продолжительность не входит. Поэтому при его присоединении к отпуску продолжительность непрерывного отдыха работника составляет не менее пяти календарных дней.
К отпуску могут быть присоединены дни, компенсирующие переработанные в учетном периоде часы. Такие дни могут быть признаны дополнительным отпуском, если предоставляются работнику продолжительностью не менее трех календарных дней. Данный отпуск предоставляется работнику сверх установленной законодательством продолжительности отпусков.
В связи с изложенным отпуск может быть определен как разновидность времени отдыха, в течение которого работник освобожден от исполнения трудовых обязанностей, используя его по своему усмотрению, продолжительность которого не может быть меньше установленной законодательством, в любом случае он должен длится не менее трех календарных дней.
Можно использовать различные критерии при классификации отпусков.
В зависимости от продолжительности в законодательстве отпуска подразделяются на основные и дополнительные. Основной отпуск имеет большую продолжительность, тогда как дополнительный его дополняет будучи меньшей продолжительности.
Отпуска могут быть классифицированы в зависимости от уровня нормативных правовых актов, которыми гарантируется их предоставление. Существуют основные и дополнительные отпуска, предусмотренные федеральным законодательством. Субъекты РФ в пределах имеющихся у них полномочий могут предусматривать предоставление работникам дополнительных по сравнению с федеральным законодательством отпусков.
В локальных актах организации за счет средств работодателя также может быть предусмотрено предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков. Предоставление неоплачиваемых отпусков по инициативе работодателя является ухудшением положения работников по сравнению с федеральным законодательством. Поэтому условия о предоставлении таких отпусков не должны появляться в локальных актах организации.
В зависимости от того, подлежит ли отпуск оплате или нет, отпуска подразделяются на оплачиваемые отпуска и отпуска без сохранения заработной платы. Предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков улучшает положение работников по сравнению с законодательством. В законодательстве субъектов РФ, локальных актах организации могут появиться дополнительные по сравнению с федеральным законодательством случаи предоставления отпусков без сохранения заработной платы в интересах работников.
Предоставление работникам права уйти в отпуск без сохранения заработной платы может стать условием, улучшающим их положение, лишь в том случае, когда такой отпуск соответствует имеющимся у них интересам. То есть инициатива на предоставление этого отпуска должна исходить от работника.
Появление у работодателя права направить работников в отпуск без сохранения заработной платы ограничивает возможности работников на использование своих способностей к труду за вознаграждение. В связи с чем наличие у работодателя такого права рассматривается как ухудшение положения работников по сравнению с законодательством.
Отпуска могут быть классифицированы в зависимости от цели их предоставления. Например, отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, отпуск, предоставляемый в связи с обучением. Отпуска, которые предоставляются с определенной в законодательстве целью, могут быть названы целевыми. Отпуска, не имеющие подобной цели при предоставлении, являются не целевыми, так как законодатель цели их использования не определяет. Работник использует указанные отпуск для самостоятельно определенных целей.
Отпуска могут получить иную классификацию в зависимости от своей продолжительности. В частности, отпуска продолжительностью от трех до четырнадцати календарных дней должны признаваться краткосрочными. Данный срок установлен в качестве минимума для части ежегодного оплачиваемого отпуска, то есть основного отпуска. Отпуска продолжительностью свыше 14 календарных дней до 28 календарных дней следует признавать отпусками нормальной продолжительности, поскольку данная норма определена в действующем законодательстве.
Отпуска продолжительностью свыше 28 календарных дней следует назвать удлиненными, так как их продолжительность превышает установленную законодательством продолжительность основного отпуска.
Могут быть использованы и другие критерии для классификации отпусков, в частности, в зависимости от субъекта, которому предоставляется отпуск. По этому критерию могут быть выделены отпуска, предоставляемые инвалидам, несовершеннолетним, лицам с семейными обязанностями, работникам с особыми условиями труда или службы. В науке трудового права могут появиться и другие основания для классификации отпусков на виды, они будут иметь не только теоретическое, но и практическое значение.
48. брак. Понятие, заключение и прекращение
Брак — это добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленных законом условий и порядка, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности.
Заключение брака
Для того чтобы брак имел юридическую силу необходимо соблюдение установленных законом условий и порядка заключения брака. Они содержатся в главе 3 СК РФ.
Условия заключения брака — это обстоятельства, необходимые для государственной регистрации заключения брака.
В теории семейного права принято выделять материальные и формальные условия.
К первым относятся:
разнополость лиц, вступающих в брак. Это условие вытекает из текста п. 1 ст. 12 СК РФ: «Для заключения брака необходимы согласие мужчины и женщины(выделено — М.К.), вступающих в брак...».
взаимное добровольное согласие лиц, вступающих в брак. Воля лиц, вступающих в брак, должна формироваться свободно, т.е. женщина или мужчина самостоятельно, без постороннего воздействия других лиц выбирает себе будущего супруга (супругу) и решает вопрос о заключении брака. Наличие насилия, обмана, угрозы и других неправомерных воздействий на волю гражданина как со стороны одного из вступающих в брак, так и других лиц приводит к недействительности брака.
Внешним выражением воли лиц, вступающих в брак, является дача каждым из них добровольного осознанного согласия на вступление в брак между собой.
Осознанный характер волеизъявления означает, что лицо понимает значение своих действий и их последствий. Если данный признак отсутствует (например, вследствие сильного алкогольного или наркотического опьянения лица либо наличия психического заболевания у лица, не признанного судом недееспособным), то заключение брака не должно регистрироваться.
Взаимность согласия состоит в том, что каждый из будущих супругов выражает свое намерение вступить не просто в брак с любым лицом, а с конкретным гражданином, указанным в совместном заявлении, поданным в орган загса.
Согласие выражается лично, сначала при подаче совместного заявления в орган загс, затем устно в процессе государственной регистрации заключения брака и подтверждается подписью в книге регистрации актов гражданского состояния.
Согласие третьих лиц, в том числе родителей будущих супругов, на заключение брака не требуется.
достижение брачного возраста, который является единым для женщины и мужчины и составляет 18 лет на момент государственной регистрации заключения брака. Это требование распространяется на всю территорию Российской Федерации.
Введение данного условия определяется тем фактом, что к этому возрасту гражданин достигает необходимой степени физической, психической и социальной зрелости. Он может без ущерба своему здоровью иметь детей, осознанно принимать решения по вопросам жизни семьи, самостоятельно выбирать род занятий, профессию и распоряжаться своими доходами.
Поскольку фактическое сожительство складывается и в более раннем возрасте, то по достижении лицами, желающими вступить в брак, возраста 16 лет, при наличии уважительных причин и по их просьбе органы местного самоуправления могут разрешить им вступить в брак. Уважительными причинами, как правило, являются беременность несовершеннолетней или рождении ею ребенка, совместное проживание, неизлечимая болезнь одного из будущих супругов, призыв на военную службу, убытие в длительную командировку и др.
Необходимо обратить внимание на несколько аспектов. Во-первых, согласие родителей несовершеннолетнего лица на вступление его (ее) в брак не требуется. Их мнение может лишь учитываться при решении вопроса о выдаче соответствующего разрешения. Во-вторых, эмансипированный несовершеннолетний, который приобрел полную гражданскую дееспособность, должен также получить разрешение на вступление в брак в органе местного самоуправления на общих основаниях. В-третьих, разрешение на вступление в брак выдается органом местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак. В-четвертых, отказ в выдаче такого разрешения может быть обжалован в суд лишь лицами, желающими вступить в брак.
Заключение брака лицами, не достигшими возраста 16 лет, возможно только в тех субъектах РФ, где принят закон, устанавливающий порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения может быть разрешено до достижения указанного возраста. Такие законы приняты в 22 субъектах РФ: Республике Башкортостан, Вологодской, Владимирской, Калужской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Тверской областях и других субъектах РФ.
Особые обстоятельства (уважительные причины), дающие основание на ранние браки, чаще всего заключаются в беременности несовершеннолетней или рождении ею ребенка. К ним также могут относиться отсутствие обоих родителей у вступающих в брак, непосредственная угроза жизни одному из вступающих в брак,... призыв жениха на военную службу.
Решение о снижении брачного возраста обычно принимается главой областной (городской, районной) администрации или уполномоченными ими должностными лицами по заявлению несовершеннолетних лиц, желающих вступить в брак, и их родителей при обязательном представлении документов, подтверждающих наличие особых обстоятельств для заключения брака...
Примечательно, что законодательством некоторых регионов также установлена необходимость получения заключения органа опеки и попечительства об отсутствии препятствий к вступлению в брак...
Анализ законодательства субъектов РФ показывает, что нет единого подхода в определении минимального возраста, по достижении которого допускается заключение брака. Как правило, снижение возраста возможно до 14 или 15 лет, но в законах некоторых субъектов РФ (например, Республики Башкортостан, Новгородской и Орловской областях) вообще отсутствуют возрастные ограничения, т.е. брак может быть разрешен и лицу любого возраста.
Такой разрозненный подход представляется не совсем оправданным. Более того, О.А. Хазова отмечает, что по вопросу условий и порядка снижения брачного возраста законодательные акты некоторых субъектов РФ содержат необоснованные положения и противоречия федеральному законодательству5. В связи с этим было бы целесообразнее определить порядок и условия, при наличии которых допускается вступление в брак до достижения 16 лет, на федеральном уровне — непосредственно Семейным кодексом РФ.
В России не установлены верхний предел брачного возраста и ограничения относительно разницы в возрасте будущих супругов.
отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. К ним относятся:
хотя бы одно лицо, вступающее в брак, уже состоит в другом зарегистрированном браке. Этот запрет обусловлен двумя обстоятельствами: моногамностью брачного союза и признанием юридической силы только за браком, зарегистрированным в органах загса. Под другим зарегистрированным браком понимают не прекративший в установленном законом порядке прежний брак, зарегистрированный в органах загса, или приравненный к нему брак. Если одно из лиц, вступающих в брак, состоит в браке, заключенном по религиозным обрядам, национальным и местным обычаям либо фактически сожительствует с другим лицом, то данное обстоятельство не является препятствием к заключению законного брака;
лица, вступающие в брак, являются близкими родственниками. Этот запрет обусловлен медико-биологическими и морально-этическими причинами, т.к. вероятность рождения детей с тяжелыми патологическими заболеваниями и пороками развития от таких браков значительно выше, чем у лиц, не являющихся родственниками. Кроме того, в современном обществе существует отторжение к кровосмешению. К близким родственникам относятся родители и дети; дедушка, бабушка и внуки; полнородные и неполнородные братья и сестры. При этом значение имеет как юридически оформленное родство, так и фактическое родство тех же степеней. Более дальнее родство, а также отношения свойства не являются препятствием к заключению брака;
лица, вступающие в брак, являются усыновителями и усыновленными. Этот запрет обусловлен морально-этическими соображениями, поскольку правоотношения между усыновителем и усыновленным юридически приравнены к родительским отношениям. По действующему законодательству этот запрет не распространяется на брак родственника усыновителя и усыновленного ребенка. В юридической литературе высказано мнение о недопустимости браков между усыновителем и потомством усыновленного, поскольку на названных лиц должны распространяться те же правила, что и на родственников по прямой восходящей и нисходящей линии6. На наш взгляд, данное положение обосновано, поскольку п. 1 ст. 137 СК РФ установлено, что усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются к родственникам по происхождению. Следовательно, должен не допускаться брак между усыновителем и детьми усыновленного, между родителем усыновителя и усыновленным;
хотя бы одно лицо, вступающее в брак, признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Поскольку недееспособный не может понимать значение своих действий и руководить ими, то он не способен дать осознанного согласия на вступление в брак. Это, в свою очередь, ведет к нарушению принципа добровольности брачного союза. Кроме того, вероятность рождения детей с психическими заболеваниями и пороками развития у таких граждан выше. Данный запрет распространяется не на всех лиц, страдающих психическим заболеванием, а только на тех, кто в установленном ст. 29 ГК РФ и главой 31 ГПК РФ порядке признан судом недееспособным.
од прекращением брака понимается окончание семейных правоотношений между супругами законно существующего брака, зависящее от наступления определенных семейным законодательством юридических фактов.
Юридическими фактами (они же являются и основаниями), прекращающими брак,являются:
смерть одного из супругов;
объявление судом одного из супругов умершим',
• расторжение брака (развод) по заявлению:
одного супруга;
обоих супругов:
• опекуна супруга, признанного судом недееспособным. 3* Прекращение брака вследствие смерти супруга или объявления
супруга умершим не требует специальной процедуры. Брак считается прекращенным:
в случае смерти супруга — с момента смерти супруга;
в случае объявления супруга умершим — с момента вступления в законную силу решения суда об объявлении супруга умершим.
Документами, подтверждающими наличие основания для прекращения брака, являются:
свидетельство о смерти, выданное органам загса;
• вступившее в законную силу решение суда о объявлении суп
руга умершим. В случае явки супруга, объявленного судом умершим, прекращенный брак может быть восстановлен органом загса только по совместному заявлению супругов, т. е. если такие заявления не последуют, предыдущий брак считается прекращенным.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).
2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.
3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосуцарственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.
4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.
5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.
6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям". Из психологии индивида выводил необходимость создания государства и права 3. Фрейд- основатель влиятельного психологического направления в социологии и учениях о государстве и праве.
7. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев высшей расой, приданной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.
8. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.