Права человека и права гражданина, различие между правами и свободами
Важнейшие международные НПА: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международный пакт о правах человека 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и 11 протоколов к этой Конвенции. Начиная с франц-й Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов. Лишь конституции тоталитарных социалистиче-ских стран, а также некоторых других тоталитар-ных режимов говорят только о правах гражданина, выдвигая их на первый план и считая их дарованными гос-вом. Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчуждаемых прав человека передовые представители «третьего сословия», революци-онной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монархов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование защиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными движениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма.
К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «тре-тьего» и «четвертого» поколения, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права гос власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.
Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному гос-ву, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями госорганов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в поли-тические партии, право на участие в управлении делами гос-ва и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет гос-ва, на гос медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей гос-ва, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и др обстоятельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический хар-р. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться гос-вом, его органами.
В странах тоталитарного социализма, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию - правам граждан и правам трудящихся. В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социально-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предоставляются только трудящимся гражданам. Последние могут обладать и другими преимуществами (иногда «эксплуататоры» лишались избирательных прав, гос гарантии права на охрану здоровья закреплялись только за трудящимися).
Соотношение между правами человека и правами гражданина даже в демократических странах различно и порой зависит от субъективного выбора составителей той или иной конституции. Одно и то же право в одной конституции может быть сформулировано как право человека, а в другой - как право гражданина, хотя есть такие права, к характеристике которых все демократические конституции подходят одинаково. Например, права, указанные в ст. 15-18 Испанской Конституции (право на жизнь, физическую и моральную целостность, свобода религии и вероисповедания, немедленное информирование об основаниях задержания или ареста, право на честь, личную и семейную тайну) практически везде определяются как права человека. Для Конституции Греции характерно включение в этот перечень еще и права на свободу передвижения.
различие между правом и свободой Субъективное право есть мера возможного поведения лица. Думается, что данное определение подходит и к свободе. Если исходить из смысла ст. 11 Конституции Германии, свободу германский законодатель понимает как право.
Свобода - это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Право-это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан. Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы др индивидов - таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени
Иногда в конституциях можно встретить упоминание права на какую-либо свободу, но чаще говориться о праве свободно что-либо делать или, наоборот, не делать. Например, в Конституции Италии 1947 г. "все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и любым другим способом распространения мыслей.Все же в большинстве случаев, когда речь идет о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность. Например, если провозглашается право на охрану здоровья, обязанным субъектом должны выступать гос учреждения здравоохранения, либо определенные практикующие медики. Когда же говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу ограничивать или отрицать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу, то есть практически к любому возможному нарушителю свободы. Если конституционно провозглашена свобода слова, человек вправе требовать у гос-ва защиты от любого субъекта, препятствующего ему публично говорить то, что хочет.Различие между правом и свободой достаточно условно, оно применимо не во всех случаях. Например, если провозглашена свобода преподавания ( академическая свобода ), то очевидно, что данная свобода преподавателя, работающего в учебном заведении, непременно предполагает наличие обязательного субъекта - администрации или попечителя учебного заведения, к-рые прежде всего обязаны уважать и гарантировать данную свободу, но к-рые прежде всего и могут оказаться нарушителями свободы.