Источники конституционного права в зарубежных странах

Материальная и формальная, фактическая и юридическая конституция в зарубежных странах

Понятие конституции сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская 1787 г и Французская 1791 г. «Конституция» - - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется основной закон гос-ва, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельности органов власти, управления, суда основные права, свободы и обязанности граждан.

Конституция в материальном смысле (представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, определяющих высшие органы гос-ва, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к гос власти и обществу. Конституции в материальном смысле принято классифицировать, в частности, на писаные и неписаные. Писаные конституции (конституции в формальном смысле) представляют собой либо единый нормативный акт (существуют в подавляющем большинстве стран), либо совокупность нескольких конституционных или органических законов (Швеция, Испания ).Не-писаные конституции состоят из норм консти-туционного хар-ра, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях (характерны для стран англо-саксонской правовой семьи (за исключением США), конституция Великобритании).Октроированные конституции (дарованные), конституция, издаваемая главой гос-ва без участия представительных органов (Иран,Афганистан).

В формальном смысле конституция -- это основной закон гос-ва, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления, форму государственного устройства и правовое положение личности. Это документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе его практического применения обс-тановка меняется. На практике складывается такой порядок осуществления гос власти, к-рый может существенно отличаться от порядка, предписанного конституцией. Этот реальный порядок осуществления государст-венной власти называется фактической конституцией или конституцией в материальном смысле слова. Фактическая и юридическая конституции мо-гут, как совпадать, так и расходиться.

Конституцию от всех других правовых актов отличает следующее:

1 особый субъект, к-рый устанавливает конституцию или от имени к-рого она принимается;

2 учредительный, первичный хар-р конституционных установлений;

3 всеохватывающий объект конституционной регламентации, т.е. сфера общественных отношений, воздействие на к-рые она распространяет;

4 особые юридические свойства: верховенство, высшая юр сила, порядок принятия, внесение в нее поправок, специфические формы охраны и др.

Полномочия парламента.

- Главная задача парламента — принятие законов.

- Парламент утверждает роспись доходов и расходов гос-ва (гос бюджет) +налоги+ денежная эмиссия+ внутренние и внешние займы;

- Парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы го­сударства, формируя их целиком или в части (другую часть может назна­чать президент). Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция.

- В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратифика­цию (при ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь ратифицировать его в целом или отказаться сделать это), + право денонсации (расторжение договоров);

- Назначение референдумов (есть не везде);

- решение вопросов обороны и безопасности (объявление военного, осадного положения, заключать мир);

-судебные полномочия (Палата Лордов, импичмент, объявление амнистии);

- Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. (Вопросы, к. правительству, Дебаты по заранее определенным вопросам, Интерпелляция, вопрос о вотуме недоверия, Доклады и отчеты правительства и министров о своей деятель­ности, Парламентские слушания, Парламентские расследования, Деятельность парламентских комиссаров и других органов при парламенте, Созыв специальных заседаний парламента для контроля за дей­ствиями органов исполнительной власти в особых ситуациях, Импичмент, Контроль за делегированным законодательством).

Монархи и их статус

Монарх. Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной мо­нархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнитель­ной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.

Как уже говорилось, монарх получает и передает свой пост по наследству. Существует несколько систем наследования:

1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в том числе дочери, исключаются из числа наследников престола (Бельгия, Норвегия, Япония и др.);

2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и старшая сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г., Испания, Нидерланды и др.);

3) австрийская (она существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин (на практике, во всяком случае в последние столетия, жен­щины по данной системе пост монарха не занимали);

4) шведская, в соответствии с которой по закону 1980 г. женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами. В настоящее время 18-летняя дочь короля Швеции, у которого есть еще младший сын, является претендентом на трон и действует как заместитель короля во время его отъездов из страны (до принятия закона 1980 г. в этом государ­стве трижды правили королевы: в XIV, XVII и XVIII вв.);

5) мусульманская, когда трон наследует, по существу, не определен­ное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Ку­вейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же семья при участии высших свя­щеннослужителей и мусульманских ученых (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи (так было, например, в Саудов­ской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном благо­честии);

6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь пле­мени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочис­ленных сыновей покойного. В Свазиленде это делает племенной совет

Правовое положение монарха. Монарх — лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответст­венности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политичес­кую ответственность несут его министры.

Монарх имеет право на особый титул — король, султан и т.д. Иногда его официальный титул очень длинный, так как включает разные владе­ния монарха. Он имеет право на особое обращение «Ваше Величество», которое не может использоваться при обращении к другим лицам в дан­ном государстве, кроме супруги монарха. Монарх обладает государст­венными регалиями (трон, корона и др.), имеет свой двор — лиц, заняты? обслуживанием его самого и семьи, но оплачиваемых из государственного бюджета. Для этого парламент ежегодно выделяет денежные средст­ва — цивильный лист.

АБСЕНТЕИЗМ

неучастие избирателей в голосовании при выборах депутатов и должностных лиц, а также в голосовании на референдумах.

Для противодействия А. в некоторых странах устанавливают штрафные санкции или иную юридическую ответственность избирателей.

АККЛАМАЦИЯ

(лат. acclamatio — «крик, восклицание») упрощённый порядок принятия или отклонения какого-либо решения на основе реакции участников, выражаемой в виде аплодисментов, восклицаний, реплик и пр. непосредственного (неформального) изъявления своего мнения.

Иногда принятие решения в порядке аккламации проводится от противного, то есть решение считается принятым, если при обсуждении не высказываются возражения.

Один из ранних примеров применения аккламации для решения вопросов государственной важности — голосование на апелле

, народном собрании в древней Спарте.

В древнем Риме впервые законодательное закрепление аккламация получила в связи с изданием закона императора Константина (правившего в 306—337) об «аккламациях» (праве городского населения выражать возгласами одобрение или неодобрение зачитываемых в цирке постановлений властей).

АПАТРИД (АПОЛИД)

Лицо без гражданства, подданства.

ЛОББИЗМ

в широком смысле нацеленная на отстаивание и проведение в жизнь интересов определенных социальных групп деятельность в государственных органах представителей негосударственных организаций, выражающих такие интересы. В более узком смысле подЛ. понимают воздействие на депутатов парламента путем личного или письменного обращения или другим способом (организация массовых петиций. потока писем, публикаций) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого - добиться принятия или отклонения определенного законопроекта. Лоббисты могут представлять заранее подготовленные законопроекты, оказывать консультативную помощь, содержать свои конторы при законодательных органах. Л..по сути.представляет собой одну из форм реализации конституционного права граждан участвовать в управлении своей страной. Возник в США. ныне существует во всех демократических странах. Поскольку Л. на практике нередко оказывается связанным с коррупцией. в ряде стран принято законодательство. строго регулирующее методы лоббистской деятельности. В США специальный закон о Л. был принят в 1946 г.; он предусматривает регистрацию лоббистских организаций.

В РФ правовое регулирование Л. отсутствует. Осенью 1995 г. ГД рассмотрела и не смогла одобрить в первом чтении проект ФЗ о регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти.

ДИФФАМАЦИЯ

(из лат. diffamatio «разглашение, распространение») распространение порочащих сведений, которые могут не носить клеветнического характера, или опозорение в печати; действие, известное уголовному законодательству как преступление, близкое к клевете, но отличающееся от неё двумя признаками:

1.Диффамация есть оглашение каких-либо позорящих фактов в печати, тогда как клевета может быть совершена как в печати, так и на словах (публично) или в письме.

2.В диффамации преступный момент заключается в самом оглашении в печати позорящих сведений, независимо от их правильности, клевета же всегда рассматривается как сообщение заведомо ложных сведений.

ДЖЕРРИМЭНДЕРИНГ

(англ. Gerrymandering; также избирательная геометрия, избирательная география) произвольная демаркация избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения политических сил в них и, как следствие, в целом на территории проведения выборов. Джерримендеринг нарушает равенство избирательных прав граждан (принцип равного представительства: равное количество депутатов от равного количества избирателей).

Реже джерримендеринг применяется для сглаживания неравенства в административном делении страны.

Джерримендеринг широко применяется в странах с мажоритарными выборами в парламент и сильной партийной системой (в частности, США). Чтобы в парламент попало максимальное количество «своих» депутатов, избирателей оппозиционной партии концентрируют в нескольких округах, а в остальных делают небольшой, но уверенный перевес своей партии. Для этого создают округа с неравным количеством избирателей, а также округа причудливой территориальной формы.

В США технология манипулирования границами округов использовалась, в частности, для снижения роли чернокожих избирателей. Округа «нарезались» таким образом, что к районам с доминированием чернокожего населения добавлялись районы с белым населением. В результате происходила нейтрализация чернокожих избирателей, и их кандидаты не могли пройти в выборные органы

ИНДЕМНИТЕТ

(от лат. indemnitas — безущербный) в международном праве возмещение ущерба, компенсация. Это предусмотренное национальным законодательством вознаграждение депутатов за их деятельность, включающее в себя заработную плату, компенсацию за оплату проезда, пользование услугами связи, покрытие расходов на резиденцию, поездки.

Парламентский индемнитет

Под «парламентским индемнитетом» понимают привилегию депутата на свободные выступления и голосования в парламенте. Это означает, что он не несет ответственности за любые действия, совершенные им при исполнении служебных обязанностей. И даже после того, как депутат перестает быть членом парламента, никто не может привлечь его к ответственности за эти действия.

КОНТРАСИГНАТУРА

скрепление акта главы государства подписью министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. К. формально объясняется тем, что глава государства не ответственен за свои действия (за исключением случаев государственной измены и иных преступлений, если речь идет о президенте). Встречающаяся значительно реже К. актов главы правительства соответствующими министрами объясняется стремлением усилить солидарность кабинета и придать акту премьер-министра форму коллективного выступления правительства.

ЛОКАУТ

увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным, трудовым спором, и объявлением забастовки, а также ликвидация или реорганизация организации, филиала, представительства. ФЗ РФ от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" запрещает Л. в процессе урегулирования коллективного трудового спора, в том числе при проведении забастовки.

НАТУРАЛИЗАЦИЯ

юридический процесс приобретения гражданства на основе добровольного желания соискателя гражданства. Порядок принятия в гражданство регулируется законодательством государства. Обычно для приобретения гражданства необходимо соблюдение ряда условий (знание языка, наличие жилья и т. д.). Термин «натурализация» (англ. naturalization) исторически означает приобретение прав природных (англ. natural) граждан (или подданных). В рамках натурализации иногда выделяют:

§ регистрацию — приобретение гражданства по заявлению лица без каких-либо дополнительных условий (обычно категории лиц, имеющих право использовать данный способ, оговорены законом);

§ дарование гражданства — обычно почётное дарование гражданства лицу главой государства за какие-либо заслуги (если подобное предусмотрено законодательством).

Натурализация обычно предусматривает ряд условий. Одним из них является так называемый квалификационный период — время нахождения в стране. В большинстве случаев он составляет пять лет, как в Швеции или Нидерландах. В Швейцарии квалификационный период составляет 12 лет. В ряде стран квалификационный период уменьшается для лиц титульной национальности. Например в Японии вместо 5 лет используется 3 года для детей японской национальности, рождённых за рубежом. В арабских странах данный период сокращен для арабов. В Израиле квалификационный период для евреев отсутствует вообще — согласно Закону о возвращении они становятся гражданами с момента прибытия в страну. Тот же самый порядок действует и в Армении, относительно этнических армян, рождённых за рубежом.

Вотум обязательный

существующая в некоторых странах юридическая обязанность всех дееспособных граждан принимать участие в голосовании на выборах государственных органов власти под угрозой наложения штрафа.

Ограниченный вотум

Эта система, как и две последующие, относится к числу так называемых предпропорциональных. Суть системы в том, что у избирателя в многомандатном избирательном округе меньше голосов, чем следует избрать депутатов от избирательного округа. Цель заключается в том, чтобы обеспечить представительство не только большинства, но и меньшинства избирателей. Мандаты передаются кандидатам, получившим наибольшее число голосов.

Данная система впервые была предложена французским математиком М.Ж. Кондорсе (1743–1794) в одном из выступлений в Конвенте в 1793 году при обсуждении порядка избрания первичных собраний, которые должны были избирать выборщиков (последние избирали представителей в Национальное законодательное собрание). Действие системы можно понять на следующем гипотетическом примере.

В трехмандатном избирательном округе каждый из 100 тыс. избирателей имеет по два голоса. Общее число голосов, следовательно, 200 тыс. Предположим, что сторонники партии А составляют 59 % избирателей, а сторонники партии Б – 41 %. Каждая партия должна выдвинуть, по крайней мере, по два кандидата с тем, чтобы не рисковать проиграть своему противнику. Два кандидата партии Б получили по 41 тыс. голосов (т.е. всего 82 тыс.). Если А выдвинула только двух кандидатов, получивших по 59 тыс. голосов, то Б автоматически получает только одно место. Если партия А выдвинет трех кандидатов, то она со своими 118 тыс. голосов рискует не получить второго места, а может рассчитывать только на одно, если ее голоса равномерно распределятся между тремя кандидатами. Партия Б, если выдвинет двух кандидатов, в таком случае уверенно завоюет два мандата.

В настоящее время названная система применяется в Испании для избрания сенаторов в четырехмандатных избирательных округах, где каждому избирателю предоставлено по три голоса. По общему правилу наиболее сильная партия в этих округах получает три места, оставляя одно конкуренту, набравшему большее число голосов, чем остальные. Система применялась на Мальте до введения на острове пропорциональной системы в 1921 году. Каждый избиратель обладал четырьмя голосами в семимандатных округах.

Правда, таким образом может получить завышенное представительство и весьма незначительная группа избирателей, если за одного из кандидатов проголосовало подавляющее их большинство. Если, например, в двухмандатном округе, где баллотировались пять кандидатов, один из них получил 90 % голосов, то избранным окажется также кандидат с наибольшим числом голосов из остальных четырех кандидатов, на которых всех вместе пришлось только 10 % голосов. Думается, однако, что в большинстве случаев это все же будет лучше, чем когда голоса противников победивших кандидатов вообще пропадают.

ПАНАШИРОВАНИЕ (панашаж)

(фр. panachage - смесь, соединение избирательных списков) - на выборах по пропорциональной системе представительства установленное законом разрешение избирателю голосовать одновременно за кандидатов из различных партийных списков. Применяется в Швейцарии, Швеции, Норвегии.

Петиционный референдум

народное голосование по законопроекту, который требует определенного числа граждан, подписавших петицию о принятии соответствующего закона. применяется в большинстве штат

Позитивная дискриминация

это политические меры, применяемые для создания статистического равенства в должностях, уровнях образования, дохода для представителей разных полов, рас и этносов. Позитивная дискриминация осуществляется путем предоставления преимущественных прав или привилегий для определенных групп. Фактически, название «позитивная дискриминация» является эфемизмом политики предоставления привилегий на основании пола, расы, этноса и соответствующего отношения к конкретному человеку, при котором «позитивностью» считается достигаемая цель — статистическое равенство, ради которой целесообразно поступиться принципом равенства всех людей вне зависимости от расы, пола, или вероисповедания.

79. праймериз
сша предварительные (первичные) выборы, в ходе которых выдвигаются кандидаты в депутаты центральных и местных представительных учреждений, кандидаты на другие выборные должности, делегаты национальных партийных конвентов, члены партийных комитетов демократической и республиканской партий. применяется с 1842 г.

Принцип Дисконтинуитета

Это принцип межсессионного периода, который означает, что все дела, не получившие в течение сессии завершения, прекращаются с ее окончанием, и на следующей сессии те же вопросы могут начинаться с самого начала - США, Великобритания.

Принцип Континуитета

Это принцип межсессионного периода, который означает, что прохождение законопроекта не прекращается с закрытием сессии палат - Индия, Италия

Салическая система

женщины совершенно исключаются от права наследования. В прошлом такие правила действовали во Франции, Бельгии, Швеции, Италии, Дании, Норвегии, Пруссии. На протяжении XX века этот принцип был отменён во всех европейских странах, где сохраняется монархия, и ныне действует лишь в Японии. См. подробнее статью Салический закон. В то же время законодательство Лихтенштейна, исключая от права наследования женщин, допускает наследование престола потомками по женской линии в случае полного прекращения всех потомков мужского пола данной династии;

Экспатриация

утрата гражданства. законодательство о гражданстве некоторых государств (напр., сша) в той его части, которая касается утраты гражданства; основана на "доктрине свободы э.". ее сущность состоит в том, что натурализация гражданина влечет за собой автоматическую утрату им первоначального гражданства.

Плебисцит

опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории. в некоторых странах (напр., во франции) считается синонимом референдума. с формально-юридической точки зрения процедуры п. и референдума совпадают.

Источники конституционного права в зарубежных странах

Источниками констит права в зарубежных странах являются нормативные акты, к-рые содержат нормы, регулирующие конституционно-право-вые отношения. Главным источником данной от­расли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские гос-ва) служит конституция- основ­ной закон. К другим источникам относятся:

1) законы - конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламен­та продлить этот срок);

2) внутригосударственные публично-правовые договоры (напри­мер, национальный пакт 1943 г. в Ливане о распределении высших госу­дарствен-ных должностей между приверженцами разных религий, соглашение о разделении Чехоcловакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Слова­кию, Конституционное соглашение между президентом и парламентом Украины 1995 г);

3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутрен­нюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одоб­рения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);

4) акты главы гос-ва и исполнительной власти (указы мо­нархов, декреты президентов, постано-вления правительства, акты мини­стров, некоторых ведомств, например постановления центра-льной изби­рательной комиссии о порядке соста-вления списков избирателей). Осо­бая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имею­щим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже деле­гирования по-лномочий парламентом (как, например, в Великобрита­нии), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительны­ми полномочиями президента (Франция);

5) акты. органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), к-рые дают официальные тол­кова-ния конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) - ре­шения судов высоких инста-нций, публикуемые ими и становящиеся ос­новой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются источ­ника-ми права, т.е., по существу, не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс зап-рещает судам формулировать нормы права, но они делают это, особенно в области административного права; такие нормы создает и Конституционный совет, в частности по вопросу о пра­вах личности;

7) конституционный обычай - сложившееся в практике единооб­разной деятельности органов государства правило, имеющее устный ха­р-р, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций;

8) религиозные источники, особенно в монархических гос-вах с феодальными и родовыми пере-житками, в частности по вопросу о пре­столона-следии. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран -священная книга, содержащая, по преданию, записи про­поведей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоя­щим выше конституции;

9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

10) международно-правовые акты, например Европейская конвен­ция о правах человека 1950 г.. Договор ФРГ и ГДР о процедуре объ­единения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., Маа­стрихтский договор 1992 г. о Европейском союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую деклара­цию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г. (далее — Международные пакты о правах человека).

На локальном уровне - в субъектах федерации, автономных образо­ваниях — действуют свои источники конституционного права (напри­мер, конституции штатов в США, конституция Занзибара в Танзании, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах не­редко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Во многих развивающихся странах актами, регулирующими принци­пиальные вопросы (например, реорганизацию федерации в Нигерии, из­менение формы правления в Эфиопии), были акты военных и революци­онных советов — временных органов власти, создававшихся после оче­редного военного переворота (декреты, прокламации и т.д.). Иногда важ­нейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий (Конго, Заир и др.).

Наши рекомендации