Экономические предпосылки формирования союза России и Белоруссии
Проблемы в белорусской экономике, начавшиеся до образования союза, продолжались и принимали драматические формы. Сам президент говорил, что экономика находится в «свободном падении».
Глубокая экономическая депрессия, отбросившая страну на 116 место по уровню платежеспособности -- дальше Казахстана, Украины и Узбекистана, -- имели объективные и субъективные причины. Объективные заключались, прежде всего, в полной зависимости от иностранных (т.е. российских) поставок энергии, цены на которые Москва (с некоторыми послаблениями для Минска) подняла до мирового уровня, и которые Белоруссия была не в состоянии оплачивать (рисунок 1).
Кроме того, Белоруссия имела специализацию «советского сборочного цеха» и в высшей степени была включена в систему разделения труда между республиками СССР. Как следствие, после установления таможенных границ между странами СНГ белорусский экспорт в Россию резко сократился с более чем 80% в 1991 г. до 53% в 1996 г., и заключенный позднее таможенный союз с Россией скорее способствовал экспорту из России в Белоруссию, чем наоборот. Таким образом, Белоруссия до конца 1996 г. имела дефицит внешнеторгового баланса в $1.4 млрд., из них только в торговле с Россией -- $624 млн. В то же время из-за низкой конкурентоспособности белорусской продукции возможна была лишь ограниченная переориентировка на западные рынки.
В результате этих, а также иных неблагоприятных факторов можно проследить непрерывное ухудшение экономических показателей Белоруссии до создания союза (рисунок 2).
Еще один впечатляющий пример распада экономики -- взаимные задолженности предприятий, которые к концу 1995 г. достигли 57% ВНП.
Исходя из приведенных данных, можно говорить о том, что объединение двух государств могло способствовать восстановлению баланса экономики Белоруссии. Несомненно, Россия тоже получала преимущества в виде расширения своей территории, что всегда выступает положительным явлением в государстве, а также огромного притока рабочей силы за счет населения Белоруссии.
Понимая значимость экономических реформ для создания благополучного будущего своих народов, Россия и Белоруссия посчитали целесообразным и необходимым восстановление утраченных межгосударственных хозяйственных связей на новой - рыночной - основе, чтобы совместно в рамках Союзного государства обеспечить защищенность своих граждан в экономической сфере.
Под экономической безопасностью Союзного государства понимается состояние защищенности жизненно важных интересов российско-белорусского интеграционного союза от внутренних и внешних угроз, которое обеспечивается национальными и союзными институтами власти путем налаживания более эффективного функционирования и развития народнохозяйственных комплексов в рамках единого экономического пространства.
Состояние экономики с точки зрения ее жизнеспособности характеризуется комплексом показателей, важнейшими из которых являются: оценка ресурсного потенциала и возможности его эффективного использования; соответствие капитала и труда требуемому уровню; конкурентоспособность экономики; целостность территории и экономического пространства; способность противостояния внешним и внутренним угрозам для обеспечения социальной стабильности.
При построении Союзного государства обеспечение экономической безопасности становится важным направлением экономической политики. В ней фокусируется вся сложность процессов, которые происходят в союзных странах в ходе внутренних реформ и экономической трансформации на переходе от одной общественно-политической системы к другой. Она, по существу, становится непременным условием устойчивого развития, чтобы обеспечить защищенность гражданина и общества в Союзном государстве.
Необходимость создания такого государства заключается в том, что от союзных стран на современном этапе требуется объединение их потенциалов для решения поставленных экономических задач. Отвлечение сил и средств на нейтрализацию существующих угроз затрудняет достижение стратегической цели и при определенных условиях может сделать достижение цели невозможным. Укрепление экономической безопасности Союзного государства подчиняется задаче создания таких внутренних и внешних условий, при которых обеспечивалось бы благополучие и устойчивое поступательное развитие личности, общества и экономики как в России, так и в Белоруссии.
Политические предпосылки образования Союзного государства
С точки зрения определенных военно-политических кругов, в российском руководстве объединение России с Белоруссией представляет собой адекватный ответ на запланированное расширение НАТО на восток и предоставляет в распоряжение России военно-стратегическое предполье на западе. Однако, это осложняет формирование особых отношений между Россией и НАТО: при выдвижении российских войск, возможно, с ядерными компонентами, к белорусско-польской границе под вопросом окажутся обязательства НАТО не размещать на территории стран-кандидатов на вступление ядерное оружие и иностранные войска, т.е. протест России против продвижения военной инфраструктуры НАТО на восток стал бы менее убедителен, если бы Москва продвинула свою военную инфраструктуру на запад.
Для Белоруссии объединение с Россией в военно-политическом плане означает следующее: Россия берет на себя обслуживание и уничтожение оружия, находящегося на территории Беларусии; обеспечивает демонтаж и вывод российского ядерного оружия и стратегических ракетных вооружений с территории Белоруссии; Россия становится мощной силовой поддержкой в случае конфликтных ситуаций.
У стран - непосредственных соседей Белоруссии на двустороннем уровне растет недоверие к новому объединению. Симптоматичен в этом смысле необычный шаг президентов Польши, Литвы и Украины -- заявление от 20 ноября 2005 г., в котором они выразили глубокую озабоченность происходящем в Белоруссии и призвали уважать права и гражданские свободы. Стратегическое сближение России и Белоруссии в сочетании с установлением авторитарного режима три соседние страны воспринимают как источник повышенного риска для собственной безопасности и стабильности.
С военно--политической точки зрения объединение России и Белоруссии представляет собой крупный шаг вперед и оказывает сдерживающее влияние на вход европейских стран в блок НАТО. В некоторой степени это объединение сказалось на заключении договора между Россией и НАТО, касающегося неразмещения ядерного оружия и войск блока на территории стран-участниц.
Процесс единения Белоруссии и России происходил в условиях дальнейшего обострения геополитического противоборства в мире. В современной международной обстановке геополитическая значимость союза еще в большей степени возрастает. Скорейшее развитие Союзного государства будет способствовать созданию условий для формирования многополярного мира, обеспечению стабильности и безопасности на евразийском континенте. Сегодня Белоруссия является самым последовательным и надежным союзником России в отстаивании ее национальных интересов на международной арене, обеспечении безопасности, суверенитета и территориальной целостности. В силу особого геополитического положения Республика Беларусь является своеобразным мостом между Европой и Азией, наличие которого существенным образом укрепляет позиции России как великой евразийской державы.
Не является секретом, что любые попытки сближения и объединения народов бывшего Советского Союза встречают жесткое противодействие западных геополитических конкурентов. Все годы становления Союзного государства Белоруссии и России осуществляется его целенаправленная дискредитация. В первую очередь это касается Белоруссии, в отношении которой предпринимаются беспрецедентные шаги по дискриминации ее политического и экономического курса, осуществляется постоянное давление на руководство суверенной республики.
Но, несмотря на это, с образованием Союзного государства создаются реальные предпосылки дальнейшей интеграции России и Белоруссии в единое общеевропейское пространство, качественного укрепления их позиций на международной арене. Таким образом, обе страны выигрывают от сближения как в экономическом, так и в политическом плане.