Социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации
Разграничение полномочий между уровнями власти и реформирование межбюджетных отношений кардинально меняет всю систему взаимоотношений федерального центра и субъектов Российской Федерации в сфере экономики.
К 2005 году следует завершить процесс реформирования предоставления финансовой помощи из федерального бюджета, направленного на уточнение структуры и объемов отдельных ее составляющих фондов, кардинальное упрощение, повышение объективности и прозрачности распределения финансовых средств.
В рамках реформирования бюджетной системы необходимо завершить создание правовой основы новой системы межбюджетных отношений, обеспечивающей четкое разграничение расходных и доходных полномочий органов власти разных уровней. В рамках разграничения расходных и доходных полномочий необходимо уже в 2004 году радикально сократить, а в дальнейшем полностью ликвидировать "необеспеченные мандаты" бюджетов всех уровней, включая федеральный бюджет. При этом следует исходить из необходимости создания условий для укрепления собственной экономической базы регионов, адекватной оценки их финансовых и ресурсных возможностей.
Предстоит продолжить решение проблем Калининградской области, связанных прежде всего с расширением Европейского союза.
Актуальной задачей остается стабилизация экономической и социально-политической ситуации в Чеченской Республике.
Будут осуществляться меры по реализации Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации с целью совместного решения экономических, транспортных, энергетических, гуманитарных и других проблем приграничных территорий.
Повышение самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должно найти отражение в совершенствовании региональной политики и межбюджетных отношений в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Рациональная интеграция России в мировую экономику
Приоритетной задачей является углубление интеграции на пространстве СНГ. Основой этого процесса будет формирование Единого экономического пространства, объединяющего экономические потенциалы России, Белоруссии, Казахстана и Украины. В соответствии с Концепцией формирования Единого экономического пространства первоочередной мерой должно стать оформление договорно-правовой базы экономической интеграции. Необходимо обеспечить свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы без изъятий и ограничений. Предстоит последовательно формировать общий таможенный тариф Евразийского экономического сообщества, воздерживаясь во взаимной торговле между государствами - участниками Сообщества от специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
В рамках строительства Союзного государства необходимо стремиться к введению российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Белоруссии.Следует устранить существующие барьеры во взаимной торговле государств - участников СНГ, создать эффективную платежно-расчетную систему, сформировать нормативную правовую базу, которая позволит обеспечить добросовестную конкуренцию на национальных рынках.
Развитие стратегического партнерства Российской Федерации с Европейским союзом должно базироваться на работе по созданию общих пространств (экономического пространства, пространства свободы, безопасности и правосудия, пространства внешней безопасности и пространства научных исследований и образования, включая культурные аспекты). При этом нужно сохранить традиционные товарные потоки и рынки сбыта для российских экспортеров и минимизировать негативные для интересов России торгово-экономические последствия расширения ЕС. Необходимо расширять потенциал сотрудничества в области энергетики, подготовить специальное соглашение по калининградскому грузовому транзиту и двусторонние соглашения о сотрудничестве.
Другими важнейшими направлениями внешнеэкономической политики остаются отношения с США, Китаем, Индией, Японией.
Необходимо в возможно короткие сроки завершить двусторонние переговоры по вопросу присоединения России к ВТО с учетом необходимости обеспечения национальных интересов. Для этого следует ускорить приведение правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами указанной организации. Это поможет создать прозрачную систему хозяйственных отношений внутри России, будет содействовать привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику, позволит защитить интересы российских компаний за рубежом.