Неприкосновенность (иммунитет) членов парламента.

Неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в ст. 98 Конституции РФ, —один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкос новенности личности. Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публич ным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом лич ности парламентария в силу осуществляемых им государствен ных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым —парламента, их самостоятельности и независимо сти. Закрепление неприкосновенности в Конституции РФ являет ся определенным исключением из общей конституционной нор мы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено не обходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и за конодательного органа. Нарушение положений закона, регули рующего вопросы неприкосновенности членов Совета Федера ции и депутатов Государственной Думы, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полно мочий. Они не могут быть привлечены к уголсншой или к адми нистративной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соот ветствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев за держания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено феде ральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность парламентариев распространяется на их жи лые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транс портные средства, переписку, используемые ими средства связи, а также на принадлежащие им документы. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной и административной от ветственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их стату су, в том числе и по истечении срока их полномочий. Если в свя зи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Госу дарственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производ ство дознания, предварительного следствия или начало произ водства по делу об административном правонарушении, преду сматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы не прикосновенности. Члены Совета Федерации и депутаты Госу дарственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских по казаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельст вах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей. В случае возбуждения уголовного дела или начала производст ва по делу об административном правонарушении, предусматри вающем административную ответственность, налагаемую в су дебном порядке, в отношении действий члена Совета Федера ции, депутата Государственной Думы орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматриваю щем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следова теля обязан внести в соответствующую палату Федерального Со брания представление о лишении члена Совета Федерации, депу тата Государственной Думы неприкосновенности. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, нала гаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Особый порядок привлечения депутата к уголовной или к ад министративной ответственности, налагаемой в судебном поряд ке, составляет одну из существенных черт парламентского имму нитета. По своей природе парламентский иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутата при осуществлении им собст венно депутатской деятельности (реализации депутатских полно мочий, выполнении депутатских обязанностей). Как отмечалось, его нельзя привлечь к уголовной и административной ответст венности за высказанное мнение, позицию, выраженную при го лосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата. Если же в связи с такими действиями депутатом были допущены нарушения, ответственность за которые предусмотрена федераль ным законодательством, возбуждение уголовного дела, проведе ние дознания и предварительного следствия, досудебное произ водство по административным правонарушениям могут иметь место только в случае лишения его неприкосновенности. Без ли шения депутата неприкосновенности для него не может насту пить ответственность за действия (или бездействие), связанные с выполнением депутатских обязанностей. Из Конституции РФ, однако, следует, что неприкосновен ность парламентария не означает его освобождения от ответст венности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению публично-правового характера парламент ского иммунитета и его превращению в личную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие из консти туционного принципа равенства всех перед законом и судом, а с другой —нарушение конституционных прав потерпевших от пре ступлений и злоупотреблений властью. Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных Конституцией РФ, в отношении парламентария допустимо осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия или производства по административным правонарушениям вплоть до принятия ре шения о передаче дела в суд в соответствии с положениями Уго ловного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса РФ, Ко декса РФ об административных правонарушениях без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Вместе с тем это не означает лишения парламентария непри косновенности. Следственные действия в отношении членов Со вета Федерации и депутатов Государственной Думы должны осу ществляться под непосредственным надзором Генерального про курора РФ, ибо именно он вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении парламента рия неприкосновенности. Если палата, рассмотрев представле ние, установленным большинством голосов не примет на основа нии имеющихся материалов решения о лишении депутата непри косновенности, вопрос о его предании суду снимается. Без согласия палаты судебное разбирательство не может иметь места.





Наши рекомендации