Мандат российских парламентариев: императивный или свобод ный?

От ответа на этот вопрос зависит главное в статусе парла ментария: возможность или невозможность действовать только в соответствии со своими убеждениями, нести или не нести ответ ственность перед своими избирателями. Под императивным мандатом понимаются полномочия, полу ченные депутатом от своих избирателей при условии, что он обя зан выполнять их наказы и нести перед ними ответственность за свои действия. Если депутат не выполняет свои предвыборные обещания или вообще работает в парламенте неудовлетворитель но, то избиратели вправе отозвать его. Следовательно, депутат не свободен в выборе своей позиции при решении вопросов в пар ламенте, он должен служить не народу в целом, а своим избира телям. Напротив, свободный мандат предполагает, что депутат не должен быть связан наказами избирателей, а действовать в пар ламенте исходя из своих убеждений в интересах всего народа. Та кой мандат исходит из понимания возможности несовпадения общих и местных интересов народа и необходимости отдавать предпочтение общим интересам. При свободном мандате не мо жет быть отзыва депутатов, а ответственность за свою деятель ность он несет не перед своими избирателями, а перед народом в целом. Эти разновидности мандатов в разных вариациях присущи всем странам мира. Императивный мандат весьма подходит тота литарным государствам, которым нужны внешние формы ≪наро доправства≫, хотя право отзыва в таких государствах практически нигде не реализовалось. Правовое демократическое государство исходит из того, что наказы избирателей и прямая ответствен ность депутатов перед избирателями имеют смысл и практиче скую осуществимость скорее на уровне местного самоуправле ния, но на общенациональном уровне парламенты решают более сложные вопросы в интересах народа, и депутаты должны высту пать как представители всего народа, а не только своих избирате лей. Поэтому в современных демократических странах утверди лись системы свободного мандата. Свободный мандат не означает полную свободу действий пар ламентария, он зависит от установок своего партийного руковод ства во фракции, связан желанием снова баллотироваться на предстоящих выборах в парламент в своем избирательном округе. Однако юридически его право голосовать при решении того или иного вопроса ничем не ограничено. Поняв, что его предвыбор ные обещания были нереальными или популистскими и идут вразрез с общенародными интересами, депутат вправе отказаться от выполнения этих обещаний. Во всей своей деятельности депу тат должен в первую очередь руководствоваться Конституцией, законами и своей совестью. В Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его половинчато. В целом можно считать, что императив ный мандат отвергнут, поскольку права отзыва на федеральном уровне уже нет. Не существует и юридически закрепленной обя занности депутата поддерживать политику какой-либо политиче ской партии, строго следовать фракционной дисциплине и отчи тываться перед избирателями. Отсутствие санкций за нарушения депутатских обязанностей позволяет депутату поступать в соот ветствии со своими убеждениями, свободно выступать в СМИ и т. д. Практически таким же статусом обладают и члены Совета Федерации. Хотя они являются представителями органов госу дарственной власти своих субъектов РФ, но не предусмотрено никакой обязанности членов палаты выполнять какие-либо на казы избирателей.

Общие требования к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации.

Членом Совета Федерации в соответствии с Федеральным законом ≪О порядке формирования Совета Феде рации Федерального Собрания Российской Федерации≫ является представитель субъекта РФ: законодательного органа государст венной власти субъекта РФ и исполнительного органа государст венной власти субъекта РФ. Депутатом Государственной Думы признается избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Феде ральным законом. Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы при осуществлении ими своих полномочий обеспечиваются усло вия для беспрепятственной и эффективной реализации их прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ, законами, рег ламентами палат. В своей деятельности члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы должны руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, предвыборной программой и своими убеждениями. Одно и то же лицо не может одновременно являть ся членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Срок полномочий.

Срок полномочий депутата Государствен ной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий. Срок полномочий члена Совета Федерации определяется с момента его избрания (назначения) в соответствии с названным Законом и заканчивается днем избрания (назначения) вновь из бранного члена Совета Федерации, за исключением предусмот ренных этим Законом случаев досрочного прекращения полно мочий. Решение законодательного органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации тайным голосованием оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного органа государствен ной власти —совместным постановлением обеих палат. Решение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа) о назначении представителя в Совете Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного ор гана). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный орган субъекта РФ. Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации. Решения об избрании (о назначении) членов Совета Федера ции направляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной власти не позднее пяти дней после вступления в силу указанных решений. В тот же срок избранный (назначен ный) член Совета Федерации должен представить в Совет Феде рации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федера ции, либо копию документа, удостоверяющего, что им было по дано заявление об освобождении от таких обязанностей. Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государствен ной Думы прекращаются досрочно в случаях: 1) утраты ими гражданства Российской Федерации либо при обретения гражданства иностранного государства; 2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда; 3) признания недееспособными на основании решения суда, вступившего в законную силу; 4) признания безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу; 5) смерти; 6) призыва на военную службу с их согласия. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случаях: 1) письменного заявления о сложении своих полномочий; 2) избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления; 3) поступления на государственную или муниципальную службу, вхождения его в состав органа управления хозяйственно го общества или иной коммерческой организации, занятия им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятель ности; 4) роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотрен ных ст. 111 и 117 Конституции РФ.

Наши рекомендации