Вопрос № 76 Формирование Совета Федерации: история и современность.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 95) в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Фе дерации: по одному от представительного и исполнительного ор ганов государственной власти. В то же время в ч. 2 ст. 96 указано, что формирование Совета Федерации устанавливается федераль ным законом. Эти конституционные положения позволяют сделать два оче видных вывода. Во-первых, в Совете Федерации должно насчи тываться по два представителя от каждого субъекта РФ, вследст вие чего и председатель палаты должен быть избран из этого числа членов. Во-вторых, поскольку в одной и той же статье Конституции законодатель указал, что Совет Федерации ≪форми руется≫, а Государственная Дума образуется путем ≪выборов≫, то тем самым он с очевидностью установил, что порядок образова ния Совета Федерации отличается от порядка образования Думы. Однако без ответа оставались существенные вопросы: кто и ка ким образом в субъектах РФ назначает или избирает этих двух представителей двух ветвей государственной власти. Должны ли они избираться населением каждого субъекта РФ или делегиро ваться главой администрации и органом законодательной власти. Если остановиться на выборности населением, то возникает до полнительная необходимость обеспечить, чтобы такие выборные лица выражали точку зрения законодательной и исполнительной власти. Но как этого добиться? Эти вопросы вызвали острую дискуссию в парламентских кругах, которая, затянувшись до конца 1995 г., когда срок полномочий Совета Федерации первого созыва истекал, едва не привела к параличу всей федеральной парламентской системы. Постепенно всем стало ясно, что про вести выборы членов Совета Федерации в субъектах Федерации синхронно с выборами депутатов Государственной Думы уже по времени невозможно, а избранная в установленный срок Госу дарственная Дума второго созыва не могла бы начать функцио нировать, пока не образован Совет Федерации. В этих условиях, после рассмотрения в Государственной Думе многих вариантов законопроектов, Думой был принят весьма ла коничный Закон (всего четыре статьи), ставший известным по имени его инициатора как ≪Закон Чилингарова≫. Закон установил, что в Совет Федерации в качестве предста вителей от каждого субъекта РФ должны входить глава законода тельного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти. Это положение было коренным образом изменено Федеральным законом ≪О порядке формирования Со вета Федерации Федерального Собрания Российской Федера ции≫. Закон устанавливает общие требования к членам Совета Фе дерации и порядок избрания (назначения) представителей от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Членом Совета Федерации может быть из бран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Член Совета Федерации — представитель от представительно го органа государственной власти субъекта РФ избирается зако нодательным (представительным) органом государственной вла сти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при форми ровании этого органа путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Фе дерации — представитель от двухпалатного законодательного ор гана избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. В случае досрочного пре кращения полномочий члена Совета Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ новый член Совета Федерации — представи тель от этого органа должен быть избран не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Фе дерации. Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федера ции от законодательного органа вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. В двухпалатном законодательном органе кандидатуры вносят ся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат. Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести на рассмотрение этого ор гана альтернативные кандидатуры. Представитель в Совете Федерации от исполнительного орга на государственной власти субъекта РФ не позднее трех месяцев назначается высшим должностным лицом на срок его полномо чий. Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации.





Кандидаты для избрания (назначения) в качестве представи теля в Совете Федерации обязаны представить соответственно в законодательный орган или высшему должностному лицу (руко водителю высшего исполнительного органа):

1) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения);

2) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на пра ве собственности.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полно мочий данного члена Совета Федерации. Полномочия прекраща ются со дня принятия Советом Федерации решения о подтвер ждении полномочий нового члена Совета Федерации — предста вителя от того же органа государственной власти субъекта РФ. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досроч но по основаниям, предусмотренным Федеральным законом ≪О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государст венной Думы Федерального Собрания Российской Федерации≫. Порядок принятия Советом Федерации решений о подтвержде нии полномочий вновь избранных (назначенных) членов Совета Федерации и решений о прекращении полномочий устанавлива ется Регламентом Совета Федерации. По представлению Председателя Совета Федерации полномо чия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекра щены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение). Но орган государственной власти субъекта РФ вправе не рассматривать такое представление Пред седателя Совета Федерации. Решение вопроса о порядке формирования Совета Федерации в 1995 г. трудно было назвать удачным. По Конституции РФ Со вет Федерации — это постоянно действующий орган, что можно обеспечить при условии, если для его членов исполнение их обя занностей в палате является единственным родом занятий. Но этого не было, так как главы законодательных и исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ тоже избирались в постоянно действующие органы и к тому же были весьма пере гружены текущей работой. Получалось, что при этих условиях состав Совета Федерации объективно не мог стать постоянным на какой-то единый срок. Но другого решения законодатели в то время не нашли. Нынешний порядок формирования Совета Федерации ис правляет недостаток прежнего порядка, поскольку включает в со став Совета Федерации членов на постоянной профессиональной основе. Но при этом состав палаты все же подвержен частым из менениям, поскольку избрание в субъектах РФ глав представи тельных органов и наделение полномочиями глав исполнитель ных органов государственной власти осуществляется несинхрон но. Вследствие этого в течение каждого года в Совете Федерации происходит смена каких-то его членов.

Наши рекомендации