Вопрос 37. Основные элементы конституционно-правового статуса субъектов S РФ.

Российское государство – это федерация.

РФ образована совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ:

1)территориальный принцип;

2)национальный принцип;

3)национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения.

По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения.

Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ:

1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ);

2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией);

3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории);

4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения);

5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой);

6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим– автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ:

1) не обладают государственным суверенитетом;

2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ;

3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин;

4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством;

5) все субъекты РФ равноправны.

Республика– это субъект РФ, который КРФ называет государством. Вхождение в состав федерации свидетельствует об отсутствии у республики сувереного государства.

Статус республкии определяетсяКРФ и Креспублики.

Статус республики предполагает:

1)Наличие органов гос-власти (законодательной,судебной, исполнительной)

2)Неприкосновенность территории и границ

3)Наличие конст-правовй системы (К, ФКЗ,ФЗ)

4)Наличие республиканского гражданства

5)Установление своего гос-языка

6)Возможность быть самостоятельным участником международныз и внешнеэкономических связей при координирующей роли фед-органов

7)Наличие гос-символики

8)Разделение компетенции (между фед-органами гос власти и органами гос-власти республики)

9)отсутсвтие права выхода из состава федерации

Края,области,города федерального значения являются государственно-территориальеыми образованиями в составе РФ. В отличие от республик КРФ не называет их государствами.

Статус края,области,города фед-значения определяется – КРФ и Уставом S.

Статус края,области,города фед-значения предполагает:

1)Наличие органов гос-власти (законодательной, исполнительной,судебной)

2)Наличие собственной территории, границы которой не могут быть изменены без согласия SРФ

3)Наличие устава,собственного законодательства

4)Возможность учреждать свою символику (герб,флаг)

5)Возможность быть самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей при координирующей роли фед-органов

6)Разделение компетенции (между фед-органами гос-власти и органами гос-власти SРФ)

7)отсутствие права выхода из состава федерации.

Автономная область. Единственная авт область в составе РФ является Еврейская автономная область. После выхода в 1999 году из состава Хабаравского края область входит непосредственно в состав РФ (ЗАкон от 15 декабря 1990г)

Статус автономной области – определяется КРФ, Уставом автономной области, возможно принятие ФЗ об автономной области

Статус автономной области предполагает:

1)Наличие органов гос-власти (законодательной,исполнительной,судебной)

2)Наличие собственной территории, границы которой не могут быть изменены без согласия области

3)Наличие устава, собственного законодательства

4)Возможность учреждать свою символику (герб,флаг)

5)Возможность быть самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей при координирующей роли фед-органов

6)Разделение компетенции (между фед-органами гос-власти и органами гос-власти области)

7)Отсутствие права выхода из состава федерации

Автономный округ – субъект Федерации, входящий, кроме того, в состав области или края. Исключение составляет Чукотский автономный округ, который входит непосредственно в состав РФ (Закон от 17 июня 1992)

Статус автономного округа определяется – КРФ, уставом АО, договором между автономным округом и краем, областью, в состав которой он входит, ФЗ (в случае принятия).

Статус АО предполагает:

1)Наличие органов гос-власти (законодательной, исполнительной, судебной)

2)Наличие собственной территории, границы которой не могут быть изменены без согласия округа

3)Наличие устава, собственного законодательства

4)Возможность учреждать собственную символику

5)Возможность быть самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей при координирующей роли фед-органов

6)Разделение компетенции (между фед-органами гос-власти и органами гос-власти округа)

7)Отсутствие права выхода из состава федерации

Наши рекомендации