Вопрос 37. Основные элементы конституционно-правового статуса субъектов S РФ.
Российское государство – это федерация.
РФ образована совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.
Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.
Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.
В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ:
1)территориальный принцип;
2)национальный принцип;
3)национально-территориальный (смешанный) принцип.
Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения.
По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.
Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения.
Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.
Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.
Виды субъектов РФ:
1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ);
2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией);
3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории);
4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения);
5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой);
6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).
В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.
Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим– автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.
Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».
Признаки субъектов РФ:
1) не обладают государственным суверенитетом;
2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ;
3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин;
4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством;
5) все субъекты РФ равноправны.
Республика– это субъект РФ, который КРФ называет государством. Вхождение в состав федерации свидетельствует об отсутствии у республики сувереного государства.
Статус республкии определяетсяКРФ и Креспублики.
Статус республики предполагает:
1)Наличие органов гос-власти (законодательной,судебной, исполнительной)
2)Неприкосновенность территории и границ
3)Наличие конст-правовй системы (К, ФКЗ,ФЗ)
4)Наличие республиканского гражданства
5)Установление своего гос-языка
6)Возможность быть самостоятельным участником международныз и внешнеэкономических связей при координирующей роли фед-органов
7)Наличие гос-символики
8)Разделение компетенции (между фед-органами гос власти и органами гос-власти республики)
9)отсутсвтие права выхода из состава федерации
Края,области,города федерального значения являются государственно-территориальеыми образованиями в составе РФ. В отличие от республик КРФ не называет их государствами.
Статус края,области,города фед-значения определяется – КРФ и Уставом S.
Статус края,области,города фед-значения предполагает:
1)Наличие органов гос-власти (законодательной, исполнительной,судебной)
2)Наличие собственной территории, границы которой не могут быть изменены без согласия SРФ
3)Наличие устава,собственного законодательства
4)Возможность учреждать свою символику (герб,флаг)
5)Возможность быть самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей при координирующей роли фед-органов
6)Разделение компетенции (между фед-органами гос-власти и органами гос-власти SРФ)
7)отсутствие права выхода из состава федерации.
Автономная область. Единственная авт область в составе РФ является Еврейская автономная область. После выхода в 1999 году из состава Хабаравского края область входит непосредственно в состав РФ (ЗАкон от 15 декабря 1990г)
Статус автономной области – определяется КРФ, Уставом автономной области, возможно принятие ФЗ об автономной области
Статус автономной области предполагает:
1)Наличие органов гос-власти (законодательной,исполнительной,судебной)
2)Наличие собственной территории, границы которой не могут быть изменены без согласия области
3)Наличие устава, собственного законодательства
4)Возможность учреждать свою символику (герб,флаг)
5)Возможность быть самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей при координирующей роли фед-органов
6)Разделение компетенции (между фед-органами гос-власти и органами гос-власти области)
7)Отсутствие права выхода из состава федерации
Автономный округ – субъект Федерации, входящий, кроме того, в состав области или края. Исключение составляет Чукотский автономный округ, который входит непосредственно в состав РФ (Закон от 17 июня 1992)
Статус автономного округа определяется – КРФ, уставом АО, договором между автономным округом и краем, областью, в состав которой он входит, ФЗ (в случае принятия).
Статус АО предполагает:
1)Наличие органов гос-власти (законодательной, исполнительной, судебной)
2)Наличие собственной территории, границы которой не могут быть изменены без согласия округа
3)Наличие устава, собственного законодательства
4)Возможность учреждать собственную символику
5)Возможность быть самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей при координирующей роли фед-органов
6)Разделение компетенции (между фед-органами гос-власти и органами гос-власти округа)
7)Отсутствие права выхода из состава федерации