Межотраслевые связи науки уголовно процессуального права
Отдельного внимания при анализе сферы возникновения комплексных
публичных правоотношений заслуживает такой вид государственно-властной
деятельности, как прокурорский надзор. С выделением из системы отече-
ственной прокуратуры Следственного комитета РФ со всей очевидностью
стало ясно, что в целом акценты деятельности собственно прокуратуры сме-
стились с традиционных уголовно-процессуальных отношений к иным груп-
пам правоотношений, связанных с осуществлением надзорной деятельности.
Можно сказать, что прокурорский надзор - это деятельность комплексного
характера, сочетающая в себе участие прокуроров в различных типах пуб-
личных правоотношений, начиная с уголовно-процессуальных и заканчивая
финансовыми.
Деятельность избирательных комиссий по организации и проведению вы-
боров является сугубо публичной, включая в себя и участие в конституцион-
ных, административных, муниципальных, финансовых правоотношениях, а
также в правоотношениях процессуального характера666. С учѐтом того, что
избирательные комиссии являются и участниками так называемых спорных
публичных производств (конституционного, гражданского, административ-
ного), то их деятельность выходит за рамки исключительно избирательных
правоотношений. Впрочем, вполне реалистично толковать избирательные
правоотношения как один из ярких примеров комплексных публичных пра-
воотношений, охватывающих несколько видов государственно-властнойдея-
тельности
В силу существования так называемых комплексных отраслей законода-
тельства (экологического, земельного, трудового) можно предположить, что
публично правовые споры и отношения соответствующего вида ответствен-
ности также относятся комплексным публичным правоотношениям в силу
наличия публичных норм в этих отраслях. Но это не так однозначно. Во-
первых, экологическое и земельное право включают в себя нормы как пуб-
личного, так и частного права. Соответственно, выделяя публичное мы при-
ходим к его специфическому административно-правовому механизму реали-
зации и имеем дело не с экологическим или земельным, а с административ-
но-правовым отношением спорного или деликтного характера.
Итак, имея ввиду, что комплексное публичное правоотношение всегда име-
ет и материальную и процессуальную публичную составляющую выделяют-
ся следующие комплексные публичные правоотношения:
1. комплексные государственные (конституционные);
2. комплексные административные;
3. комплексные финансовые;
4. комплексные уголовно-правовые;
5. комплексные межотраслевые.
Для комплексности публичных правоотношений важно, чтобы присут-
ствовал не только публично-правовой механизм реализации материальных
норм, но и комплексный характер в известных случаях носили сами матери-
альные нормы (конституционные, финансовые, административные, уголов-
ные). В этой ситуации вполне логичным выглядит включение в материально-
правовую часть комплексного публичного правоотношения и норм частного
права. Типичным примером могут выступать правоотношения по управле-
нию государственной собственностью. Если говорить в данном контексте о
материальных нормах так называемых комплексных отраслей, например, зе-
мельного, экологического, то возникает вопрос обусловленный тем, что сами
комплексные отрасли включают в себя нормы различных отраслей права и не
могут рассматриваться как первичные.
Комплексные межотраслевые правоотношения типа трудовых, земельных,
экологических, агарных разнородны по степени своего признания в юриди-
ческой науке и практике. Если трудовые правоотношения получили призна-
ние в качестве сочетающих в себе публично-правовые и частно-правовые
начала специфической направленности, то другие из названных и неназван-
ных пока ещѐ только находят признание не столько в теории, сколько на
практике. Соответственно встаѐт вопрос можем ли мы выделять правоотно-
шения земельной, экологической, аграрной ответственности? Вряд ли. Хотя в
части касающейся экологических правонарушений существуют специфиче-
ские некодифицированные формы воздействия на правонарушителей.
346
Например, обязание его восстановить состояние земель, повреждѐнных в ре-
зультате нерационального использования. Однако речь здесь идѐт о специ-
фической форме возмещения ущерба в рамках обязательств лица перед госу-
дарством или муниципалитетом. Характер объекта таких правоотношений,
его общественная значимость, безусловно наводят на мысль о выделении в
отдельную группу спорных земельных и экологических правоотношений. Но
у них отсутствует свой, специфический процессуальный механизм реализа-
ции. В конечном итоге мы имеем дело или с исковой или административно-
правовой формой защиты соответствующих экологических или земельных
прав, законных интересов и порядка реализации соответствующих обязанно-
стей.
И наконец, давний вопрос о типологизации правоотношений с частнопра-
вовыми и публично-правовыми началами остаѐтсяоткрытым в том смысле,
что постоянно появляются новые типы таких правоотношений, например,
правоотношения по оказанию публичных услуг. В каждом конкретном слу-
чае, исследуя материально-правовую и процессуальную составляющую таких
правоотношений мы приходим к мысли о том, что выбор механизма реализа-
ции материальной нормы – это во многом вопрос государственной правовой
и экономической политики. На различных этапах исторического развития,
исходя из потребностей государства, соотношения политических сил в обще-
стве, могут быть избраны различные механизмы реализации материальных
норм – стоящие ближе к публичному или, наоборот, частному праву. Соот-
ветственно, правоотношения могут «перетекать» из одной сферы в другую,
подтверждая в очередной раз статус межотраслевых, а иногда и комплексных
межотраслевых.