Конкретные правовые отношения в правореализации

Правореализация в динамике и на микроуровне состоит из конкретных правовых отношений. Именно с ними, а так же ситуационным правом и общерегулятивными правоотношениями, своеобразными профессиональными инструментами, имеют дело практикующие юристы. От того, в каком состоянии (нормальном или деформированном) конкретные правоотношения находятся, как они взаимодействуют друг с другом и внешней средой, во многом зависит уровень законности и правопорядка в правореализации, в конечном счете, реальное социально-правовое качество жизни человека, общества и государства.

Теоретическое знание о конкретных правоотношениях, о ситуационном праве и общерегулятивном правоотношении формирует профессиональное мировоззрение юриста, является необходимой теоретико-методологической компонентой эффективного правового мышления и действия в конкретной, прежде всего, сложной правореализационной ситуации.

Исходя из реалий правореализационной практики и необходимости адекватного и более глубокого ее понимания, последовательно рассмотрим дискуссионные положения теории права: 1) виды конкретных правовых отношений; 2) основные признаки конкретного материального правового отношения; 3) форму и содержание конкретного материального правоотношения.

1. Конкретные правовые отношения с точки зрения функциональной роли и значения в правореализации можно классифицировать на группы (виды). Ведущую роль играют конкретные материальные правовые отношения (КМПО). В пределе этих отношений - и это их основная функция в правореализации - между конкретными субъектами устанавливаются социально-правовые связи и коммуникации, осуществляются целенаправленные действия и удовлетворяются многообразные потребности и интересы, в конечном счете формируется социально-целесообразная структура и среда для комфортной жизнедеятельности человека. В современном обществе столько разновидностей означенных отношений, сколько общественно-значимых практик реально существует. Причем появляются всё новые практики и, соответственно, новые виды КМПО. Общественно-значимой та или иная практика становится при условии, если она массовидна, затрагивает интересы многих людей и государства, имеет специфическое социально-предметное содержание, поддается социальному и нормативно-правовому регулированию и контролю[120]. Сегодня в РФ идет процесс формирования относительно самостоятельной и новой общественно-значимой практики купли-продажи земли. Наиболее важные отношения этой практики урегулированы нормами права. Поэтому они имеют правовой статус и функционируют как конкретные материальные (земельные) правовые отношения.

Этот вид правоотношений именуется материальным по аналогии с материальным правом, нормы которого их регулируют. Здесь термин «материальное» используется в более широком значении, чем принято в обществознании: материальные правоотношения не только те, в пределе которых создаются материальные ценности, но и все иные социальные отношения, например, информационные, экологические и т.д. Поэтому терминологически точнее было бы их обозначать как конкретные социально-правовые отношения.

Среди КМПО выделяются простые (например, проезд в общественном транспорте) и сложные (купля-продажа недвижимости). Одна из отличительных особенностей сложного отношения в том, что его функционирование (возникновение, изменение и прекращение) обеспечивается комплексом конкретных процедурных правовых отношений. Говоря о процедурных правовых отношениях, нельзя забывать важное обстоятельство: сложное КМПО имеет собственную «внутреннюю» процедуру: кто, в какой последовательности и на какой стадии развития отношения совершает те или иные действия. Иными словами, надо различать и не смешивать процедуру сложного КМПО (последовательность действий сторон в пределе отношения) и процедурные правовые отношения (последовательность действий сторон вне отношения, но в связи с ним). Чем сложнее и более значимо для данной общественно-значимой практики и социума КМПО, тем большее количество конкретных процедурных правовых отношений его «обустраивает». Например, купля-продажа земли «обустроена», наряду с другими, конкретным процедурным правовым отношением государственной регистрации права собственности на земельный участок. Следовательно, сложнее становится структура правореализации, поскольку эти отношения образуют своеобразный юридический механизм реализации субъективных прав и обязанностей, ограничений и запретов, условий и порядка деятельности сторон-участников КМПО.

Поэтому второй вид – конкретные процедурные правовые отношения, которые связаны с неюрисдикционным правоприменением. Через эти и посредством этих отношений внешний для КМПО субъект, прежде всего государственный чиновник исполнительной власти и/или муниципальный чиновник, или представитель саморегулируемой организации, взаимодействуя с той или иной стороной материального отношения осуществляет управляющее воздействие – администрирование и тем самым организационно поддерживает и ситуационно контролирует ход и динамику развития КМПО. Функционально процедурные правоотношения призваны с эффектом высокой степени гарантированности защищать интересы сторон и содействовать нормальному (в режиме законности) развитию конкретного материального правового отношения. Однако на практике в рамках данных отношений возникают такие негативные социально-праворазрушающие явления, как бюрократизм, волокита, ошибка, злоупотребление полномочиями, должностной подлог и коррупция. Уменьшить количество процедурных правонарушений можно в том числе и за счет оптимизации процедур. Процедур и соответствующих правоотношений для сложного КМПО должно быть не больше, но и не меньше (принцип необходимой достаточности процедур), чем требует объективная логика функционирования материального правоотношения.

Третья группа – контрольно-надзорные правовые отношения. Как функционируют и взаимодействуют конкретные материальные и конкретные процедурные правоотношения, развиваются они в режиме законности или деформируются, если деформируются, то как, когда и по чьей вине. Все эти правообеспечительные и иные правоохранительные задачи решаются в рамках конкретных контрольно-надзорных правоотношений. По своей природе это так называемые «вертикальные» или, точнее, управленческие отношения. Здесь, как в процедурных правоотношениях, возникают различные негативные для правореализации явления, прежде всего, злоупотребление должностными полномочиями и коррупция. В идеале общество и государство в лице специально уполномоченных структур, например, саморегулируемая организация или Счетная палата, должны устанавливать контроль и надзор не над всеми, а только над наиболее значимыми и социально резонансными правоотношениями.

Четвертая группа – деформированные конкретные правовые отношения. Деформированными (конфликтными) могут стать любые из вышеперечисленных конкретных правоотношений. В отличие от нормального такое правоотношение противоречит ситуационному праву или общерегулятивному правоотношению, т.е. целям, принципам права, конкретным правовым требованиям, зачастую и социальным, прежде всего, нравственным нормам и принципам. Деформированным (конфликтным) конкретное правоотношение становится тогда, когда одна из сторон и/или обе стороны совершают противоправные действия и «изнутри» разрушают - деформируют его[121]. В этом случае субъекты реально создают ситуацию возникновения охранительного, например, уголовного, правоотношения. Поскольку они выходят за пределы поля свободы данного конкретного отношения, очерченного и закрепленного либо в соответствующем общерегулятивном правоотношении, либо – для сложного КМПО – в ситуационном праве.

Деформированными, но при этом бесконфликтными, конкретные правоотношения могут быть в двух случаях. Во-первых, специфической разновидностью деформированного является конкретное правоотношение, ставшее объектом правонарушающего поведения «внешнего» субъекта, например, в момент совершения сделки стороны подвергаются разбойному нападению. Здесь конкретное правоотношение не получает и, возможно, никогда не получит законченную форму. Во-вторых, нормальное развитие конкретного правоотношения может быть заблокировано в результате действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), либо в результате правомерных действий (бездействий) участников или «внешних» субъектов, например, спор о пределах субъективного права. Деформированные правоотношения выступают фактическим основанием возникновения юрисдикционного правоприменения (юрисдикционного юридического процесса). Оно осуществляется в рамках конкретного охранительного правоотношения и комплекса процессуально-правовых отношений.

Следующий вид – конкретные охранительные правоотношения. Их функциональная роль и предназначение в правореализации в том, что в пределе данных отношений и соответствующей процессуально-правовой инфраструктуры деформированные правоотношения возвращаются в исходное должное, т.е. недеформированное положение, начинают развиваться в соответствии с ситуационным правом или общерегулятивным правоотношением, а если это невозможно, то официально (легально) подтверждается факт прекращения деформированных правоотношений и определяется при необходимости вид и мера юридической ответственности субъектов, виновных в этом. В этой связи нельзя не заметить: вряд ли правильно рассматривать, как предлагают некоторые авторы, юридическую ответственность в качестве самостоятельного правоотношения (правоотношение юридической ответственности), анализ практики показывает, что ситуационная юридическая ответственность субъекта устанавливается в пределе структуры конкретного охранительного правоотношения и является его элементом – составляющей.

В правореализации выделяются процессуально-правовые отношения. Это не только правоотношения гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства, но и правоотношения медиации и деятельности третейского суда, а также правоотношения следствия (дознания), исполнительного производства и исполнения наказаний. Они обеспечивают законность и обоснованность возникновения, изменения и прекращения конкретного охранительного правоотношения. Вот почему процессуально-правовые нарушения недопустимы ни под каким предлогом, а факт их совершения в соответствии с принципом ничтожности должен служить основанием для обжалования или опротестования решения, приговора и т.д. Эти отношения всегда документально зафиксированы в той или иной процессуальной форме, что позволяет рассматривать их в качестве результата, процедура получения которого в порядке ретроспективного контроля может быть реконструирована и воспроизведена. В таком контексте конкретные процессуальные правовые отношения можно рассматривать как процессуально-правовую инфраструктуру, способную обеспечить в наиболее социально-целесообразном порядке разрешение или минимизацию всевозможных конфликтов и устранение дефектов (деформаций) в правореализации, в том числе осуществление исполнительного производства и исполнения наказаний.

Наконец, особое место в правореализации занимают конкретные поощрительные правовые отношения. В рамках этих отношений специально уполномоченные субъекты реализуют меры поощрения, определяют вид и меру позитивной юридической ответственности за правомерное примерное поведение субъектов - участников тех или иных конкретных правоотношений.

2. Основные, кроме них есть дополнительные, признаки конкретного материального правового отношения (далее КМПО) объясняют, как возникает и развивается, что из себя представляет в правореализации данное отношение. Это знание является теоретико-методологической основой для выявления и понимания признаков иных конкретных правовых отношений. Любое КМПО – это урегулированное материальными правовыми нормами общественное отношение, это синтез социального, психологического и юридического содержания и формы. Следовательно, рассматриваемый феномен обладает признаками конкретного общественного отношения и – дополнительно к ним – признаками, отражающими его юридическую составляющую[122]. В правореализации, как было отмечено, есть простые и сложные КМПО. При всем сходстве и субстанциональной общности, они имеют и некоторую специфику. Поэтому выявление основных признаков целесообразнее проводить в ходе их сравнительного анализа.

1) Социально-психологическое и нормативно-правовое основание возникновения КМПО. Данные правоотношения не возникают спонтанно и беспричинно, для этого недостаточно даже желания субъекта, наличия юридического факта и правовой нормы. Для их возникновения требуется комплекс факторов. При этом надо различать позитивные и негативные факторы влияния на возникновение КМПО, и позитивные и негативные факторы влияния на его функционирование. Рассмотрим первую группу и, прежде всего, социально-психологические факторы. Субъекты – будущие стороны-участники отношения – осознают необходимость и возможность получения актуального объекта-ценности, например, одному нужно жилье, другому – деньги. Появляется первичный, еще глубоко не познанный и не просчитанный, интерес. Но этого недостаточно. Необходимо, во-первых, наличие социальной ситуации в виде объективных условий, при которых возможно вступить в отношение, создать новую ценность или произвести обмен, получить соответствующее благо и удовлетворить свой социальный интерес, например, отсутствие денег на приобретение квартиры делают отношение нереальным. Не случайно в гипотезе нормы-правила поведения закрепляют существенные социальные условия (юридические факты). Во-вторых, наличие востребованного субъектами объекта - ценности, социальной ситуации и заинтересованности сторон только тогда приведет к возникновению КМПО, когда они проявят социально-правовую активность и недвусмысленно заявят о своих намерениях, например, объявление-предложение о продаже квартиры. Кроме того, для возникновения простого КМПО, как правило, важную роль играют социальные нормы (социальное нормативное основание). Более того, иногда субъекты в конкретной ситуации автоматически действуют в соответствии с социальными нормами. В частности, для пассажира и перевозчика такими нормами являются: обычай (стереотип) проезда в общественном транспорте, во-вторых, нормы этикета и нравственности, которые в зависимости от уровня развития социального сознания и культуры сторон могут положительно влиять на их поведение. Но есть одно исключение. КМПО может быть установлено в порядке опережающего (перспективного, а не ретроспективного) нормативно-правового регулирования, когда, например, используя опыт передовых стран, создается модель нового прогрессивного правоотношения, формируются условия для его реализации и государству и обществу «навязывается» новая практика. В этом случае конкретное правоотношение не имеет социальной нормативной основы. Однако по мере становления, развития и совершенствования практики такая основа неизбежно появится, если законодатель верно просчитал возможности и правильно определил вектор социальной модернизации.

Что из себя представляет нормативно-правовое основание возникновения КМПО? Правоотношение – такой подход доминирует в теории – возникает на основе нормы права[123]. Но какой нормы? Как известно с точки зрения регулятивного потенциала, есть нормы цели, нормы дифиниции, нормы принципы, нормы правила поведения и другие. Бесспорно, правы те, кто считает, что в основе правоотношения лежит не просто норма, а норма правило поведения. Однако даже такая трактовка является поверхностной и требует уточнения. Простое КМПО обусловлено комплексом правовых норм, которые образуют общерегулятивное правоотношение проезда в общественном транспорте. На его основе каждый день, изо дня в день на территории Российской Федерации возникают, изменяются и прекращаются тысячи и миллионы одноименных КМПО[124].

В отличие от простого нормативно-правовое основание сложного КМПО включает: во-первых, общерегулятивное правоотношение купли-продажи квартиры; во-вторых, ситуационное право в форме того или иного индивидуального правореализационного акта. В правореализационном акте получает законченную форму модель сложного КМПО, которое возникнет в процессе реализации его положений и условий. Может ли возникнуть КМПО, если нет общерегулятивного правоотношения или нет ведущей его части – нормы-правила поведения? В частной сфере общественному отношению можно придать статус правового, заключив частный нормативный договор. В публичной сфере это возможно только теоретически, хотя и здесь есть исключения.

2) Персонифицированность и индивидуальная определенность КМПО. В отличие от общерегулятивного правоотношения (где стороны не персонифицированы) в КМПО участники персонально поименованы, обладают правосубъектностью и – для сложного правоотношения – имеют ситуационный (ролевой) правовой статус, т.е. наделены необходимыми, как правило, подтвержденными юридическими документами, полномочиями. Стороной простого КМПО выступает физическое лицо, действующее в своем или чужом интересе; в сложном – одно и/или несколько физических лиц либо организованная группа лиц (коллективный субъект). Индивидуальная определенность проявляется, прежде всего, в качественной специфике (своеобразии) объекта КМПО и его пространственно-временных параметров.

3) Формальная определенность. Конкретное материальное правовое отношение – и в этом отчетливо проявляется его правовая сущность – в той или иной степени формализовано. В общерегулятивном правоотношении (для простого конкретного материального правового отношения) и в ситуационном праве (для сложного) закреплены различные средства – формы или индивидуальные правореализационные акты, с помощью которых субъекты «опредмечивают» и фиксируют содержание правоотношения. Для простого – характерна упрощенная юридическая форма, например, билет проезда в общественном транспорте. Сложное правоотношение фиксируется с помощью пакета (комплекса) юридических документов. Надлежащее, до деталей выверенное оформление правоотношения является специфической гарантией и одновременно эффективным инструментом защиты законных интересов сторон. В некоторых случаях временное отступление от формы не влияет на правоотношение, например, фактический допуск лица к работе означает возникновение правоотношения независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен или нет.

4) Законность. Анализируемое отношение неразрывно связано с режимом законности. Именно в рамках КМПО первично формируется режим законности (законность на микроуровне). Вместе с тем этот режим получает качественную специфику и определенность только в качестве интегрального индикатора развития той или иной общественно-значимой правореализационной практики (законность на макроуровне). Чем большее количество КМПО конкретной правореализационной практики функционирует в режиме законности, тем более высокий уровень законности на макроуровне и более устойчивый правопорядок в данной практике.

Простое (тем более сложное) КМПО должно функционировать в режиме законности и это его нормальное (естественно-правовое) состояние. Такое состояние возникает тогда, когда субъекты поступают правомерно, т.е. не выходят за пределы поля правовой свободы данного отношения, исполняют, соблюдают правовые требования и используют правовые возможности, которые установлены в соответствующем общерегулятивном правоотношении.

Режим законности сложного КМПО в начале возникает на формальном уровне (формальная законность). Речь идет о социально-правовом качестве ситуационного права. Оно должно не противоречить общерегулятивному правоотношению купли-продажи квартиры и при этом не ущемлять интересы сторон (в идеале – и интересы третьих лиц). Затем, когда начнется реализация, в частности, составление тех или иных процедурных документов, формируется (или не формируется) реальный режим законности, если стороны и те, с кем они вступают в процедурные правовые отношения, не выходят за пределы, очерченные в договоре и в соответствующих процедурных нормах.

3. Форма и содержание КМПО.В учебном контенте есть предельно обобщенная, не учитывающая видовые различия и многообразие правореализационных практик, характеристика содержания абстрактного правоотношения и нет анализа ни его формы, ни того, как она влияет на содержание и как оно в свою очередь влияет на форму. Между тем понимание содержания без учета формы (и без учета специфики их взаимодействия в том или ином конкретном правоотношении) является поверхностным и односторонним. Такое неполное и неглубокое понимание вряд ли способствует формированию высокопрофессионального правового мышления и действия юриста. Дело в том, что в правореализационной практике форма и содержание активно и довольно неоднозначно взаимодействуют, причем в различных правоотношениях это осуществляется по-разному.

Вот почему, чтобы быть эффективным в типичных и нетипичных правореализационных ситуациях, практикующему юристу необходимо знание формы и содержания не просто абстрактного правоотношения (правоотношения вообще, без предметно-практической конкретизации), а знание а) формы и содержания конкретного вида (материального, охранительного, процессуально-правового и т.п.) правоотношения, б) возможных моделей взаимодействия между формой и содержанием. Ведь каждый вид конкретного правоотношения выполняет свою функцию в правореализации, занимает то или иное место в её системе и имеет (не может не иметь) определенное своеобразие, которое неизбежно присутствует и в форме, и в содержании.

Рассмотрим форму КМПО. Внешний для этого правоотношения субъект, например, свидетель, прокурор, следователь, и даже стороны-участники визуально идентифицируют и контролируют его, прежде всего, с помощью формы. Конечно, если субъект обладает соответствующим теоретическим знанием и на этой мировоззренческой основе способен «читать» форму, понимать какой социально-психологически-правовой смысл скрывается за ней. Поскольку именно форма, как внешне видимое проявление КМПО на поверхности правореализационной практики, несет первичную информацию о его содержании (и сущности), функциональном состоянии и перспективе развития. В идеале они нерасторжимо слиты и дополняют друг друга: форма наполнена легально допустимым содержанием, а содержание максимально детально отражено в легальной форме. Однако при определенных условиях этот баланс нарушается, вместо конструктивного взаимовлияния возникает, например, противоречие, когда форма преобладает над содержанием.

В теории, пожалуй, даже в правореализации надо различать, но не противопоставлять: 1) форму КМПО в динамике, в процессе его функционирования с момента возникновения ситуационного права и до окончания реализации (завершения КМПО); 2) форму КМПО в статике, т.е. когда оно закончилось, стало социально-правовым фактом, который при посредстве формы фиксируется и сохраняется в социально-правовом пространстве и времени.

1) Если взять простое и сложное КМПО и провести сравнительный анализ, то динамика их развития выражена в комплексной форме: в ней выделяются социальная, психологическая и правовая стороны (аспекты, грани, составляющие).

Социальная сторона (социальная форма) - это индивидуальная манера действий и бездействий конкретных субъектов по реализации стандарта (обычая) социально допустимого или одобряемого поведения, который сформировался на практике в той или иной разновидности КМПО (в нашем примере - стандарт поведения пассажира и перевозчика, покупателя и продавца недвижимости) а также, как дополнительный элемент социальной формы, а) внешний вид субъектов, не связанный с проявлением их психофизиологических реакций, и б) оформление интерьера места, в котором они взаимодействуют. Социальная форма отражает социальное содержание и в этом смысле вторична, но вместе с тем она может позитивно или негативно влиять на КМПО. В частности, если внешний вид водителя, например, неопрятная одежда, явные признаки усталости, и видимое непрезентабельное состояние транспортного средства вызывают неприязнь и опасения у особенно внимательного пассажира, то он может отказаться от услуги и не вступить в КМПО с данным перевозчиком.

Психологическая сторона (психологическая форма) - это индивидуальные психофизиологические реакции в виде мимики, изменения цвета лица, тембра голоса и т.п., сопровождающие (не обязательно всегда) социально значимые действия и бездействия. Психологическая форма КМПО показывает внутреннее состояние субъекта, его оценку и отношение к своему и чужому поведению, в конечном счете психологическое содержание КМПО. В простом правоотношении она зачастую не имеет существенного значения, в сложном, наоборот, как правило, весьма значима, например, она может свидетельствовать о начале деформации правоотношения. Когда говорят: практикующий юрист должен быть психологом, имеют в виду, прежде всего, умение анализировать психологическую сторону формы КМПО.

Правовая сторона (правовая форма) представлена документами - текстами составленными в соответствии с требованиями объективного права, точнее, общерегулятивного правоотношения, участниками КМПО в процессе его функционирования. Для простого правоотношения - это проездной билет, для сложного - комплекс юридических документов, в том числе документы, где содержится ситуационное право, например, договор купли-продажи недвижимости.

2) Какая форма характерна для КМПО после его завершения, после того, как оно стало социально-правовым фактом, структурным элементом правопорядка в той или иной правореализационной практике? Здесь на первый план выходит правовая составляющая - правовая форма. Причем это не только документы, созданные участниками в процессе возникновения и развития КМПО, но для особо сложных и общественно значимых правоотношений это также специальные юридические документы фиксации их окончания и сохранения, например, акт приема-передачи недвижимости и акт государственной регистрации.

Сюда же можно отнести различные технические средства и результаты их использования, например, фотосъемка, видеофиксация. Зачастую такая формализация оконченного КМПО легализована в объективном праве и поэтому имеет юридическую силу для субъектов правореализации, в частности, для правоприменителя и субъекта, осуществляющего контрольно-надзорную деятельность. Кроме того, своеобразной формой, является тот образ КМПО, который сложился в сознании субъекта, например, внешнего наблюдателя (свидетеля) и который храниться в его памяти. Вот почему такой субъект является носителем-источником информации, которую можно использовать в процессе доказывания того или иного факта – элемента оконченного правоотношения или всего отношения в целом.

Таким образом, форма КМПО - это его внешнее проявление на поверхности правореализационной практики, это социальные, психологические, технические, правовые средства и методы фиксации, легализации, изменения, контроля и сохранения содержания КМПО.

Содержание КМПО – это то, из чего оно состоит, его «плоть и кровь», это та субстанция, которая материализируется в комплексной форме и придает ей социально-правовую силу и значение. Содержание КМПО, как любого сложного феномена, так или иначе структурировано, т.е. оно состоит из элементов, между которыми возникают или не возникают (такое также возможно) системные связи. При этом содержание и структуру нельзя разделить, они абсолютно идентичны: содержание правоотношения имеет структуру, а структура показывает как устроено содержание, как оно функционирует (это выявляется в ходе применения структурно-функционального метода). Их единство и взаимосвязь можно проиллюстрировать на примере образного сравнения: если разрезать яблоко или мысленно расчленить КМПО, то открывается содержание («плоть и кровь» предмета) и то, как оно организовано-структурировано.

Некоторые авторы дают иную интерпретацию соотношения этих категорий. Они рассматривают содержание и структуру в качестве целого (структура) и части (содержание): в структуру включаются - а) субъекты; б) содержание; в) объекты, а в содержание - а) взаимные субъективные права и обязанности (юридическое содержание); б) либо в более широкой трактовке - синтез юридического и фактического содержания[125].

Структура содержания особенно сложного КМПО формируется под воздействием различных факторов (причин, условий, гарантий, катализаторов). Они делятся на факторы позитивного и негативного влияния. В каждой конкретной и особенно сложной правореализационной ситуации своя система факторов и практикующий юрист обязан их выделить и учесть в полном объеме. Но есть такие, которые универсальны. К ним относятся, прежде всего, правосознание и социально-правовая культура сторон-участников, в том числе юристов-консультантов, и форма КМПО.

Более подробный анализ структуры содержания, а также как взаимодействуют форма и содержание КМПО - творческое задание для самостоятельной работы и обсуждения на семинарском занятии.

Наши рекомендации